ДООП ТВ

ПРИНЯТА
на заседании методического совета
Протокол № ____,_:f�_
И ,О!". 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Школьное телевидение»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Кузнецов Павел Владимирович,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022 год

1. Комплекс основных характеристик.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Школьное телевидение» составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных
документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573
 Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства
просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.);
 Устав МАОУ СОШ №16;
 Локальные акты МАОУ СОШ № 16.
Актуальность программы определяется потребностью создать площадку для самовыражения и развития
креативного мышления обучающихся.
Программа предусматривает участие обучающихся в разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических
видеороликов. Таким образом, обучающиеся осваивают на практике особенности телевизионных профессий, таких как:
журналист, ведущий, репортер и оператор. Данный курс позволит получить базовые знания телевизионного
производства.
Отличительные особенности общеразвивающей программы:

Программа рассчитана для обучающихся среднего возраста, ориентирована на то, чтобы дать базовое умения по
работе с теле-видеоконтентом. Создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития;
Программа расширяет и углубляет ознакомление детей с приемами производства теле-видеоконтента и позволяет
изучить основы журналистики.
Участвуя в создании информации с помощью новых технологий, обучающиеся становятся участниками
творческого процесса, итогом которого являются реализованные проекты – новостной блок, телепередача, видеофильм.
Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 12 - 17 лет (6 - 11
классов), имеющих интерес к процессу кинопроизводства и производству собственного теле-видеоконтента.
Обучающиеся проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – регулярным выпуском
новостей и специальных передач для школьного телевидения.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Объем программы и срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы – 136
академических часов.
Уровень программы: стартовый. Обучающиеся научатся основам журналистики и производству телевидеоконтента.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционная.
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, производство контента.
Формы подведения результатов: производство обучающимися видеоконтента для школьного телевидения.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, развития высокой
информационной компетентности школьников, через работу на школьном телевидении, создание собственных медиапроектов, блогов, интервью.
Задачи программы:
а) обучающие:
 изучение основных понятий видеомонтажа, изучение способов и приемов видеомонтажа;
 получение практического опыта в съемке различных теле-видеоматериалов;
 получение опыта создания телевизионного контента.
б) воспитывающие:

 стимулирование познавательной и исследовательской деятельности учеников;
 совершенствование коммуникативных навыков обучающихся; выявление одарённых, талантливых детей,
обладающих нестандартным творческим мышлением.
в) развивающие:
 развитие воображения и чувства цветовой гармонии;
 развитие у обучающихся социально значимых и полезных навыков;
 развитие самостоятельности обучающихся;
 развитие творческих способности обучающихся.
Обучающиеся получат полезные навыки, которые позволят в будущем осуществлять деятельность в
кинопроизводстве, СМИ и ведении собственного блога в социальных сетях и других интернет-ресурсах.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
п/п
1.

2.
3.

Название раздела и темы
Вводное занятие.
Правила техники безопасности на занятиях. Цели
и задачи. Основные понятия и виды
телевизионного контента.
Основы тележурналистики. Виды телевизионного
контента (новости, интервью, репортажи).
Основы телережиссуры. Подготовка, поиск
информации, работа со сценариями, работа с
архивными материалами.

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/
контроля
Устный опрос - беседа

2

2

-

14

2

12

Практическая работа
Практическая работа

14

2

12

4.
5.
6.

4Основы операторского мастерства. Правила
съемки.
5Основы нелинейного монтажа. Практическое
изучение различных программ.
Создание видеоконтента для школьного СМИ
(новости, интервью, прогноз погоды, спецпроекты)
ИТОГО:

16

4

12

20

6

14

70

4

66

136

Практическая работа
Практическая работа
Производство и презентация
созданных проектов.

Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное занятие
Теория: Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Основные понятия и виды телевизионного
видеоконтента. Основные правила журналистики.
2. Основы тележурналистики. Виды телевизионного контента (новости, интервью, репортажи)
Теория: Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения. Телевизионные специальности.
Этапы создания телепередач. Особенности детской тележурналистики. Типы и элементы телевизионных сюжетов.
Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Критерии отбора новостей. Верстка новостного
выпуска. Цели и особенности интервью. Активное слушание. Коммуникативные техники.
Практика: Съемка выпусков школьных новостей.
3. Основы телережиссуры
Теория: Режиссура монтажных программ. Режиссура прямого эфира.
Практика: Сведение мультикамерного эфира.
4. Основы операторского мастерства. Правила съемки
Теория: Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их
грамотное применение. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъѐмки. План: крупный, средний, общий.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
Практика: Производство контента для школьного телевидения. Съемка сюжетов, интервью.
5. Основы нелинейного монтажа
Теория: Что такое нелинейный монтаж? Виды монтажа. Программы для видеомонтажа. Наложение футажей и
титров. Работа со звуком. Хромакей.
Практика: Практическое изучение различных программ для видеомонтажа.

6. Создание видеоконтента для школьного СМИ
Теория: Разработка концепции школьного телевидения. Утверждение списка программ. Написание сценариев.
Практика: Съемка школьных телевизионных проектов (новости, прогноз погоды, интервью, спецпроекты).
Публикация материалов на стриминговых площадках (YouTube).
1.4. Планируемые результаты
Результат
Диагностический инструментарий
Метапредметные результаты:
Умение организовать совместную деятельность с другими Командное обсуждение при выполнении коллективной
работы. Анализ коллективной работы
членами группы и независимо от них
Осуществление контроля своей деятельности
Развивать фантазию, изобретательность
Личностные результаты:
Участие в общественной жизни школы
Стремление к саморазвитию и самообразованию
Формировать: качества личности - настойчивость, терпение,
целеустремленность
Предметные результаты:
Умение производить телевизионные передачи (интервью,
новости, репортажи)
Развивать художественный и эстетический вкус

Каждую работу будет выполнять от начала до полного её
завершения
Сможет создать индивидуальный неповторимый проект
Создание репортажей с мероприятий, съемка интервью
Сможет самостоятельно искать дополнительную
информацию о предстоящих событиях
Будет настойчиво выполнять работу до полного завершения,
терпеливо исправляя допущенные ошибки,
целеустремлённого добиваться поставленной цели
Сможет создавать индивидуальный медиаконтент
различного типа
Сможет осуществлять базовую цветокоррекцию для
гармонического сочетания композиции кадра

Развивать фантазию, изобретательность

Сможет создать индивидуальную работу, отличающуюся
своей оригинальностью

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в специализированном кабинете – помещение
светлое, легко проветриваемое. Фотоаппарат – 2 шт, видеокамера -1 шт, пк по количеству обучающихся, штатив 2 шт,
световое оборудование, хромакей – 1 шт, петличка – 2 шт.
- информационное обеспечение – электронные накопители с музыкой, фильмами, методическим материалом, фото
и видео отчетами. Электронные ресурсы, используемые при реализации ДООП:
1. Дикторы.com // diktory.com
2. Уроки логопеда //Логопед-класс.рф
3. Учебно-методический кабинет //ped-kopilka.ru
- кадровое обеспечение - программа реализуется педагогом дополнительного образования Кузнецовым П.В.
Образование: высшее.
- методические материалы - видеоматериалы; интернет-ресурсы по основам видео-монтажа, работе с ПО.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе обучения отслеживаются три вида результатов:
- текущие - выявление ошибок и успехов в работах, обучающихся;
- промежуточные - проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие;
- итоговые - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм отслеживания практической деятельности по темам;
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.
Изучение курса завершается:
- презентацией созданных медиа работ.

