ПРИНЯТА на заседании методического совета Протокол № ____,_:f�_ И ,О!". 2021 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Основы журналистики» Возраст обучающихся: 11-18 лет Срок реализации: 2 года Автор-разработчик: Пименова Алёна Александровна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2022 год 1. Комплекс основных характеристик. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Основы журналистики» составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573 Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467) Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.); Устав МАОУ СОШ №16; Программа развития «Школа широкого спектра возможностей» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 на 2017-2021 годы; Локальные акты МАОУ СОШ № 16. 1 Программа «Основы журналистики» разработана на основе учебных пособий Равенского Ю.И., Богдановой Г.А. «Развивайте дар слова» (М. : Просвещение, 1990), Корконосенко С.Г. «Основы журналистики» (М., 2004), а также учебного пособия «Основы творческой деятельности журналиста» Мельника Г.С., Тепляшиной А.Н. (СПб. : Питер, 2004). Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, а также в формировании умения ориентироваться в потоке информации. Обучающимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать обучающимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях. Программа не ставит целью вырастить непременно журналистов или писателей, но вся работа по обучению основам журналистики способствует развитию организаторских способностей детей, помогает взрослению обучающихся, их воспитанию, развивает нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует независимую жизненную позицию, способствует их самореализации и самоопределению в будущем, что отвечает социокультурным потребностям. Педагогическая целесообразность программы обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень. Журналистика предоставляет обучающимся возможности для самореализации, удовлетворения потребности в познании мира и человека. Положительный эффект работы объединения усилится благодаря тому, что на занятиях учащиеся смогут презентовать созданные ими работы, критически их осмысливать, строить суждения, формировать навыки оценки и самооценки. Отличительные особенности заключаются в следующем. Практическим выходом обучения детей по программе «Основы журналистики» является школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования 2 активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и в целом ко всей школьной и общественной жизни. Для ребят активных, любознательных школьная газета станет своеобразным катализатором и генератором идей. А ее содержание – это круг интересов детей, их забот, поисков, сомнений и открытий, это своеобразная школьная летопись. Перед обучающимися открываются широкие возможности. Им предоставляется возможность пополнить словарный запас, расширить кругозор, попробовать себя в роли писателей, журналистов, выразить свои чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам. А практическое применение знаний русского литературного языка может положительно сказаться на успеваемости по русскому языку и литературе. Таким образом, занятия в объединении заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты. А это в конечном итоге способствует художественнотворческому развитию детей. Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 11-18 лет (511 класс), имеющих интерес к журналистике, желание творческого и интеллектуального самовыражения и развития. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Предусмотрен перерыв 10 минут по истечению каждого часа. Группа формируется в количестве 15-20 человек. Объем и срок освоения программы. Настоящая программа рассчитана на 2 учебных года и составляет в первый год 136 часов, второй год обучения 124 академических часа. Уровни программы. «Стартовый уровень» - первый год обучения, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. 3 «Базовый уровень» - второй год обучения, предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. Формы обучения: очная, фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционная. Виды занятий: деловые игры и ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики; лекции; беседы; чтение и обсуждение статей из газет; практическая работа с ПК, фотоаппаратом и диктофоном; практические работы (написание отзывов и статей, совершенствование рукописи, взаиморецензирование и т.д.). Формы подведения результатов: творческие работы обучающихся; анализ, обобщение и систематизация материала при подготовке выпуска школьной газеты; издание и распространение выпусков школьной газеты; проектная деятельность, презентация; анкетирование на тему «Мои творческие успехи». Показателями результативности обучения по программе «Основы журналистики» являются активная позиция обучающихся во время занятий, выполнение практических заданий, участие в ролевых играх, творческих конкурсах. 