ПРИНЯТА на заседании методического совета Протокол № ____,_:f�_ И ,О!". 2021 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Студия экспериментального танца «МР-5». Дисциплина «Классический, народный, эстрадный танец» Возраст обучающихся: 8-17 лет Срок реализации: 4 года Автор-разработчик: Малашенко Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2022 год 1. Комплекс основных характеристик. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Студия экспериментального танца «МР-5». Дисциплина «Классический, народный, эстрадный танец»» (далее - программа) составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных документов: − Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»; − Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; − Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573 − Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467) − Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.); − Устав МАОУ СОШ №16; − Локальные акты МАОУ СОШ № 16. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Танец – это одно из немногих искусств, которое совмещает в себе движение, музыку, эмоции, активно и положительно влияет на общее 1 развитие детей. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. Как правило, танец доставляет удовольствие, пробуждает познавательную активность. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся презентовать себя. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она побуждает к творчеству. Дети и подростки по природе своей восприимчивы к музыке, для них танец – естественное состояние души и тела. Обучение по данной программе, несомненно, будет способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, формированию и развитию творческих способностей обучающихся, Отличительные особенности. Программа разработана для реализации в объединении дополнительного образования «Студия экспериментального танца «МР-5»». На занятиях в Студии экспериментального танца «МР-5» обучающиеся познают многообразие танца: классического, народного, эстрадного, современного, танца в стиле «hiphop», а так же изучают историю хореографического искусства. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализующихся в студии экспериментального танца «МР-5» и предполагает изучение обучающимися таких дисциплин, как: классический танец, народный танец, эстрадный танец. Программа направлена на эстетическое воспитание детей и подростков, в сочетании с хореографической и физической подготовкой, дает обучающимся возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности студии. Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся Студии экспериментального танца «МР-5» в возрасте 8-17 лет, имеющих интерес к хореографии и здоровому образу жизни, желание самовыражения и развития в творческой деятельности. Для посещения занятий, обучающиеся предоставляют медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для занятий хореографией. 2 Режим занятий. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, в количестве 2-4 академических часов в неделю, в зависимости от учебного плана группы на текущий год. Возможно проведение занятий в каникулярный период – подготовка к конкурсам и фестивалям, концертная деятельность, посещение мастер-классов ведущих специалистов в области хореографического искусства. Группа формируется в количестве 15-25 человек. Объем и срок освоения программы. Настоящая программа рассчитана на 4 учебных года и составляет 153 академических часа ежегодно. Уровни программы. «Стартовый уровень» - 1 год обучения, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. «Базовый уровень» - 2 и 3 год обучения, предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. «Продвинутый уровень» - 4 год обучения, предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. Формы обучения: очная, фронтальная, групповая, парная (дуэты), индивидуальная (соло), заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционная. Виды занятий: практические, теоретические занятия, открытые уроки, концеры, соревнования, отчетные концерты. Формы подведения результатов: открытые уроки, отчетный концерт, участие в конкурсах и фестивалях хореографического творчества. 3 1.2. Цель и задачи программы. Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся, посредством классической, народной, эстрадной хореографии. Задачи: Обучающие: - формировать у обучающихся интерес к искусству танца; танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала; - обучить основам классического, народного, эстрадного танца; - сформировать навыки музыкально-двигательного движения, пластику, культуру движения, выразительность, умение ориентироваться в пространстве; - научить переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений; Развивающие: - развивать способность детей к творчеству, музыкальный слух и чувство ритма, воображение, коммуникативные умения, способности к импровизации. Воспитательные: - воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца, способность к продуктивному творческому общению; - создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве с педагогами и сверстниками. 