ДООП Химический эксперимент

ПРИНЯТА
на заседании методического совета
Протокол № ____,_:f�_
И ,О!". 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Химический эксперимент»
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Зайцева Ирина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022 год

1. Комплекс основных характеристик.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Химический эксперимент» составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных
документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573
 Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства
просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.);
 Устав МАОУ СОШ №16;
 Программа развития «Школа широкого спектра возможностей» Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 на 2017-2021 годы;
 Локальные акты МАОУ СОШ № 16.

Актуальность программы. Актуальность данной программы обусловлена недостаточной прикладной
направленностью базового курса химии 8-9 класса. Данная программа охватывает теоретические основы химии и
практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания обучающихся о
химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Программа содержит
опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед обучающимися интересные и важные
стороны практического использования химических знаний.
Отличительные особенности программы. Программа «Химический эксперимент» усиливает вариативную
составляющую общего образования, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
В процессе изучения данной программы, обучающиеся совершенствуют практические умения, способность
ориентироваться в мире разнообразных химических веществ и реакций, осознают практическую ценность
химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Изучение свойств веществ и их
превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами – трудолюбию,
аккуратности и собранности. Обучающиеся получают представления о методах познания, характерных для
естественных наук - экспериментальном и теоретическом. Предполагает занятия с детьми, имеющими разный
уровень подготовки.
Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 14-15 лет
(9 класс), имеющих интерес к естественным наукам, к экспериментальной деятельности.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 академических часа. Предусмотрен перерыв 10 минут
по истечению каждого часа. Группа формируется в количестве 15 человек.
Объем программы и срок освоения.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы составляет 136 часов - 36 часов теории и 100 часов
практики.
Уровень программы – базовый. Предполагает использование химической терминологии: знаки
химических элементов, формулы химических веществ, записи уравнений химических реакций; умения обращаться
с химической посудой и лабораторным оборудованием; знанием правил ТБ при работе с химическими веществами.

Формы обучения - очная, индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, заочная с
применением ЭО и ДОТ, дистанционная.
Виды занятий – теоретические занятия (беседа, создание проблемных ситуаций и разрешение проблем «вопрос - задача – проблема») и практические занятия (исследовательский лабораторный практикум).
Формы подведения результатов: устные опросы, отчеты о проделанной работе, информационные листы,
буклеты, презентации, участие в тематических мероприятиях различного уровня.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы
Создание условий для удовлетворения потребности в углублённом изучении химии как одной из
естественнонаучных дисциплин и формирование научного мировоззрения обучающихся посредством практических
работ, исследований, химических экспериментов, подготовка к осознанному выбору профессии.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; практических умений и
навыков выполнения химического эксперимента;
- развитие познавательной активности, самостоятельности, креативных способностей обучающихся;
- формирование коммуникативных умений;
Воспитательные задачи:
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и
поведения в социуме;
Развивающие задачи:
- развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности; потребности к продолжению
образования и самообразованию.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2

Название раздела

Общее
Вводное занятие. Техника безопасности при работе
в химической лаборатории. Реактивы. История
химии
Основы химического анализа

Формы
аттестации/контроля

Количество часов
Теория

Практика

8

4

4

16

4

12

12

4

8

12

4

8

40

10

30

16

4

12

Химия в быту
3

Электрохимия. Растворы
4

5
6

Химия металлов. Основы современных химических
производств
Основы биохимии и органического синтеза

Устный опрос.
Составление
презентаций
Отчет о проделанной
работе
Отчет о проделанной
работе
Составление
информационного
листа
Составление
презентаций
Отчет о проделанной
работе
Отчет о проделанной
работе
Отчет о проделанной
работе

7

Занимательная химия
Итого:

32
136

6
36

26
100

Защита проектов

3. Содержание учебно-тематического плана.
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Реактивы. История
химии (8 часов)
Теория. Ознакомление с правилами по технике безопасности для лаборатории, с местом нахождения
противопожарных средств защиты, с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению оборудования
кабинета химии.
Ознакомление с различными видами классификации реактивов; с реактивами, используемыми в повседневной
лабораторной практике, техническими показателями, характеризующими качество реактивов; фасовкой, упаковкой.
Классификация посуды, правила ее мытья, размещения, хранения и нагревания. История химии. Знакомство с
биографией ученых, их научной деятельностью
Практика.
- Практическая работа «Мерная посуда и ее назначение»
- Составление презентации о деятельности ученых-химиков (по выбору обучающихся)
Тема 2. Основы химического анализа (16 часов)
Теория. Ознакомление с основами химического анализа, техникой проведения лабораторных работ, овладение
техникой выполнения различных химических операций (нагревание, взвешивание, фильтрование), способами
получения веществ; выделение веществ из смеси; определение качества полученных веществ с помощью
аналитических реакций. Качественные реакции на катионы и анионы.
Практика.
- Практическая работа «Получение газообразных веществ»
- Практическая работа «Выделение веществ из смеси»