4 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы – познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества; сформировать систему начальных знаний, умений и навыков журналистской деятельности; раскрыть творческий потенциал обучающихся в сфере журналистики; развить коммуникативные компетенции у обучающихся, необходимые для самоопределения, самовыражения и самореализации. Реализация цели осуществляется через решение следующих задач: - обучающие: познакомить обучающихся с основными терминами журналистики; познакомить со способами сбора информации (анкетирование, опрос, интервью); обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах различной направленности информацией; учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты; обучить первоначальным навыкам работы в программах Microsoft Publisher и Adobe Indesigne в процессе создания школьной газеты; - развивающие: дать представление о сущности журналистской профессии; формировать у обучающихся коммуникативные навыки, готовность слушать собеседника и вести диалог; формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; развивать творческие способности обучающихся; развивать интерес к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий; формировать умения обучающихся презентовать свои достижения; учить давать самооценку результатам своего труда; - воспитательные: 5 формировать уважение к собеседнику; формировать у обучающихся толерантное сознание; формировать активную жизненную позицию; формировать умение осуществлять планирование своей деятельности; формировать саморегуляцию у обучающихся (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий); формировать чувство патриотизма и бережное отношение к истории своей страны, ее языку. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. Формы аттестации (контроля) Количество часов Тема Введение в программу. Знакомство с программой «Основы журналистики» Утверждение рубрик и авторства издания «16 новостей» Совместное создание основных положений и тематической направленности издания «16 новостей» Создание дизайна издания «16 новостей»: цветовое решение, размещение материала по релевантности 6 Общее Теория Практика 4 4 - 1 1 - 1 - 1 Наблюдение 1 - 1 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 5. 6. 7. 8. 9. 10. История журналистики в России История зарубежной журналистики 3 2 3 2 - Газета в моих руках. Современные газеты России 5 2 3 Современные зарубежные газеты 4 2 2 Журналистика как профессия 4 1 3 Функции журналистики 5 3 2 Способы сбора информации 9 3 6 Мастерская информационных газетных жанров 13 7 6 Особенности жанров современных газет 7 3 4 11. 12. 13. 7 Наблюдение Наблюдение Семинарпрактикум: составление плана презентации газеты. Презентация выбранной газеты Наблюдение Семинарпрактикум: подготовка обучающихся к презентации школьной газеты Анализ статей, обработка корреспонденции Семинарпрактикум: подготовка и проведение опросов; играопрос Подготовка материала в соответствии с заданным жанром; практикум, цитирование Мониторинг публикаций в 14. 15. 16. 17. 18. 19. Культура речи Стили речи. Публицистический стиль 6 6 2 2 4 4 Структура газеты. Макет. Заголовок. Шрифт 4 2 2 Особенности современных газетных заголовков 5 2 3 Анализ заголовков печатных СМИ 6 2 4 Работа в программах Open Office, Microsoft Office Publisher. Отработка практических навыков работы за компьютером 6 2 4 21. 22. Особенности дизайна газеты Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты 8 Наблюдение 6 2 4 8 2 6 Пробная верстка полосы, разворота, проработка инструментов программы Наблюдение 4 1 3 Наблюдение 20. Работа в программе Adobe InDesign. Отработка практических навыков работы за компьютером СМИ по различным тематическим направлениям; урок-игра Урок-игра Наблюдение Семинарпрактикум: создание макета номера газеты (на бумажном носителе), подбор заголовков к заметкам, статьям Наблюдение Подбор и анализ заголовков (актуальность, информативность, эффективность) 23. 24. Подготовка статей для школьной газеты 10 4 6 Молодежная печать. История и теория 4 2 2 Анализ особенностей молодежной прессы 3 1 2 Компьютерное редактирование. Вёрстка газеты 7 3 4 Подведение итогов 2 - 2 136 58 78 25. 26. 27. Итого: Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение в программу. Знакомство с программой «Основы журналистики» 9 1.Самостоятельная работа: создание материала в соответствии с выбранным жанром. 2.Анализ, обобщение и систематизация материала. Работа с новыми видами Интернетжурналистики Разбор материалов различной тематической и жанровой направленности Конкурс на лучшую вёрстку 1. Прессконференция на тему «Журналист – призвание или профессия?» 2. Зачет по теме «Основы журналистики» Теория. Ознакомление с направлениями деятельности по программе «Основы журналистики», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов, выбор актива объединения. Практика. Анкетирование: «Почему вы выбрали это объединение? Чему бы вы хотели научиться?» 2. История журналистики в России Теория. Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси. Практика. Тренинг «Творческий потенциал юного журналиста». Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. 3. История зарубежной журналистики Теория. Выпуск первой газеты в Европе. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания в Европе. Практика. Тренинг «Творческий потенциал юного журналиста». Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. 4. Газета в моих руках. Современные газеты Самостоятельный сбор информации на заданную тему. Самостоятельная работа «Основные понятия журналистики». Теория. Виды газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Практика. Составление плана для рассказа о печатном издании. Презентация «Газета в моей семье». Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану). Работа редакции. 