4 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения № Наименование раздела 1. Организационное занятие 2. Танцевальная азбука 3. Элементы классического танца 4. 5. 6. 7. 8. Элементы народного танца Элементы эстрадного танца Постановочная и репетиционная работа Внеаудиторная деятельность Итоговое занятие Итого: Кол-во часов Общее 2 Формы аттестации, контроля Теория Практика 2 - Наблюдение 16 28 2 2 14 24 Наблюдение Наблюдение 30 32 34 9 2 153 2 2 10 28 30 34 9 2 143 Наблюдение Наблюдение Открытый урок Отчетный концерт Наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения Тема 1. Организационное занятие. Теория. Введение программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид. Планы на учебный год. Тема 2. Танцевальная азбука. 5 Теория. Воспитание восприятия характера музыки. Темп, упражнения. Музыкально-ритмическая гимнастика и общеукрепляющие упражнения. Практика. Постановка корпуса, упражнения для рук, кистей, пальцев. Упражнения для головы: повороты головы, наклоны головы, круговые движения головы. Упражнения для плеч и корпуса: подъем и опускание плеч, наклоны корпуса вперед, в сторону. Упражнения для ног: подъем на полу пальцы, перекаты с полу пальцев на пятки, сгибание ног в коленях (пружинка). Прыжки: прыжки по VI позиции, на одной ноге. Шаги: бытовой, легкий шаг с носка, шаги с хлопками, шаг на полу пальцах и пятках , простой танцевальный̆ шаг, приставной̆ шаг, приставной шаг. Бег: легкий бег, бег сгибая ноги сзади. Ознакомление детей̆ с элементами танцевальных движений. Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере. Бег и прыжки в сочетании. Притопы: удар одной̆ ногой̆ в пол, поочередные удары правой̆ и левой̆ ногой̆; топающий̆ шаг, выставление ноги на носок перед собой̆. Хлопки и притопы на сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком. Различие правой, левой ноги, руки, плеча. Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией̆ в пространстве. Повороты. Музыкально-ритмические игры. Тема 3. Элементы классического танца. Теория. Знакомство с особенностями «классического танца». Партерная гимнастика. Понятие «партер» и значение. Правила выполнения движений, техника безопасности на занятиях. Практика. Ознакомление с элементами партерной гимнастики. Упражнения для развития гибкости. Упражнения для стоп. Упражнения для позвоночника. Выполнение тренировочных упражнений на полу. Комплекс упражнений направленный на укрепление, расслабление и улучшение эластичности мышц и связок. Упражнения на укрепление спины, брюшного пресса. Упражнения для ног, стоп, повышение гибкости суставов. Тема 4. Элементы народного танца. Теория. Понятие народного танца. Особенности движений в народном танце (широта жеста, величавость, веселость, задор, юмор). Особенности народных танцев. Что такое хоровод. Ролевые особенности женского и мужского танца в хороводе. 6 Практика. Знакомство с элементом народного танца: приставные шаги, притопы одной ногой, выставление ноги на каблук, переменные притопы. Хороводный шаг. Фигуры в хороводе: «Воротца», карусель». Хоровод с выворачиванием круга. Положение рук в хороводе. Показ фигур в хороводе: «Змейка», «Цепочка», «Звездочка». Упражнение «Идем змейкой». Хоровод «Змейка с воротцами». Музыкальная игра «Тихие воротца». Хороводные шаги: переменный, топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг, шаг с притопом. Прямой галоп. Тема 5. Элементы эстрадного танца. Теория. Знакомство с особенностями эстрадного танца. Практика. Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах. Движения на координацию, прыжки, перестроение из одного рисунка в другой, движения по кругу, танцевальные движения в образах. Разучивание хореографических композиций детского эстрадного танца. Отработка движений танца. Тема 6. Репетиционная и постановочная работа. Практика. Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений. Достижение синхронности исполнения танцевальных этюдов и танцевальных постановок. Постановка. Знакомство с музыкальным материалом постановки танцев. Изучение движений танцев. Соединение движений танца в танцевальную композицию. Репетиция. Отработка элементов. Работа над музыкальностью. Развитие пластичности, синхронности в исполнении. Работа над техникой танца. Выразительность и эмоциональность исполнения. Тема 7. Внеаудиторная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах различного уровня. Проведение отчетного концерта на концертной площадке района или города. Тема 8. Итоговое занятие. Итоговое занятие, подведение итогов учебного года. Повторение пройденного материала. 