ДООП Эстрадная студия МармеладMUSIC

ПРИНЯТА

на заседании методического совета
Протокол №
Ji4- ,О/'. 2021 г.

_:f__

01.10

605-Д

1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Эстрадная студия «МармеладMUSIC»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-разработчик:
Думачева Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022 год

1. Комплекс основных характеристик.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Эстрадная студия МармеладMUSIC» (далее - программа) составлена на основе нормативно-правовых актов и
государственных программных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573
 Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства
просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.);
 Устав МАОУ СОШ №16;
 Локальные акты МАОУ СОШ № 16.
Актуальность программы. В настоящее время в России наметилась тенденция возрождения духовных
ценностей, утраченных последними поколениями в период становления нового российского государства. Поэтому
огромное внимание сейчас уделяется воспитанию патриотизма, нравственного и художественно-эстетического
1

образования детей и подростков. Создание условий для воспитания всесторонне развитого человека, сочетающего в
себе духовное богатство, высокую нравственность, душевную красоту и физическое совершенство является и целью
современного образования.
Особое значение в воспитании придается вокальному искусству: отражая действительность и выполняя
познавательную функцию, песни воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды и чувства.
Эстрадное творчество занимает особенное место в современной музыке и вызывает огромный интерес у детей и
подростков. Этот вид деятельности даёт возможность обучить ребёнка профессиональным творческим навыкам, а
также развивает их творческие способности, даёт огромные возможности показать ребёнку свою значимость, ощутить
уверенность в своих силах и самоутвердиться в социуме. Сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной
песни не обладающего хореографическими навыками и навыками актерского мастерства. Развитие у детей
музыкально - ритмических способностей помогает детям свободно и раскрепощенно держаться на сцене, более ярко и
выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен. Используя на занятиях элементы ритмики, дети
учатся выражать свои музыкально-образные впечатления, дифференцированно владеть своим телом, двигаться
пластично и красиво, выражать характер песни с помощью танцевальных движений эмоционально, выразительно.
Заняьтия в эстрадной студии предполагают обучение не только правильному и красивому пению произведений в
данном жанре, но и ещё умению работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.
Занятия вокалом так же развивают и воспитывают волю детей и подростков через «победу над собой», через
кропотливый и упорный труд.
Отличительные особенности программы отражаются в наполнении учебно-тематического плана. Программа
состоит не только из обучения эстрадному вокалу, но так же предусматривает занятия по актерскому мастерству и
основам хореографии. Многопредметное творческое обучение даёт возможность детям и подросткам расширить
музыкальный кругозор, развить певческий голос, овладеть навыками эстрадного, сценического искусства, актёрского
мастерства и хореографии. Преодолеть психологические комплексы, в целом, способствует формированию
внутренней мотивации к творческому самовыражению.
2

Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 11-17 лет,
имеющих интерес к эстрадному вокалу, стремятся научиться вокально-хореографическому исполнительскому
мастерству, имеют желание творческого и интеллектуального самовыражения и развития.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Предусмотрен перерыв 10 минут
по истечению каждого часа. Группа формируется в количестве 15-20 человек.
Объем и срок освоения программы. Настоящая программа рассчитана на 3 учебных года и составляет в 136
академических часов ежегодно.
Уровни программы.
«Стартовый уровень» - первый год обучения, предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень» - второй и третий год обучения, предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, заочная с
применением ЭО и ДОТ, дистанционная.
Виды занятий: практические занятия, тренинг, открытый урок, отчетный концерт.
Формы подведения результатов: открытые уроки, отчетный концерт, участие в конкурсах и фестивалях
вокально-эстрадного творчества.

3

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: приобщение обучающихся к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие
мотивации к занятиям творчеством; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами
вокального эстрадного искусства.
Задачи
Образовательные:

обучить приёмам эстрадного пения;

обучить навыкам хореографического искусства;

сформировать систему знаний, умений и навыков по основам вокального и хореографического
исполнительства;

обучить основным навыкам вокальной эстрадной техники для использования в дальнейшей
исполнительской и музыкально-творческой деятельности;

обучить основным приёмам ансамблевого и сольного пения;

сформировать навыки единства вокально-хореографического мастерства;

сформировать первоначальные представления о музыкально-сценическом образе, выразительности
исполнения и эмоциональной отзывчивости;

обучить особенностям работы со звукоусиливающей аппаратурой.
Развивающие:

развитие артистических, эмоциональных качеств у воспитанников средствами вокальных и
хореографических занятий;

развитие координации, гибкости, пластики и физической выносливости;

развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения через исполнения музыкальных
произведений;
4


развитие способности организовать учебное сотрудничество и учебную деятельность со сверстниками и с
педагогом;

развитие культурно-эстетических ценностей.
Воспитательные:

формировать и воспитывать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке, хореографии и
сценическому мастерству;

воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

формировать навыки коммуникации и сотрудничества в исполнительской деятельности;

воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

формировать способность воспитанников к саморазвитию и личностному самоопределению на основе
мотивации к обучению и познанию;

сформировать элементы IT-компетенций при применении электронного обучения.