Практическая работа «Качественные реакции на катионы»
- Практическая работа «Качественные реакции на анионы»
Тема 3. Химия в быту (12 часов)
Теория. Знакомство с некоторыми химическими средствами, используемыми для бытовых целей (моющие средства,
средства для чистки одежды, посуды, для удаления накипи и т.д.). Изучение состава бытовой химии. Тривиальные
названия веществ. Методика выполнения занимательных опытов.
Практика.
- Практическая работа «Что расскажет этикетка»
- Практическая работа «Занимательные опыты»
-

Тема 4. Электрохимия. Растворы (12 часов)
Теория. Теория электролитической диссоциации. Условия протекания химических реакций. Электролиз растворов и
расплавов, их практическое значение. Ознакомление с процессами растворения веществ, растворами, их
классификацией, ролью растворов в народном хозяйстве, природе, медицине.
Практика.
- Практическая работа «Условия протекания химических реакций»
- Практическая работа «Приготовление раствора с заданной концентрацией»
- Практическая работа «Концентрация раствора. Приготовление растворов с разной концентрацией»
Тема 5. Химия металлов. Основы современных химических производств (40 часов)
Теория. Общие сведения о металлах. Химия металлов 1 и 2 группы. Качественные реакции на катионы (окрашивание
пламени). Химия металлов побочных подгрупп. Качественные реакции на катионы. Оксиды. Кислоты. Основные
способы получения оснований, солей в лаборатории. Ознакомление с научными основами современного
производства, с важнейшими применениями химии, с особенностями наиболее распространенных профессий,
связанных со знанием химии.
Практика.
- Практическая работа «Оксиды»

Практическая работа «Кислоты»
- Практическая работа «Основания»
- Практическая работа «Соли»
-

Тема 6. Основы биохимии и органического синтеза (16 часов)
Теория. Ознакомление с биохимическими методами исследования веществ, участвующих в жизненных процессах
живых организмов, ознакомление с механизмом обмена веществ и энергии в организме. Ознакомление с
достижениями в области химизации народного хозяйства.
Практика.
- Практическая работа «Белки»
- Практическая работа «Витамины»
Тема 7. Занимательная химия (32 часов)
Теория. Знакомство с техникой и выполнение опытов занимательного характера: «Вулкан» на столе, «Звездный
дождь», фейерверк в середине жидкости, «Зеленый огонь», вода зажигает бумагу, разноцветное пламя, волшебные
палочки, самовоспламеняющаяся жидкость и другие. Ознакомление с достижениями в области химизации народного
хозяйства.
Практика.
- Практическая работа «Занимательные опыты»
Итоговое занятие. Презентация результатов своей деятельности (исследовательские проекты или творческий отчет)
1.4. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм,
отношение к труду, целеустремленность

 анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ
 разъяснять на примерах (приводить примеры подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь
компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть этого единства; строить свое
поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе
 в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
 планировать и проводить химический эксперимент
 использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях
по применению
 в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого
естественный (русский, родной) язык и язык химии
 описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества,
химические реакции
 классифицировать изученные объекты и явления
 наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в
природе и в быту
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных
 структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников
Метапредметные результаты:
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных
методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности

 использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогов
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике
 использование различных источников для получения химической информации
Предметные результаты:
 Знать химическую символику (знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения
химических реакций); основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава
вещества, закон Авогадро; периодический закон Д.И. Менделеева
Уметь:
 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
 определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений,
типы химических реакций, признаки химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена
 распознавать опытным путём кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-,
сульфат-, карбонат-ионы; катионы металла главных подгрупп I и II групп ПСХЭ Д.И. Менделеева; катионы
алюминия, катионы железа со степенью окисления +2 и +3
 проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научнопопулярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета); использовать компьютерные
технологии для обработки, передачи химической информации и её представления в различных формах
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 безопасного обращения с веществами и материалами;
 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки
информации о веществах, используемых в быту;
2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение. Для реализации программы используется кабинет химии, имеющий
выход в Интернет, интерактивная доска SMART BOARDЮ, персональный компьютер - рабочее место учителя,
микролаборатории для обучающихся индивидуальные.
Информационное обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.

