ПРИНЯТА на заседании методического совета Протокол № ____,_:f�_ И ,О!". 2021 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Студия экспериментального танца «МР-5». Дисциплина «Современная хореография» Возраст обучающихся: 8-17 лет Срок реализации: 4 года Автор-разработчик: Рябинин Борис Евгеньевич, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2022 год 1. Комплекс основных характеристик. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Студия экспериментального танца «МР-5». Дисциплина «Современная хореография»» (далее - программа) составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных документов: − Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»; − Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; − Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573 − Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467) − Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.); − Устав МАОУ СОШ №16; − Локальные акты МАОУ СОШ № 16. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Танец – это одно из немногих искусств, которое совмещает в себе движение, музыку, эмоции, активно и положительно влияет на общее развитие детей. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки 1 и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. Как правило, танец доставляет удовольствие, пробуждает познавательную активность. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся презентовать себя. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она побуждает к творчеству. Дети и подростки по природе своей восприимчивы к музыке, для них танец – естественное состояние души и тела. Обучение по данной программе, несомненно, будет способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, формированию и развитию творческих способностей обучающихся, Отличительные особенности. Программа разработана для реализации в объединении дополнительного образования «Студия экспериментального танца «МР-5»». На занятиях в Студии экспериментального танца «МР-5» обучающиеся познают многообразие танца: классического, народного, эстрадного, современного, танца в стиле «hiphop», а так же изучают историю хореографического искусства. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализующихся в студии экспериментального танца «МР-5» и предполагает изучение обучающимися такой дисциплины, как современная хореография. Программа направлена на эстетическое воспитание детей и подростков, в сочетании с хореографической и физической подготовкой, дает обучающимся возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности студии. Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся Студии экспериментального танца «МР-5» в возрасте 8-17 лет, имеющих интерес к хореографии и здоровому образу жизни, желание самовыражения и развития в творческой деятельности. Для посещения занятий, обучающиеся предоставляют медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для занятий хореографией. Режим занятий. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, в количестве 3-5 академических часов в неделю, в зависимости от учебного плана группы на текущий год. Возможно проведение занятий в каникулярный период – 2 подготовка к конкурсам и фестивалям, концертная деятельность, посещение мастер-классов ведущих специалистов в области хореографического искусства. Группа формируется в количестве 15-25 человек. Объем и срок освоения программы. Настоящая программа рассчитана на 4 учебных года и составляет 119 академических часа ежегодно. Уровни программы. «Стартовый уровень» - 1 год обучения, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. «Базовый уровень» - 2 и 3 год обучения, предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. «Продвинутый уровень» - 4 год обучения, предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. Формы обучения: очная, фронтальная, групповая, парная (дуэты), индивидуальная (соло), заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционная. Виды занятий: практические, теоретические занятия, открытые уроки, концерты, соревнования, отчетные концерты. Формы подведения результатов: открытые уроки, отчетный концерт, участие в конкурсах и фестивалях хореографического творчества. 3 1.2. Цель и задачи программы. Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся, посредством современных направлений хореографии. Задачи: Обучающие: − формировать у обучающихся интерес к искусству танца; танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала; − обучить основам танца в современных направлениях хореографии; − сформировать навыки музыкально-двигательного движения, пластику, культуру движения, выразительность, умение ориентироваться в пространстве; − научить переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений; Развивающие: − развивать способность детей к творчеству, музыкальный слух и чувство ритма, воображение, коммуникативные умения, способности к импровизации. Воспитательные: − воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца, способность к продуктивному творческому общению; − создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве с педагогами и сверстниками. 