7 Планируемые результаты 1 года обучения. Предметные: − уметь координировать свои движения; − уметь реагировать на начало музыки и её окончание; − ритмично выполнять несложные движения руками и ногами. − двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки. Метапредметные: − развить способность понимать и принимать учебную цель и задачи; − развить интерес к разнообразным явлениям искусства в учебной и внеучебной деятельности. Личностные: − способствовать формированию ответственного отношения к занятию; − способствовать развитию работоспособности. 8 Учебный (тематический) план 2 год обучения № Наименование раздела Кол-во часов Общее 2 1. Организационное занятие 2. Танцевальная азбука 3. Элементы классического танца 4. 5. 6. 7. 8. Элементы народного танца Элементы эстрадного танца Постановочная и репетиционная работа Внеаудиторная деятельность Итоговое занятие Итого: Формы аттестации, контроля Теория Практика 2 - Наблюдение 16 28 2 2 14 24 Наблюдение Наблюдение 30 32 34 9 2 153 2 2 10 28 30 34 9 2 143 Наблюдение Наблюдение Открытый урок Отчетный концерт Наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения Тема 1. Организационное занятие. Теория. Введение программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид. Планы на учебный год. Тема 2. Танцевальная азбука. Теория. Музыкальные размеры на 2/4, 3/4, 4/4 за счет прослушивания музыкального материала. Темп (быстро, медленно). Контрастная музыка (грустная, веселая). 9 Практика. Постановка корпуса, позиции рук (1, 2, 3) и ног (6, 1).Прыжки, подскоки. Скоординированные движения рук и ног. Боковые шаги. Упражнения на координацию движения. Построения и перестроения: в колонну по одному, из колонны в шеренгу, построение в круг, построение в две линии. Маршировка в темпе и ритме музыки на месте, вокруг себя, по кругу, вправо, влево, фигурная маршировка с перестроением из колоны в шеренгу и обратно. Ориентировка в зале, направление в зале. Музыкально-пространственные упражнения. Повороты. Тема 3. Элементы классического танца. Теория. Специфика танцевального шага и бега. Постановка корпуса. Практика. Изучение позиций ног (1, 2, 3). Изучение позиций рук (1,2, 3). Упражнения для ног (батман тандю, деми плие, батман жете). Полуприседание – demi plie (деми плие) по 1-ой, 2-ой и 3-ей позиции (без отрыва пяток от пола). Выставление ноги в различных направлениях, махи ногами (battements) – батманы (на 45): Battement tandu (батман тендю), battement jete (батман жете). Учебная танцевальная комбинация на середине зала. Тема 4. Элементы народного танца. Теория. Особенности народных движений. Характерные положения рук. Практика. Русский танец. Позиции рук (1, 2, 3). Шаги с носка, переменный, с притопом, с подскоком. Припадание в сторону, в, боковые шаги, притопы, переступания. Дробные движения одинарный удар ребром каблука, двойной удар ребром каблука. «Ключ» – простой. Присядки. Боковой шаг на всей стопе. Основные движения танца. Отработка движений танца. Тема 5.Элементы эстрадного танца. Теория. Особенности эстрадного танца. Позиции рук (показ педагога). Практика. Комплекс упражнений для разминки. Прыжки. Комбинированные удары в ладоши. Приставные шаги. Повороты и вращения на месте. Простейшая композиция танца. Характерные особенности. Координация и быстрая смена движений, чувство ритма. Основные движения танца. Отработка движений танца. Тема 6. Репетиционная и постановочная работа. 10 Практика. Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений. Достижение синхронности исполнения танцевальных этюдов и танцевальных постановок. Постановка. Знакомство с музыкальным материалом постановки танца. Изучение движений танца. Соединение движений танца в танцевальную композицию. Репетиция. Отработка элементов. Работа над музыкальностью. Развитие пластичности, синхронности в исполнении. Работа над техникой танца. Выразительность и эмоциональность исполнения. Тема 7. Внеаудиторная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах различного уровня. Проведение отчетного концерта на концертной площадке района или города. Тема 8. Итоговое занятие. Итоговое занятие, подведение итогов учебного года. Повторение пройденного материала. Планируемые результаты 2 года обучения. Предметные: − освоить ходы на носках, пятках; − изучить упражнения с элементами танца; − научиться выполнять подскоки по диагонали (галоп, шаг польки); − повторять элементы тренажа и запоминать его. Метапредметные: − научить оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; − развить умение диагностики результатов познавательной, творческой деятельности; − совершенствовать умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, работать в группе. Личностные: − привить потребность к творчеству; 11 − пробудить интерес к знаниям в области хореографии; − способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Учебный (тематический) план 3 год обучения № Наименование раздела 1. Организационное занятие 2. Танцевальная азбука 3. Элементы классического танца 4. 