5. Современные зарубежные газеты 10 Самостоятельный сбор информации на заданную тему. Самостоятельная работа «Основные понятия журналистики». Теория. Виды газет, их оформление, назначение, ориентированность на определённый̆ круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Практика. Составление плана для рассказа о печатном издании. Презентация «Газета в моей семье». Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану). 6. Журналистика как профессия Теория. Формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты. Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого обучающегося в редакции школьной газеты. Юнкор школьной газеты. Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы. Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации). Подготовка обучающихся к презентации школьной газеты для всех обучающихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты. 7. Функции журналистики Теория. Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы. Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьёй, заметкой. 11 8. Способы сбора информации Теория. Основные методы: наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьюирование, опрос, анкетирование. Практическая работа. Составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции. Заметка. Теория. Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в объединении. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему. 9. Мастерская информационных газетных жанров Интервью. Теория: особенности жанра, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью- зарисовка, коллективное интервью, анкета. Практическая работа: обучение проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью». Подготовка для публикации интервью на выбранную тему. Репортаж. Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанр - оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. 12 Практическая работа: упражнение в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж». Отчёт. Теория: отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета. Практическая работа: учить составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами. 10. Особенности жанров современных газет Самостоятельный сбор информации на заданную тему. Самостоятельная работа «Основные понятия журналистики». Теория. Виды жанров современных газет, их оформление, назначение, ориентированность на определённый̆ круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Практика. Мониторинг публикаций в СМИ по различным тематическим направлениям. 11. Культура речи Теория. Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Практическая работа. Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей 12. Стили речи. Публицистический стиль. Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. 13 Практическая работа. Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей 13. Знакомство с оформительским делом. Структура газеты. Макет. Заголовок. Шрифт Теория. Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе). Теория: понятие и основные функции заголовка. Практическая работа: подбор заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа обучающихся). Теория: знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати, изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете. Практическая работа: упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов. 14. Особенности современных газетных заголовков Теория: знакомство с основными приемами создания заголовков, с особенностями построения структуры заголовков. Практическая работа: Отработка механизма создания заголовков к различным видам материалов. 15. Анализ заголовков печатных СМИ Теория: знакомство с основными приемами создания заголовков, с особенностями построения структуры заголовков. Практическая работа: Подбор и анализ заголовков (актуальность, информативность, эффективность) 16. Работа в программе Open Office, Microsoft Office Publisher. Отработка практических навыков работы за компьютером Иллюстрация в газете. 14 Теория. Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». Практическая работа. Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Обработка фотографий и рисунков в программе Open Office. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты в программе Microsoft Office Publisher. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление: название газеты и обработка фотографий с помощью программы. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. 17. Работа в программе Adobe InDesign. Отработка практических навыков работы за компьютером Теория: Особенности инструментов программы InDesign. Макетирование газеты. Структура полосы. Практическая работа. Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Обработка фотографий и рисунков в программе. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты в программе. 18. Особенности дизайна газеты Теория. Цели дизайна газета. Специфика оформления газеты с учетом различных особенностей издания. Практика. Обучение основным приемам работы в программе 19. Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты Теория: устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой. Практическая работа: обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах). 20. Подготовка статей для школьной газеты Практическая работа: определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала. 21.Молодежная печать. История и теория. 15 Теория. Особенности жанровой и тематической политики молодежных изданий: история и современность. Практика. Формирование и закрепление навыков работы в стиле молодежного издания. 