4 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование раздела Организационное занятие Азбука танцевальных движений Современный танец. Лексика Современный танец. Кросс. Постановочная работа. Внеаудиторная деятельность Итоговое занятие Кол-во часов Общее 2 20 24 24 37 10 2 Итого: 119 Теория Практика 2 2 18 2 22 2 22 37 10 2 8 111 Формы аттестации, контроля Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Открытый урок Отчетный концерт Наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения 1. Организационное занятие. Теория. Введение программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид. Планы на учебный год. 2. Азбука танцевальных движений . Теория. Теоретические основы хореографических движений. Хореографические термины. 5 Практика. Ритмическая разминка: комплекс упражнений. Изучаемые элементы разминки: движения головы. соединение движений головы с движениями других центров. Плечи: комбинация из движений, изученных ранее, разные по ритму комбинации. Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной плоскостях, соединение в комбинации движений. Контракция. Прыжки. 3. Современный танец. Лексика. Теория. Теоретические основы хореографических движений. Модерн. Хореографические термины. Практика. Stretch мышц спины, боковых мышц, рук, ног. Положение стоя - выполнение spiral turn влево на всей стопе. Положение стоя - выполнение spiral turn вправо на всей стопе. Tilt - смещение торса, отклонение его с вертикальной оси под углом в сторону, вперед, назад по 1-й выворотной позиции. Руки опущены вдоль корпуса. Falls падения - с вытянутыми за голову прямыми ногами. Перекаты на спине, через плечо, с разными положениями рук и ног - обе ноги согнуты в группировке. Прыжки: «подскоки», прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед, по выворотным позициям ног. Triplet - это тройной шаг. Совершенствование изученных трюковых элементов танцев и соединение их с другими движениями. Импровизация на заданную музыку. 4. Современный танец. Кросс. Теория. Теоретические основы. Передвижение в пространстве. Вращение как способ передвижения в пространстве. Практика. Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали. Соединение шагов с изолированными движениями двух центров. Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращений и прыжков. Понятие «кач» как основа пластической характеристики. Движения рук (сгибания в плечевом, локтевом, кистевом суставах). Броски ног в различные направления с наклоном корпуса в противоположную сторону. Соскоки по выворотным и завернутым позициям на всей стопе и на полупальцах. Переходы из параллельных позиций ног в широкие выворотные и «in» позиции. Прыжки с раскрыванием ног и поворотами в воздухе. 6 5. Постановочная работа. Практика. Музыка для современной хореографии: джаз, блюз, классика в современной обработке. Постановка, изучение танца. Отработка движений танца. Отработка рисунков танца. Освоение элементов актёрского мастерства. Разминка. Упражнения для разогрева голеностопа, коленного сустава, тазобедренного сустава, отдельных мышц ног, разогревающие аэробные упражнения. Прослушивание и анализ музыкального произведения, используемого в танце. Определение характера, темпа, ритмического рисунка музыкального произведения. Разучивание элементов танца, танцевальных движений, комбинаций. Рисунок танца. Демонстрация движений. Педагог объясняет и сам показывает движения. Показ на примере успешного обучающегося. Работа над движениями рук, ног, корпуса, головы. Разучивание движений под счет и под музыку. Анализ исполнения. Постановка части танца. Соединение танцевальных движений, поз, рисунка в танцевальную композицию. Разучивание и отработка отдельных композиций. Соединение отдельных композиций в целый танец. Многократное повторение танца в целях запоминания и достижения грамотного и выразительного исполнения. Анализ исполнения. 6. Внеаудиторная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах, концертах различного уровня. Проведение отчетного концерта на концертной площадке района или города. 7. Итоговое занятие. Итоговое занятие, подведение итогов учебного года. Повторение пройденного материала. 7 Учебный (тематический) план 2 год обучения № Наименование раздела 1. Организационное занятие 2. Азбука танцевальных движений 3. Современный танец. Лексика 4. Современный танец. Кросс. 5. Постановочная работа. 6. Внеаудиторная деятельность 7. Итоговое занятие Кол-во часов Общее 2 20 24 24 37 10 2 Итого: 119 Теория Практика 2 2 18 2 22 2 22 37 10 2 8 111 Формы аттестации, контроля Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Открытый урок Отчетный концерт Наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения 1. Организационное занятие. Теория. Введение программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид. Планы на учебный год. 2. Азбука танцевальных движений . Теория. Теоретические основы хореографических движений. Хореографические термины. Практика. Разогрев на середине, упражнения «стоя» на середине зала, передвижение в пространстве (прыжки, шаги). Ритмическая разминка: комплекс упражнений. Изучаемые элементы разминки: повороты головы, наклоны в 8 сторону, вращение головы; перемещение головы параллельно плечам в сторону; разогрев рук, растяжка рук, прокачка рук; вращение предплечьями; «Мельница» плечевой сустав; «Качели»; разминка стоп, проработка стоп, растяжка стоп, прокачка стоп; вращение коленями; упражнения для таза и бедер; упражнения для корпуса: вращение грудной клетки, проработка грудной клетки; волны, в сторону по точкам. 