- анализу приобретенных знаний, умений и навыков.
Высокий уровень
Критерии предметных результатов:
Будет регулярно посещать
Регулярно посещает занятия
занятия и с большим
и с большим удовольствием
удовольствием заниматься
занимается творческой
творческой деятельностью
деятельностью
Будет иметь знания по
Имеет знания по основам
основам журналистики и
журналистики и работой с
работой с медиаконтентом
медиаконтентом
Критерии предметных результатов:
Будет использовать
Использует полученные
полученные умения и навыки умения и навыки работы по
работы по основам
основам журналистики и
журналистики и работой с
работой с медиаконтентом
медиаконтентом
Критерии метапредметных результатов:
Сможет договариваться в
Умеет договариваться в
команде при выполнении
команде при распределении
коллективной работы
обязанностей при
выполнении коллективной
работы
Каждую работу будет
Работу выполняет от начала
выполнять от начала до
до конца
полного её завершения

Средний уровень

Низкий уровень

Регулярно посещает занятия,
но иногда не проявляет
творческой активности

Пропускает занятия и без
интереса занимается
творческой деятельностью

Имеет недостаточные знания Испытывает трудности при
по основам в журналистики
применении знаний по
и работой с медиаконтентом основам журналистики и
работой с медиаконтентом
Имеет недостаточные умения
и навыки работы по основам
журналистики и работой с
медиаконтентом

Испытывает трудности при
выполнении умений и
навыков по основам
журналистики и работой с
медиаконтентом

Не всегда умеет
договариваться в команде с
ребятами

Испытывает трудности в
общении с ребятами в
команде при выполнении
коллективной работы

Работу выполняет от начала
до конца, но иногда
необходима помощь для её

Испытывает трудности при
выполнении работы для
полного её завершения

завершения
Сможет создать
индивидуальную работу

Создаёт индивидуальный
медиа-проект

Создаёт индивидуальный
медиа-проект, но иногда
необходима помощь для её
завершения

При создании
индивидуального медиапроекта, испытывает
трудности и нуждается в
помощи

3. Список литературы
1.Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист, 2014;
2. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 2003;
3. Рейнбоу В. Видеомонтаж и компьютерная графика. СПб.: Питер, 2005;
4. www.wikipedia.org / «Кинопроизводство» / «Видеомонтаж», справочные материалы;
5. www.movavi.ru, сайт разработчика ПО для видеомонтажа;
6. www.blackmagicdesign.com/ru/products/davinciresolve, сайт для ПО DaVinci Resolve Editor.

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Основы видеомонтажа»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разделы программы:
- Вводное занятие.
- Основы тележурналистики. Виды телевизионного контента (новости, интервью, репортажи).
- Основы телережиссуры. Подготовка, поиск информации, работа со сценариями, работа с архивными материалами.
- Основы операторского мастерства. Правила съемки.
- Основы нелинейного монтажа. Практическое изучение различных программ.
- Создание видеоконтента для школьного СМИ (новости, интервью, прогноз погоды, спецпроекты)
Цель: достижение высокого уровня информационной компетентности личности школьника, создание собственных
медиа-проектов, блогов, интервью.
Задачи программы:
а) обучающие:
 изучение основных понятий видеомонтажа, изучение способов и приемов видеомонтажа;
 получение практического опыта в съемке различных теле-видеоматериалов;
 получить опыт создания телевизионного контента.
б) воспитывающие:

 стимулирование познавательной и исследовательской деятельности учеников;
 совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе; выявлять одарённых, талантливых детей,
обладающих нестандартным творческим мышлением.
в) развивающие:
 развитие воображения и чувства цветовой гармонии;
 развить у обучающихся социально значимые и полезные навыки;
 развитие самостоятельности обучающихся;
 развивать творческие способности обучающихся.

Форма занятий: практические занятия; индивидуальная деятельность.
Краткое содержание: Данный курс позволит получить базовые знания теле-журналистики и кинопроизводства
медиаконтента. Участвуя в создании информации с помощью новых технологий, обучающиеся становятся участниками
творческого процесса, итогом которого являются реализованные проекты – новостной блок, телепередача, видеофильм.
Обучающиеся получат полезные навыки, которые позволят в будущем осуществлять деятельность в
кинопроизводстве, СМИ и ведение собственного блога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».