22. Анализ особенностей молодежной прессы Теория. Особенности жанровой и тематической политики молодежных изданий: история и современность. Практика. Написание материалов с учетом особенностей молодежной информационной политики: самостоятельное определение темы, жанра, дизайна материала на полосе. 23. Компьютерное редактирование. Вёрстка газеты Теория: «компьютерная вёрстка газеты». Практическая работа: печать материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. 24. Подведение итогов работы Практика: пресс-конференция на тему «Журналист – призвание или профессия?» Учебный (тематический) план 2 год обучения № п/п Тема 1. Журналистика как вид профессия. Диагностика 2 3 Школьная пресса Номер газеты Формы аттестации (контроля) Количество часов деятельности и Общее Теория Практика 4 2 2 8 4 4 Семинар-практикум: анализ видов информации и средств массовой информации - 8 2 6 Семинар-практикум: анализ периодических изданий 16 4 Самостоятельное оформление своей статьи 4 - 4 5 Журналистский текст 6 2 4 6 Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору обучающихся) Обработка информации. Правила обработки информации. Основные жанры журналистики 4 - 4 Самостоятельная работа на выбранную тему Семинар-практикум: подготовка материалов для газеты Анализ, обобщение и систематизация материала 8 2 4 Анализ, обобщение и систематизация материала 8 2 6 10 - 10 8 4 4 4 2 2 7. 8. 9. Создание материала определенного жанра (по выбору обучающихся) 11. Особенности интервью. Виды, возможности, практическое применение. Правила интервьюирования. 12. Газетная статья – основа газеты. 8 4 4 13. Редактирование текста 8 2 6 14. 15. Фоторепортаж. Выпуск газеты на основе набранного материала. Диагностика 4 4 4 12 - 12 Анализ вышедшего номера. 4 10. 16. 17 4 Анализ материала с точки зрения жанровых особенностей 1. Самостоятельная работа: подготовка материала в соответствии с выбранным жанром. 2. Конкурс на лучший материал для школьной газеты. Написание интервью различных видов (на выбор) Подготовка статьи для выпуска газеты Самостоятельная работа: обработка материала газеты Подготовка выпуска газеты, систематизация материала, вёрстка. - 17. 18 19 20 21 22 23 24 25 Подведение итогов Резервный урок. Повторение особенностей информационных жанров журналистики Резервный урок. Повторение особенностей информационных жанров журналистики Резервный урок. Особенности цитирования источника информации Резервный урок. Опрос – источник информации Резервный урок. Методика проведения опроса Резервный урок. Закрепление темы «Формирование газетной полосы» Резервный урок. Особенности редакторской правки Резервный урок. Фоторепортаж – отражение факта. Итого: 8 4 4 1 1 - 1 - 1 1 1 - 1 - 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 124 39 85 Пресс-конференция на тему «Журналист – призвание или профессия?» Игра-тренинг «Выбери лишнее» Проведение блиц-опросов на свободные темы Создание полосы газеты на свободную тему Игра-интерактив «Ножницы» Фоторепортаж с места событий (школьное мероприятие) Содержание учебного (тематического) плана 1. Журналистика как вид деятельности и профессия. Диагностика Теория. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Экскурсия в редакцию газеты. Практика. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. 18 Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата) 2. Школьная пресса Теория. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации. Практика. Сбор возможной информации для очередного номера газеты «16 НОВОСТЕЙ» 3. Номер газеты Теория. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Практика. Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «16 НОВОСТЕЙ» 4. Самостоятельное оформление своей статьи Практика. Самостоятельное оформление своей статьи для газеты «16 НОВОСТЕЙ». 5. Журналистский текст Теория. Как расположить к себе людей. Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации. Практика. Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты «16 НОВОСТЕЙ». 6. Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору обучающегося) Практика. Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору обучающегося). Обработка информации, оформление статьи. 7. Обработка информации. Правила обработки информации. 19 Теория. Методы сбора и обработки информации в журналистике: традиционные и социологические. Практика. Обучение приемам проведения фокусированного интервью и экспертного опроса. Мониторинг результатов и работа с данными. 8. Основные жанры журналистики Теория. Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж. Практика. Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты «16 НОВОСТЕЙ». 9. Создание материала определенного жанра (по выбору обучающихся) Практика. Создание материала определенного жанра (по выбору обучающегося). Оформление полученных результатов для газеты «16 НОВОСТЕЙ». 10. Особенности интервью. Виды, возможности, практическое применение. Теория. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Практика. Написание интервью различных видов (на выбор) 11. Правила интервьюирования. Теория. Виды, техники и правила проведения интервью. Когда может применяться интервьюирование. На какие виды оно подразделяется. В чем преимущества и недостатки интервьюирования. Практика. Написание сценария для интервью 12. Газетная статья– основа газеты. Теория. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Практика. Написание плана для статьи, отработка подбора заголовка, написание лида, яркости изложения текста. 13. Редактирование текста. 