РОДИТЕЛЯМ ОБ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС май 2022 года ЧТО ТАКОЕ ФГОС Министерство просвещения России утвердило федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). Это свод правил для всех школ России: от сельской школы до городской. Обновленные требования ФГОС вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования. Дети, принятые в 1 и 5 классы в 2022 году, будут учиться по обновленным ФГОС. Перед утверждением обновленные ФГОС прошли широкое обсуждение в профессиональном и родительском сообществе. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования: • 1) к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему • 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям • 3) к результатам освоения основных образовательных программ Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: (статья 11 Федерального закона № 273-ФЗ): • 1) единство образовательного пространства Российской Федерации • 2) преемственность основных образовательных программ • 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся • 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения Нормативные правовые документы, в соответствии с которыми вводятся обновленные ФГОС • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) • приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО) • приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО) Нормативные правовые документы, в соответствии с которыми вводятся обновленные ФГОС • приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.02.2022 № 110 «Об организационноуправленческой модели введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Свердловской области» • методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № А3-113/03 Нормативные правовые документы, в соответствии с которыми вводятся обновленные ФГОС • распоряжение Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 25.03.2022 № 609/46/36 «Об утверждении Плана-графика мероприятий по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях МО «город Екатеринбург» • служебная записка Департамента образования от 22.07.2022 № 4577/51/36.01 «О направлении информации об обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО» Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС осуществляется через • http://edsoo.ru–портал «Единое содержание общего образования», сопровождающий введение и апробацию рабочих программ обновленных ФГОС • https://edu.gov.ru/–сайт Минпросвещения России График введения обновленных ФГОС (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № А3-113/03) КЛАСС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2022/2023 учебный год 2023/2024 учебный год 2024/2025 учебный год Обязательное введение Введение ФГОС по мере готовности Основные изменения в обновленных ФГОС Изменения ФГОС Необходимые действия школ • Детализированы требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ • Уменьшился общий объем аудиторной работы обучающихся • Изменилось количество учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне • Введено понятие «учебный модуль» (п.6 ФГОС НОО; п. 5 ФГОС ООО) • Разъяснено понятие «современная информационно-образовательная среда» (п. 34.3 ФГОС НОО; п. 35.3 ФГОС ООО) • Детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы • Пересмотреть содержание рабочих программ по учебным предметам (методические рекомендации размещены на портале «Единое содержание общего образования» - http://edsoo.ru) • Пересмотреть учебные планы начального общего и основного общего образования, программы внеурочной деятельности (примерные рабочие программы размещены на портале «Единое содержание общего образования» http://edsoo.ru) • Эффективно использовать целевую модель цифровой образовательной среды • Обновить рабочие программы воспитания Основные изменения в обновленных ФГОС Ключевое отличие новой редакции ФГОС – конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов и освоения программы. Уточнены направления воспитания: гражданскопатриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. Основные изменения в обновленных ФГОС Появление нового понятия «Функциональная грамотность» Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают в выборе профессии и своего места в жизни. Что же изменится с введением обновленных ФГОС? • Обновленные ФГОС стали конкретнее и единообразнее, учитываются современные тенденции. • Аудиторных занятий стало меньше: снижен максимальный предел часов аудиторной нагрузки: • с 3345 до 3190 часов – для начальной школы • с 6020 до 5549 часов – для основной школы Это значит, что у школьника будет меньше на 1-3 урока в неделю, но это не скажется на качестве обучения. Что же изменится с введением обновленных ФГОС? Предметы «Родной язык» и «Второй иностранный язык» уже не являются обязательными. Школам разрешено не включать «Второй иностранный язык» в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Теперь судьба «Второго иностранного языка» решается с учетом мнения родителей и возможности школы, а именно: предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык» теперь можно вводить, если есть заявление родителей и ресурсы у школы. Родители (законные представители) могут выбрать «Второй иностранный язык» из предлагаемого школой перечня. Горячая линия по вопросам введения обновленных ФГОС По вопросам введения обновленных ФГОС можно обратиться к руководителю школы по телефону, указанному на официальном сайте школы, в районное управление образования или в Департамент образования по телефонам: Горячая линия по вопросам введения обновленных ФГОС Верх-Исетский район 304-12-64 Иваницкая Наталья Александровна, зам. начальника РУО Железнодорожный район 304-16-31 Шарипова Екатерина Эдуардовна, зам. начальника РУО Кировский район 304-16-36 Карова Марина Владимировна, зам. начальника РУО Ленинский район 304-16-41 Коржановская Ольга Анатольевна, зам. начальника РУО Октябрьский район 304-12-71 Шичинова Ольга Геннадьевна, зам. начальника РУО Орджоникидзевский район 304-12-57 Юрочкина Наталья Александровна, зам. начальника РУО Чкаловский район 304-16-51 Власова Елена Юрьевна, зам. начальника РУО Департамент образования Администрации города Екатеринбурга 304-12-44 Агафонова Ирина Васильевна, Мухаметьянова Наталья Александровна, Левкина Оксана Вячеславна, Рядинских Наталия Николаевна, главные специалисты Департамент образования Администрации города Екатеринбурга 304-12-43 Кудинова Татьяна Геннадьевна, начальник отдела По вопросам правового обеспечения введения новых ФГОС: 304-12-41 Сазонова Милена Олеговна, главный Шурова Ирина Александровна, начальник отдела специалист;