3. Современный танец. Лексика. Теория. Теоретические основы хореографических движений. Хореографические термины. Практика. «Открытый шаг» (openstep); Jumpingjacr – прыжок ноги врозь – ноги вместе; Kneeup, kneelift - колено вверх-вниз; Kick –махи ногами; Lang выпад; Crossstep - скрестный шаг; упоры (присев, лежа, согнувшись); группировка, перекаты в группировке; стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед (назад); «мост» из положения лежа на спине, «шпагаты» и складки; танцевальные упражнения: соединения элементов акробатики с элементами хореографии; освоение техники правильного приземления; Положение стоя - выполнение spiral turn вправо с releve’. Tilt с движениями рук. Falls падения - одна нога прямая, другая согнутая; из положения сидя. Наклон flat back вперед на прямых ногах и в соединение с plié. Rond de jamb par terre по выворотной позиции. Triplet в повороте. Перекаты - корпус оставить в положении параллельном полу; Прыжки - с фиксацией sur le cou-de-pied; Pas chasse в сторону, вперед. 4. Современный танец. Кросс. Теория. Теоретические основы. Передвижение в пространстве. Практика. Повторение и закрепление ранее изученных движений, усложнение танцевальных комбинаций. Stretch мышц спины, боковых мышц, рук, ног. В партере закрестная позиция. Положение стоя - выполнение spiral turn влево с releve’. Выполнение этюдов на предлагаемые обстоятельства, разыгрывание сюжетных ситуаций. Отработка умения соединять свою ролевую комбинацию с комбинацией партнера или партнеров по танцу. Упражнения с плие, маховые упражнения, упражнения для головы, плеч, корпуса, упражнения для гибкости; упражнения на координацию (проучивается под медленную музыку, позднее темп может измениться на более быстрый); ходы; бег: вперед с поочередным отбрасыванием согнутых ног назад в прямом положении; на полупальцах с подъемом согнутых ног вперед в прямом положении; шаг с последующим прыжком и одновременным подъемом другой согнутой ноги вперед 9 в прямом положении; плавные поочередные шаги в перекрещенное положение с продвижением; шаг вперед на ребро каблука с последующим соскоком на всю стопу; прыжки с согнутыми ногами в прямом положении; вращение в паре на различных движениях 5. Постановочная работа. Практика. Прослушивание и анализ музыкального произведения, используемого в танце. Определение характера, темпа, ритмического рисунка музыкального произведения. Постановка, изучение танца. Отработка движений танца. Отработка рисунков танца. Освоение элементов актёрского мастерства. Усложнение техники движений за счет ускорения темпа в комбинациях. Особое внимание уделяется исполнительской манере. Соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках. Использование различных ритмов в исполнении движений. 6. Внеаудиторная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах, концертах различного уровня. Проведение отчетного концерта на концертной площадке района или города. 7. Итоговое занятие. Итоговое занятие, подведение итогов учебного года. Повторение пройденного материала. 10 Учебный (тематический) план 3 год обучения № Наименование раздела 1. Организационное занятие 2. Азбука танцевальных движений 3. Современный танец. Лексика 4. Современный танец. Кросс. 5. Постановочная работа. 6. Внеаудиторная деятельность 7. Итоговое занятие Кол-во часов Общее 2 20 24 24 37 10 2 Итого: 119 Теория Практика 2 2 18 2 22 2 22 37 10 2 8 111 Формы аттестации, контроля Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Открытый урок Отчетный концерт Наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения 1. Организационное занятие. Теория. Введение программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид, рекомендуемый для занятий. Планы на учебный год. 2. Азбука танцевальных движений. Теория. Основные позиции, положения и функции рук и ног в современном танце. Техника исполнения и правила безопасности при выполнении упражнений. 11 Практика. Ритмические упражнения. Основные позиции, положения рук и ног. Положения кисти – вытянутая, сокращенная (flex); локоть – вытянут, округлен. Позиции и положения рук: нейтральное, или подготовительное, положение; press-position; первая позиция; вторая позиция; третья позиция. Двойная функция ног: передвижение тела в пространстве и выполнение самостоятельных движений. Позиции ног: первая позиция (параллельная); вторая позиция (параллельная); третья позиция (аналогична классической); четвертая (параллельная); пятая (параллельная); положения стопы point и flex. 2. Современный танец. Лексика. Теория. Теоретические основы хореографических движений. Хореографические термины. Практика. Шаги (по кругам и диагонали): мягкий шаг, ходьба на носках, высокий шаг, острый шаг, приставной шаг (шаг польки), тройной шаг (шаг вальса). Волна: - прямая, боковая. Взмахи руками с волной: целостный взмах, поднимая руки вперед, целостный взмах в прогибе назад. Упражнения для развития осанки: наклоны головой, повороты головы, вращение головы. Упражнения для плечевого пояса: круг плечами вперед, назад; круг плечами в разных ритмах. Упражнения для мышц корпуса: повороты верхней части тела, смещение верхней части тела. Упражнения для бедер: восьмерка бедрами, перекат бедер (лодочка). Наклоны: наклоны и прогибы на прямых ногах (широкая II позиция), боковой наклон на одной согнутой ноге (широкая II позиция), наклон вперед к ногам; наклон вперед с прогибом, круг корпусом (ноги в широкой II позиции). 