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п

Количество часов

Тема

Общее
2
64
22
14
4
4
24
2
136

1.
Вводное занятие.
2.
Основы вокальной работы
3.
Разбор и анализ произведения
4.
Основы сценической культуры.
5.
Музыкально-ритмические движения
6.
Развитие актерских навыков
7.
Репетиционно - постановочная работа
8.
Итоговое занятие.
Итого:

Теория
1
8
4
4
1
1
4
23

Практика
1
56
18
10
3
3
20
2
113

Формы
аттестации,
контроля
Наблюдение
Открытый урок
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Отчетный концерт
Наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Теория. Правила поведения на занятиях, техника безопасности. Гигиена голосового аппарата. Охрана голоса.
Практика. Прослушивание голосов. Выявление вокальных, слуховых и ритмических природных навыков. Беседа
о профилактике гигиены голосового аппарата.
2. Основы вокальной работы.
6

Теория. Дыхание: дыхательная гимнастика, дыхание при работе в микрофон, особенности нижнерёберного
дыхания.
Дикция: правильное формирование гласных и согласных, ровность гласных, дикционная гимнастика.
Артикуляция: положение губ, рта, челюстей при произношении. Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова,
фонопедические упражнения.
Фразировка: работа над фразой в песне.
Интонация: интонационно-фонетические упражнения, интонирование унисона, слуховое осознание чистой
интонации, интонирование партии в многоголосье, интонирование скачков в мелодии, чистота интонирования
сложных оборотов в мелодической линии.
Регистры: головной и грудной, сглаживание регистров, понятие микст, упражнения на развитие регистров.
Ансамбль: ритмический, интонационный, тембровый, темповый и динамический, строй ансамбля.
Ритм: особенности синкопы в пении, работа над ритмическим рисунком в песне. Формирование мягкого не
форсированного звука, атака звука. Эстрадные приёмы.
Практика. Освоение упражнений фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянова.
Пение учебно-тренировочного материала и применение его в работе над песней. Пение песен многоголосно. Пение в
музыкальных произведениях сложных мелодических и ритмических эпизодов. Работа над вокальной фразировкой в
песне. Совершенствование умений артикуляции, дикции, унисона. Работа над выстраиванием ритмического,
темпового, интонационного, динамического, мелодического ансамбля. Пение песен с синкопированым ритмическим
рисунком. Упражнения на формирование мягкого нёба и мягкой атаки звука. Применение в пении эстрадных приёмов
3. Разбор и анализ произведения .
Теория. Средства музыкальной выразительности в песне: содержание текста, мелодия, ритм, динамика,
характер. Строение песни: куплет, припев, проигрыш, вступление, окончание, кульминация. Музыкальный образ.
Практика. Создание музыкального образа в песне средствами музыкальной выразительности. Разучивание и
работа над поэтическим и музыкальным текстом в песне. Пение песен. Работа над вокальной партией: мелодией,
7

ритмом, динамикой. Обучение осмысленному, выразительному и художественному исполнению музыкального
произведения.
4. Основы сценической культуры.
Теория. Правила работы с микрофоном. Правила артикуляции при пении в микрофон. Основы движений на
сцене: положения рук, ног, головы и корпуса. Тембровая окраска голоса при работе в микрофон. Правила
микширования голоса. Правила произношения согласных и гласных звуков в микрофон.
Практика. Закрепление теоритических навыков на практике. Исполнение произведений в микрофон при разных
положениях корпуса, головы, рук, ног. Работа над синтезом вокального исполнения в микрофон и сценического
движения. Работа на сцене. Работа над произношением в микрофон.
5. Музыкально-ритмические движения
Теория. Что такое ритм. Понятие о сценическом шаге. Понятие «опорная» и «рабочая нога». Понятие о
прыжках. Правило выполнения прыжка по VI позиции.
Практика. Выстукивание ритма в ладоши под музыку. Соотнесение танцевальных движений и ритмических
хлопков. Разучивание танцевального шага. Взаимодействие рук и ног «Часики».
6. Развитие актерских навыков
Теория. Элементы актёрского мастерства в работе над образом. Словесное взаимодействие, сценическое
общение с партнёром, общение со зрительным залом. Виды этюдов. Этюд как прием развития актерского
воображения.
Практика. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюды на физическое самочувствие: «Холодно – жарко», «В
болоте – на суше», «Больной человек – здоровый». Этюды на эмоциональное самочувствие: «Добро – зло», «Интерес
–равнодушие», «Сила –слабость», Удача – неудача». Упражнения на развитие внимания и памяти: «Видящие пальцы»,
«Во что одет твой сосед?», «Сколько ступенек?». Упражнения и этюды на развитие фантазии: «У меня в руках –
свеча, ежик, кружка с кипятком, котёнок, фонарик», «Канат», «Болото», «Музей».
7. Репетиционно – постановочная работа.
8