5. 6. 7. 8. Элементы народного танца Элементы эстрадного танца Постановочная и репетиционная работа Внеаудиторная деятельность Итоговое занятие Итого: Кол-во часов Общее 2 Формы аттестации, контроля Теория Практика 2 - Наблюдение 16 28 2 2 14 24 Наблюдение Наблюдение 30 32 34 9 2 153 2 2 10 28 30 34 9 2 143 Наблюдение Наблюдение Открытый урок Отчетный концерт Наблюдение 12 Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения Тема 1. Организационное занятие. Теория. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид. Роль подготовки к занятиям. Тема 2. Танцевальная азбука. Теория. Повторение пройденного материала. Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые, медленные). Медленные хороводные, быстрые плясовые русские танцы. Стилизованная народная музыка. Практика. Акцентировка на сильную долю такта в шагах. Тактовые и затактовые вступления в танец. Музыкально-ритмические игры и упражнения с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4,4\4). Соотношение движений с музыкальной фразой. Прослушивание музыки и определения в ней такта, затакта. Прослушивание музыки и определение ее музыкального жанра. Тема 3. Элементы классического танца. Теория: Эстетика и художественность поворота корпуса. Практика. Экзерсис на середине зала. Партерная гимнастика. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава, упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника, упражнения для растягивания ахилового сухожилия, упражнения на пресс, упражнения для развития гибкости. Тема 4. Элементы народного танца. Теория. Точные позиции. Положение и движения рук в танцах: русских. Практика. Ускоряется темп исполнения пройденного. Добавляется каблучковые движения. Середина: танцевальные ходы, переменные, «молоточки». Боковые ходы. Веревочка. Особенности народных движений. Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция. «Ковырялочка» – поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. 13 Хлопки и хлопушки – одинарные, двойные и тройные в ладони, по бедру. Одинарный удар ребром каблука. Присядки. Припадание в сторону. Хлопки и хлопушки – одинарные, двойные. Танец - основные движения, танцевальная связка. Отработка движений танца. Тема 5. Элементы эстрадного танца. Теория. Стили и направления в современной музыке. Танцевальный образ. Практика. Упражнения по развитию координации движений. Растяжка на полу. Амплитудность простых упражнений в направлении «маятник», и «пружинка». Танец - основные движения, танцевальная связка. Отработка движений танца. Тема 6. Репетиционная и постановочная работа. Практика. Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений. Достижение синхронности исполнения танцевальных этюдов и танцевальных постановок. Постановка. Знакомство с музыкальным материалом постановки танца. Изучение танцевальных движений. Соединение движений в танцевальные композиции. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах. Репетиция. Отработка элементов танца. Работа над музыкальностью танца. Развитие пластичности. Синхронность в исполнении. Работа над техникой танца. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений. Выразительность и эмоциональность исполнения. Тема 7. Внеаудиторная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах различного уровня. Проведение отчетного концерта на концертной площадке района или города. Тема 8. Итоговое занятие. Итоговое занятие, подведение итогов учебного года. Повторение пройденного материала. Планируемые результаты 3 года обучения. Предметные: 14 знать позиции рук (1, 2, 3); − знать расположение в зале (по кругу, квадрату); − знать музыкальный темп (быстро, медленно); − уметь выполнять ритмические упражнения; − знать правила постановки рук, ног; − освоить положение корпуса в танце; − знать простейшие соединения и исполнять их; − исполнять простейшие танцевальные композиции Метапредметные: − формировать умение адекватно воспринимать оценку педагога; − различать способ и результат действия; − научить вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; − сформировать умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности; − обучить умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; − развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Личностные результаты: − способствовать развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; − способствовать формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, − творческой и других видов деятельности; − сформировать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности. − 15 Учебный (тематический) план 4 год обучения № Наименование раздела Кол-во часов Общее 2 1. Организационное занятие 2. Танцевальная азбука 3. Элементы классического танца 4. 