3. Современный танец. Кросс. Теория. Теоретические основы. Передвижение в пространстве. Практика. Упражнения для развития координации на месте, в пространстве. Jam - закрепление пройденного материала. Раскрепощает начинающих танцоров морально и физически. Переводит в стадию, когда о своем результате ребенок узнает не по словам педагога, а за счет наличия и количества аплодисментов от остальных воспитанников в группе. Педагог помогает только тем, что объясняет, что любой выход на джеме достоин аплодисментов. Укрепляется «командный дух», помимо конкуренции появляется солидарность. 4. Постановочная работа. 12 Практика. Прослушивание и анализ музыкального произведения, используемого в танце. Определение характера, темпа, ритмического рисунка музыкального произведения. Постановка, изучение танца.Постановка, изучение танца. Отработка движений танца. Отработка рисунков танца. Освоение элементов актёрского мастерства. Усложнение техники движений за счет ускорения темпа в комбинациях. Особое внимание уделяется исполнительской манере. Соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках. Использование различных ритмов в исполнении движений. Самостоятельная постановка танцевального номера. 5. Внеаудиторная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах, концертах различного уровня. Проведение отчетного концерта на концертной площадке района или города. 6. Итоговое занятие. Итоговое занятие, подведение итогов учебного года. Повторение пройденного материала. Учебный (тематический) план 4 год обучения № Наименование раздела 1. Организационное занятие 2. Азбука танцевальных движений 3. Современный танец. Лексика 4. Современный танец. Кросс. 5. Постановочная работа. 6. Внеаудиторная деятельность 7. Итоговое занятие Кол-во часов Общее 2 20 24 24 37 10 2 Итого: 119 13 Теория Практика 2 2 18 2 22 2 22 37 10 2 8 111 Формы аттестации, контроля Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Открытый урок Отчетный концерт Наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 4год обучения 1. Организационное занятие. Теория. Введение программу. Беседа по правилам техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Внешний вид, рекомендуемый для занятий. Планы на учебный год. 2. Азбука танцевальных движений. Теория. Основные позиции, положения и функции рук и ног в современном танце. Техника исполнения и правила безопасности при выполнении упражнений. Практика. Ритмические упражнения. Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперед-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом. Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка», nвист, шейк. Грудная клетка: движения из стороны в сторону и впередназад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и квадрат с разных точек. Контракция . 2. Современный танец. Лексика. Теория. Теоретические основы хореографических движений. Хореографические термины. Практика. Крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jellyroll. Руки: движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по параллельным, та и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и невыворотной ногой. Продолжается разработка мышечной свободы как основы пластики. Усложнение техники исполнения за счет сочетания ритмов во время движения. Изучаются танцевальные движения и комбинации стиля «диско». Основные движения рук: переводы из положения в положение через промежуточные позиции. 3. Современный танец. Кросс. Теория. Теоретические основы. Передвижение в пространстве. 14 Практика. Шаги с продвижением на demi plie по диагонали; по диагонали с поворотом. Прямая волна на середине зала, боковая волна на середине зала. Наклоны корпуса, сидя в полушпагате: вперед между ног, к каждой ноге по очереди. Упражнения из положения на коленях с упором на руки: прогибы корпуса; батманы назад. Свободное вращение головы (тренинг освобождения мышц шеи), вращение плечами (тренинг овладения мышцами плечевого пояса): противовращение плеч, вращение верхней половиной корпуса. Разработка гибкости позвоночника: круговое движение расслабленного корпуса спереди – в сторону; назад – вперед. Разработка подвижности бедер: опускание и поднимание одного бедра, круговое движение бедер. Основные уровни: «стоя», «сидя», «лежа». Frog-position. «Фриз» «Колесо» на локтях «Рондат». 4. Постановочная работа. Практика. Прослушивание и анализ музыкального произведения, используемого в танце. Определение характера, темпа, ритмического рисунка музыкального произведения. Постановка, изучение танца.Постановка, изучение танца. Отработка движений танца. Отработка рисунков танца. Освоение элементов актёрского мастерства. Усложнение техники движений за счет ускорения темпа в комбинациях. Особое внимание уделяется исполнительской манере. Соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках. Использование различных ритмов в исполнении движений. Самостоятельная постановка танцевального номера. 5. Внеаудиторная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах, концертах различного уровня. Проведение отчетного концерта на концертной площадке района или города. 6. Итоговое занятие. Итоговое занятие, подведение итогов учебного года. Повторение пройденного материала. 