https://hij.ru/read/issues/2020/january/ - научно-популярный журнал «Химия и жизнь»
http://www.alhimik.ru/fun/fun.htm - АЛХИМИК. Образовательный сайт
http://webelements.narod.ru- WebElements: онлайн-справочник химических элементов
http://www.chem100.ru/elem.php/elem.php?n=12 –Химические элементы: образовательный сайт
http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/ - Занимательная химия: интересные химические опыты и факты

Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования Зайцевой И.Г.
Образование: высшее. Квалификационная категория: высшая.
Методические материалы





наглядные (плакаты, иллюстрации);
печатные (учебные пособия, раздаточный материал, справочники и т.д.);
демонстрационные (макеты, стенды, демонстрационные модели);
электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные
энциклопедии и т.п.)

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
1. Отчет о проделанной практической работе - после каждого занятия, когда проводится практическая работа (см.
Приложение)
2. Создание информационных листов, буклетов, презентаций – один раз в месяц.
3. Участие в конкурсах «Фейерверк научных опытов», «Свердловский химический турнир», «Юный химик» - один
раз в год согласно плану городских и региональных мероприятий (декабрь, апрель).
4. Участие в неделе естественнонаучного цикла с программой «Химия вокруг нас» - один раз в год (апрель)
5. Представление исследовательских или творческих проектов – в конце учебного года.
3. Список литературы.
Список литературы для педагога
1. Бахтиярова Ю.В., Миннулин Р.Р., Галкин В.И. Основы химического эксперимента и занимательные опыты по
химии: Учеб.-метод. пособие для ВУЗов – Казань, 2014.
2. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Шипарева Г.А.: Химический эксперимент в школе. 9 класс – М., Дрофа, 2010
3. Дементьев А.И. Введение в химию: Мир глазами химика. //А.И. Дементьев, Г.М. Чернобельская. – М.: Владос,
2008. – 253 с.
4. Злотников Э.Г., Веселова Т.А., Штремплер Г.И. и др. Внеклассная работа по химии. 8-11 кл. /Учебное
издание/ Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 133 с. (серия Библиотека учителя химии)
5. Степин Б.Д. Самые эффектные и красивые опыты / Б.Д. Степин Простая наука. Удивительные опыты для детей.
Химия. М.: Дрофа, 2002. - 432с. – URL: http://simplescience.ru/video/about:chemistry
6. Штремплер Г.И., Мустафин А.И. Учебный химический эксперимент. Приготовление растворов. Получение
неорганических веществ: Учеб.-метод. пособие для студентов хим.-биол. специальностей. – Саратов: Изд-во
Сарат. ун-та, 2006. – 52 с.: ил.

7. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры в обучении химии /Учебное издание/ Москва: Дрофа,
2003-2005 два издания. - 96 с.: ил.
8. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. – М.: Дрофа, 2007. – 256 с.
Список литературы для обучающихся
1. Ольгин О.В. «Опыты без взрывов». М.: «Химия» – URL: http://t-z-n.ru/archives/olgin.pdf
2. Ольгин Ольгерт: Чудеса на выбор. Забавная химия для детей Издательский дом Мещерякова, 2017 – 176 с.
3. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Домашняя химия, химия в быту и на каждый день». М.: «РЭТ», 2011;
4. Штремплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов. – М.: Дрофа, 2007-2008. (три издания) –
416 с.
5. Штремплер Г.И. Занимательные опыты по химии. - Ош, 2012. – 26 с;
6. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. – М.: Просвещение, 2012;
7. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с;

Приложение
Отчет о проделанной практической работе.
Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе с используемыми им реактивами и
оборудованием.
Название работы
Цель работы
Список посуды, оборудования и реактивов, необходимых Вам на каждом этапе
Рисунки приборов, включая все узлы, места прикрепления штативных лапок, положение колец,
нагревательных приборов, насосов, направление тока воды в холодильнике или поддува воздуха
5. Уравнения всех реакций (для ионных уравнений – полные и сокращенные уравнения; для окислительновосстановительных реакций с приведением электронного баланса)
6. Признаки химических реакций: для осадков - указанием цвета и структуры осадка, для газов - цвета, запаха
газа, изменение цвета индикатора или раствора; или другие признаки протекания реакций
7. Данные могут быть оформлены в таблицу
1.
2.
3.
4.

Название опыта

Уравнения

8. В конце работы обязательно наличие вывода по работе

Наблюдения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».