5. 6. 7. 8. Элементы народного танца Элементы эстрадного танца Постановочная и репетиционная работа Внеаудиторная деятельность Итоговое занятие Итого: Формы аттестации, контроля Теория Практика 2 - Наблюдение 16 28 2 2 14 24 Наблюдение Наблюдение 30 32 34 9 2 153 2 2 10 28 30 34 9 2 143 Наблюдение Наблюдение Открытый урок Отчетный концерт Наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 4 год обучения Тема 1. Организационное занятие. Теория. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид. Роль подготовки к занятиям. Тема 2. Танцевальная азбука Теория. Строение музыкального произведения (вступление, основная часть, кода). Куплетные формы (вступление, запев, припев). Динамика (тихо, громко). Характер и особенности народной музыки. 16 Практика. Ритмичные хлопки в ладоши, прищелкивание пальцами. Музыкально-ритмические игры (хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет, только на первый счет; выполнение движений руками в различном темпе). Исполнение одних и тех же движений в разных темпах и разных характерах. Тема 3. Элементы классического танца. Теория. Медленный темп – адажио. Быстрый темп – аллегро. Практика. Экзерсис на середине зала. Партерная гимнастика: упражнения, укрепляющие мышцы спины, упражнения, развивающие гибкость позвоночника, упражнения, развивающие подъем стопы, упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, упражнения развивающие выворотность ног. Тема 4. Элементы народного танца. Теория. Народные танцы. Виды народных танцев. Танцы народов мира. Практика. Хлопки и хлопушки – одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары) – в ладони, по бедру. Разучивание основных движений. Отработка движений танца. Тема 5. Элементы эстрадного танца. Теория. Образы и стили в современном танце. Разнообразие жанров и направлений в современной танцевальной музыке. Практика. Танец. Танцевальные связки. Отработка движений танца. Тема 6. Репетиционная и постановочная работа. Практика. Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений. Достижение синхронности исполнения танцевальных этюдов и танцевальных постановок. Постановка. Знакомство с музыкальным материалом постановки танца. Изучение танцевальных движений. Соединение движений в танцевальные композиции. Репетиция. Отработка элементов танца. Работа над музыкальностью. Развитие пластичности. Синхронность в исполнении. Работа над техникой танца. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений. Выразительность и эмоциональность исполнения. Тема 7. Внеаудиторная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах различного уровня. Проведение отчетного концерта на концертной площадке района или города. 17 Тема 8. Итоговое занятие. Итоговое занятие, подведение итогов учебного года. Повторение пройденного материала. 1.4. Планируемые результаты изучения программы Предметные результаты − знать основные направления в танцевальной музыке; − знать ритмопластические упражнения и соединения; − уметь соизмерять движения с темпом музыки; − исполнять движения в народном, классическом, эстрадном танцах; − иметь навык вежливого обращения к партнеру; − самостоятельно выполнять основные упражнения разминки; − исполнять движения на мелодию с затактом; − исполнять ударные и безударные движения. Метапредметные результаты − понимать и принимать учебную цель и задачи, адекватно воспринимать оценку педагога; − проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в различной деятельности; − контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. Личностные результаты: − проявлять интерес к знаниям в области хореографии; − сотрудничать с педагогом и сверстниками; − переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений; − приобретать новые знания и умения, стремиться к совершенствованию своих танцевальных способностей. 18 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий и репетиций (актовый зал, танцевальный класс), переносная акустическая колонка, музыкальный центр, сценические костюмы для выступлений. Информационное обеспечение: Банк видео записей с концертными записями выдающихся мастеров хореографического искусства, образцовых танцевальных коллективов. Архивы выступлений участников студии экспериментального танца аудио-, видео-, фото. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом дополнительного образования Малашенко О.