15 1.4. Планируемые результаты изучения программы Предметные результаты: − знать основные направления в танцевальной музыке; − знать ритмопластические упражнения и соединения; − уметь соизмерять движения с темпом музыки; − исполнять движения танца в стиле современных танцев; − иметь навык вежливого обращения к партнеру; − самостоятельно выполнять основные упражнения разминки; − исполнять движения на мелодию с затактом; − исполнять ударные и безударные движения. Метапредметные результаты − понимать и принимать учебную цель и задачи, адекватно воспринимать оценку педагога; − проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в различной деятельности; − контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. Личностные результаты: − проявлять интерес к знаниям в области хореографии; − сотрудничать с педагогом и сверстниками; − переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений; − приобретать новые знания и умения, стремиться к совершенствованию своих танцевальных способностей. 16 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий и репетиций (актовый зал, танцевальный класс), переносная акустическая колонка, музыкальный центр, сценические костюмы для выступлений. Информационное обеспечение: Банк видео записей с концертными записями выдающихся мастеров хореографического искусства, образцовых танцевальных коллективов. Архивы выступлений участников студии экспериментального танца аудио-, видео-, фото. Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом дополнительного образования Рябининым Б.Е.; Образование высшее. Методические материалы: Информационные ресурсы: 1. Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения. М.: ВЦХП, 2019. – 86с. 2. Вадим Никитин. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. Издательство: ГИТИС, 2019. 3. Журнал Дополнительное образование и воспитание. М.: ИД ООО Витязь-М., 2019. – 64с. 4. Ирина Сироткина. Свободное движение и пластический танец в России. Издательство: Новое литературное обозрение, 2019. 5. Равиль Зарипов, Елена Валяева. Драматургия и композиция танца. Учебно-справочное пособие. Издательство: Лань, 2019. 6. Савин В.З. Композиция и постановка танца. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 2019. – 51с. 17 2.1. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Процесс обучения по программе предусматривает следующие формы аттестации и контроля: открытые уроки, отчетный концерт, участие в конкурсах и фестивалях хореографического творчества. Текущий контроль осуществляется в форме педагогического наблюдения. Промежуточный контроль проводится в форме открытого урока. Итоговый контроль – отчетный концерт по завершению учебного года. Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, сертификаты участия. Показатели уровня освоения программы. Критерии Низкий уровень (1 балл) Умение слышать Не чувствует ритм и характер музыку музыки, не ориентируется в музыкальном размере Знание танцевальных терминов Техника исполнения Работа коллективе, группе Не знает терминологии Средний уровень (2 балла) Двигается ритмично, путается знаниях музыкального размера. в танцевальной Знает в полном объеме, но отсутствует свободное общение на профессиональном языке Имеет замечания при исполнении упражнений; не выразительно исполняет элементы танца в Может пренебрегать нормами коллективных отношений. Не испытывает стремления работать в коллективе, группе, паре Не уверенно исполняет упражнения; выразительно исполняет элементы танца не Не всегда испытывает потребность стремление работать в коллективе и 18 Высокий уровень 1. балла) Двигается ритмично, учитывая характер музыки; легко определяет музыкальный размер Знает танцевальную терминологию, свободно общается на профессиональном языке Имеет высокие навыки исполнения танца, его простейших и сложных элементов Соблюдает нормы коллективных отношений. Умеет работать в коллективе, группах, паре Мотивация занятиям к Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес иногда поддерживается самостоятельно Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный, общения, добиться высоких результатов Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет как будущую профессию Уровни освоения программы: Низкий: 0-5 баллов. Средний:6 – 10 баллов. Высокий: 11 – 15 баллов. 3. Список литературы 1. Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста. – СПб. 2007. 2. Вавиленко Л.И. «Методическая разработка «Импровизация, как средство развития лексики при постановке танца в современной хореографии» (http://ru.calameo.com/read/001920720334de0e75e7a). 3. Ветлугина Н.А., Художественное творчество и ребенок / –М., 2002. 4. Киреев А.А., Основы методики преподавания современной хореографии / С.Я. Фирсова, методистГАОУДОД РК «РЦДО». – Сыктывкар, ГАОУДОД РК «РЦДО», 2012. – 20 с. 5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. / Б.Т. Лихачев – М.:Педагогика, 1999. 6. Матвеева Р.А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. //Музыкальный руководитель. 2009, №2,3,4. 7. Наборщикова С. «Видеть музыку, слышать танец. Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкальнохореографического синтеза», Московская государственная консерватория им. Чайковского, 2010г. 8. Полятков С.С. «Основы современного танца» Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 19