20 Теория. Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование). Практическая работа. Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объяснить, по каким признакам определена принадлежность к тому или другому жанру. Оценка уровня мастерства автора. 14.Фоторепортаж. Теория. Особенности и разновидности фоторепортажей. Практика. Анализ фоторепортажей из различных видов изданий. Подготовка собственного фоторепортажа по заданию редакции. 15. Выпуск газеты на основе набранного материала. Диагностика Практика. Самостоятельный выпуск газеты на основе набранного материала. 16. Подведение итогов. Теория: Подведение итогов занятий за год. Практика: пресс-конференция на тему «Журналист – призвание или профессия?» 1.4. Планируемые результаты изучения программы В результате освоения программы «Основы журналистики» (при условии регулярного посещения занятий) обучающимися должны быть достигнуты: Личностные результаты приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «16 новостей»; получение возможности проявлять инициативу в принятии решений; понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности. 21 Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации. Предметные результаты изучения курса «Основы журналистики» отражают опыт обучающихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы школьники: познакомятся с основными терминами журналистики; приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций; получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации; приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты; приобретут опыт уважительного отношения как к своему творчеству, так и к творчеству других людей; научатся давать самооценку результатам своего труда; приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты; научатся работать над выполнением заданий редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы 22 юнкоров, научатся распределять работу между участниками проекта; научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им; поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, так и качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы «Основы журналистики»: Материально-техническое обеспечение: персональные компьютеры и подключение к сети Интернет; наличие соответствующего программного обеспечения (компьютерных программ Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Adobe Indesigne); принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, диктофоны. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, Интернет-источники; Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом дополнительного образования Булатовой Т.С. Образование высшее. Квалификационная категория первая. Методические материалы: 23 - Вовк Елена. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в «БШ» №13, 15, 16. 2004; - Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1998; - Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – СПб: Алфа-пресс, 2013; - Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – Москва: «Аспект Пресс», 2001. – 287 с.; - Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240 с.; - Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». – М.: РИП-холдинг, 2003; - Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998; - Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: «Аспект Пресс», 2000. – 312 с.; - Словари различных типов. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Процесс обучения предусматривает следующие формы контроля: семинары-практикумы по изученной теме (позволяют выявить степень усвоения обучающимися изученной темы); теоретический зачет по теме «Основы журналистики» (см. Приложение 1) (показывает уровень владения обучающимися основными журналистскими терминами, понятиями); самостоятельная работа в различных жанрах журналистики: подготовка статей, заметок, рецензий, очерков, интервью и т.п., публикация материалов (позволяет определить, насколько обучающиеся усвоили знания об 24 информационных и аналитических жанрах, получили навыки сбора информации, ее критической оценки и творческой обработки); анализ материала с точки зрения жанровых особенностей, обобщение и систематизация материала при подготовке выпуска школьной газеты; участие в конкурсах и фестивалях школьных СМИ (позволяет оценить успехи обучающихся независимыми экспертами, в том числе в сравнении с другими юными корреспондентами); конкурсы на лучший журналистский материал и на верстку газеты (критерии оценивания см. в Приложении 2); открытое занятие в формате пресс-конференции (позволяет проявить обучающимся полученные навыки коммуникации, умение сформулировать вопрос, продемонстрировать свое понимание этики журналистского творчества). издание и распространение выпусков школьной газеты (позволяет увидеть творческий потенциал обучающихся, их самовыражение, уровень владения журналистскими навыками и навыками вёрстки газеты). Критерии оценки результативности обучения: знание жанров журналистики, средств массовой коммуникации; умение работать в программах Open Office, Microsoft Office Publisher (создание текстов, верстка газеты); овладение профессиональными журналистскими навыками, дающими возможность раскрыть свои способности; публикация материалов в разных жанрах и изданиях. 25 Показателями результативности обучения по программе «Основы журналистики» являются активная позиция обучающихся во время занятий, выполнение практических заданий, подготовка публикаций для школьной газеты, участие в ролевых играх, творческих конкурсах. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения с учетом особенностей личности каждого обучающегося, его интересов и склонностей. 3. Список литературы 1. Вовк Елена. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в «БШ» №13, 15, 16. 2004; 2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – СПб: Алфа-пресс, 2013; 3. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Москва: «Аспект Пресс», 2001. – 287 с.; 4. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. – 272 с.; 5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240 с.; 6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001. – 1600 с.; 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2015. – 1376 с.; 8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М.: «Аспект Пресс», 8-е издание, 2011. – 351 с.; 9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 207 с.; 10. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.; 26 11. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: «Аспект Пресс», 2000. – 312 с. 27 Приложение 1 Теоретический зачет по теме «Основы журналистики» Выберите правильный вариант ответа 1. Пресс-релиз – А) выпуск с подборками актуальных материалов различного типа, подготовленные пресс-службой Б) подборка материалов из других изданий В) проблемная статья Г) лента новостей 2. СМИ считается таковым, если территориально зона его регулярного действия распространяется до международных масштабов. А) региональное Б) транснациональное В) федеральное Г) массовое 3. Так называемый «25-й кадр» — это А) профессионализм, обозначающий последний кадр телевизионного репортажа Б) прием скрытого психологического воздействия на адресата В) наименование «бегущей» новостной строки 28 4. Языковые приметы научного стиля: А) строгость Б) образность В) стандартизованность Г) логичность Д) использование терминов Е) экспрессивность 6. Языковые приметы официально-делового стиля: А) регламентированность Б) образность В) стандартизированность Г) безличность Д) экспрессивность Е) объективность Ж) эмоциональность 7. Разновидность статьи, в которой автор пытается приблизиться к истине, предложить варианты решения проблемы, дать оценку происходящему на основе столкновения мнений – своего и оппонента (оппонентов) А) полемическая Б) общеисследовательская 29 В) передовая Г) практико-аналитическая 8. Риторический вопрос – А) вопрос, не требующий ответа Б) вопрос, содержащий в себе ответ В) вопрос-восклицание Задания на соотнесение 1. Приведите в соответствие жанры и функциональные стили: лекция — научный стиль очерк — публицистический стиль заявление — официально-деловой стиль коммюнике — официально-деловой стиль интервью — публицистический стиль конспект — научный стиль справочник — научный стиль 2. Соотнесите название каждой группы журналистских жанров и их основную задачу: информационные жанры — констатация аналитические жанры — обобщение художественно-публицистические жанры — типизация 30 3. Соотнесите вид фактологической информации и его определение: фактологическая — факты, устанавливающие реальность каких-либо событий, явлений вероятностная — предположения о прошлом, настоящем и будущем событий превентивная — сообщение о событиях, которые запланированы и с большей или меньшей степенью вероятности состоятся оценочная — содержит оценку события, факта программная — совет или рекомендация относительно явления, события нормативная — сведения о предписаниях, общественных требованиях Дайте краткий ответ на вопрос 1. Как в журналистике называется аннотация, «шапка» статьи, новости или пресс-релиза, состоящая из одного выделенного абзаца, в котором коротко ставится проблема и суть публикации. (Лид) 2. Назовите мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость или любой другой повод, и организация или отдельная личность, непосредственно связанные с этой новостью или поводом, желают дать свои комментарии по этому вопросу. (Пресс-конференция) 3. Учение, наука о морали, нравственности как одной их форм общественного сознания. (Этика) Критерии оценивания: 14-11 баллов – высокий уровень владения теоретическим материалом 10-6 баллов – средний уровень владения теоретическим материалом 31 5-0 баллов – низкий уровень владения теоретическим материалом 32 Приложение 2 Критерии оценивания индивидуальных творческих работ 1. Подготовка материала в соответствии с выбранным жанром Актуальность темы Понимание темы и степень ее раскрытия Авторская позиция: сплав личного с общественным, умение увидеть актуальные события и явления реальной жизни через призму своего отношения Жанровая определенность: в материалах автора присутствуют элементы того или иного жанра; автор понимает, в какую форму лучше всего облечь данную тему Проявление индивидуальности, авторского стиля: в публикации присутствуют элементы речи и подачи материала, свойственные именно этому автору (авторская ирония, философизм, лиричность, репортажный стиль и др.) Анализ и оценка информации, построение суждений, их обоснованность Соответствие журналистским канонам Логика и связность суждений, выразительность Грамотность речи: соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм литературного языка Отсутствие опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок 2. Верстка газеты 33 Продуманный дизайн Наличие ярких, запоминающихся особенностей верстки Наличие, качество и вариативность визуального контента (фотографии, рисунки, графика, дополненная реальность) 34