В; Образование высшее. Квалификационная категория высшая. Методические материалы: Электронные каталоги и ресурсы web - сайтов отечественных и зарубежных библиотек; − информационно – справочный портал www.library.ru − форум «Классика». Режим доступа www.forumklasika.ru − классическая музыка – каталог ссылок. Режим доступа www.classicalmusiclinks.ru Информационные ресурсы: 1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца: С.-Пб.: Лань, 2019. - 110с. 2. Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения. М.: ВЦХП, 2019. – 86с. 3. Вадим Никитин. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. Издательство: ГИТИС, 2019. 4. Журнал Дополнительное образование и воспитание. М.: ИД ООО Витязь-М., 2019. – 64с. 5. Ирина Сироткина. Свободное движение и пластический танец в России. Издательство: Новое литературное обозрение, 2019. 6. Равиль Зарипов, Елена Валяева. Драматургия и композиция танца. Учебно-справочное пособие. Издательство: Лань, 2019. 7. Савин В.З. Композиция и постановка танца. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 2019. – 51с. 19 2.1. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Процесс обучения по программе предусматривает следующие формы аттестации и контроля: открытые уроки, отчетный концерт, участие в конкурсах и фестивалях хореографического творчества. Текущий контроль осуществляется в форме педагогического наблюдения. Промежуточный контроль проводится в форме открытого урока. Итоговый контроль – отчетный концерт по завершению учебного года. Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, сертификаты участия. Показатели уровня освоения программы. Критерии Низкий уровень (1 балл) Умение слышать Не чувствует ритм и характер музыку музыки, не ориентируется в музыкальном размере Знание танцевальных терминов Техника исполнения Работа коллективе, группе Не знает терминологии Средний уровень (2 балла) Двигается ритмично, путается знаниях музыкального размера. в танцевальной Знает в полном объеме, но отсутствует свободное общение на профессиональном языке Имеет замечания при исполнении упражнений; не выразительно исполняет элементы танца в Может пренебрегать нормами коллективных отношений. Не испытывает стремления работать в коллективе, группе, паре Не уверенно исполняет упражнения; выразительно исполняет элементы танца не Не всегда испытывает потребность и стремление работать в коллективе 20 Высокий уровень 1. балла) Двигается ритмично, учитывая характер музыки; легко определяет музыкальный размер Знает танцевальную терминологию, свободно общается на профессиональном языке Имеет высокие навыки исполнения танца, его простейших и сложных элементов Соблюдает нормы коллективных отношений. Умеет работать в коллективе, группах, паре Мотивация занятиям к Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес иногда поддерживается самостоятельно Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный, общения, добиться высоких результатов Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет как будущую профессию Уровни освоения программы: Низкий: 0-5 баллов. Средний:6 – 10 баллов. Высокий: 11 – 15 баллов. 3. Список литературы 1. Базарова, Н. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей. - М.: 2. 3. 4. 5. Искусство, 2016. - 208 c. Бахрушин, Ю. А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 2018. - 288 c. Богданов, Г. Ф. Детское хореографическое творчество. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 265 с. Болтнева, А. С. Развитие гибкости спины на уроках гимнастики в детской школе искусств / А. С. Болтнева // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума, 31 октября– 3 ноября 2016 г. – Челябинск: Челябинский гос. ин-т культуры, 2016. – С. 297-298. Карапыш, И. Г. Методы и приемы преподавания классического танца у детей младшего школьного возраста в ДШИ / И. Г. Карапыш // Культура – искусство – образование: XXXVII научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава вуза, Челябинск, 5 февраля 2016 г. / ФГБОУ ВО «Челябинский гос. ин-т культуры». – Челябинск: ЧГИК, 2016. – C. 206-208. 21 6. Крысанков, Т. Г. Творческое развитие детей на уроках ритмики / Т. Г. Крысанков // Культура – искусство – образование: XXXVII научно–практическая конференция профессорско-преподавательского состава вуза, Челябинск, 5 февраля 2016 г. / ФГБОУ ВО «Челябинский гос. ин-т культуры». – Челябинск: ЧГИК, 2016. – C. 217-219. 7. Модестов, В. С. Волшебный мир балета: / Валерий Модестов. – Москва: Белый город, cop. 2018. – 111 с. 8. Сабанцева, Т. В. Искусство танца и спорт: учебное пособие / Т. В. Сабанцева, В. В. Непомнящих; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Омский государственный ун-т им. Ф. М. Достоевского». – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2018. – 101 с. 22