Теория. Музыка и характер танца. Костюм и атрибутика танца. Беседа с прослушиванием музыки.
Эмоциональная выразительность при выполнении танцевальных движений.
Практика. Отработка движений для репертуарных музыкальных произведений. Постановка танцевальных
комбинаций, концертных номеров.
8. Итоговое занятие.
Анализ работы за год. Исполнение любимых песен.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п

Количество часов

Тема

Общее
2
64
18
14
8
4
24
2
136

1.
Вводное занятие.
2.
Основы вокальной работы .
3.
Разбор и анализ произведения .
4.
Основы сценической культуры.
5.
Элементы эстрадного танца.
6.
Развитие актерских навыков.
7.
Репетиционно - постановочная работа .
8.
Итоговое занятие.
Итого:

9

Теория
1
8
4
4
1
1
4
23

Практика
1
56
14
10
7
3
20
2
113

Формы
аттестации,
контроля
Наблюдение
Открытый урок
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Отчетный концерт
Наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
1.
Вводное занятие.
Теория. Беседа о новинках в мире музыки. Знакомство с задачами на новый учебный год. Знакомство с новым
репертуаром. Санитарно-гигиенические требования. Техника безопасности.
Практика. Тестирование голосов. Повторение пройденного материала. Прослушивание голосов. Выявление
вокальных, слуховых и ритмических природных навыков.
2.
Основы вокальной работы
Теория. Дыхание: дыхательная гимнастика, дыхание при работе в микрофон, особенности нижнерёберного,
диафрагменного дыхания.
Дикция: правильное формирование гласных и согласных, ровность гласных, дикционная гимнастика, основные
правила произношения гласных и согласных в середине и в конце слова, особенности дикции при пении в
быстрых темпах.
Артикуляция: положение губ, рта, челюстей при произношении.
Фразировка: работа над фразой в песне. Интонация: интонационно-фонетические упражнения, интонирование
унисона, слуховое осознание чистой интонации, интонирование партии в многоголосье, интонирование скачков в
мелодии, чистота интонирования сложных оборотов в мелодической линии, умение интонировать при изменении
тональности во время песни. Двухголосие, трёхголосие: интонирование гармонических последовательностей.
Ансамбль: ритмический, интонационный, тембровый, темповый и динамический, строй ансамбля.
Ритм: особенности синкопы в пении. Упражнения и приёмы на формирование эстрадной манеры пения.
Практика. Пение произведений. Формирование навыков исполнения без сопровождения. Продолжение работы
над формированием музыкального слуха, работы над постановкой дыхания. Работа над вокально-голосовым
аппаратом. Развитие на упражнениях голосового диапазона в соответствии с индивидуальными природными
данными. Совершенствование знаний и умений в работе над дикцией и артикуляцией. Работа в музыкальном
10

репертуаре над строем, интонацией, ансамблем. Выравнивание в ансамбле унисона. Исполнение многоголосных
произведений. Работа над чистотой интонировании своей партии в ансамбле.
3.
Разбор и анализ произведения .
Теория.
Средства музыкальной выразительности в песне: содержание текста, мелодия, ритм, динамика,
характер. Форма песни: куплетная, сквозная. Музыкальный образ.
Практика. Слушание и определение на слух разных форм музыкальных произведений. Определять характер
произведения, его форму. Работа над созданием музыкального образа песни.
4.
Основы сценической культуры.
Теория. Правила работы с микрофоном. Правила дыхания при работе в микрофон. Приёмы артикуляции при
пении в микрофон. Основы движений на сцене: положения рук, ног, головы и корпуса. Тембровая окраска голоса при
работе в микрофон. Правила микширования голоса. Правила произношения согласных и гласных звуков в микрофон.
Сценический костюм и музыкальный образ. Правила записи голоса в студии.
Практика.
Работа на сцене в микрофон. Упражнения на микширование звука. Работа над концертными
произведениями на сцене. Работа с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над нахождением
сценического образа.
5.
Элементы эстрадного танца.
Теория. Понятие о современном танце. Разновидность современных танцев. Понятие контактной импровизации.
Показ видеоматериала. Разновидность пружинных движений. Техника выполнения маховых движений. Понятие
ластики.
Практика: Контактная импровизация. Работа в парах. Разучивание маховых движений. Волна тела.
6.
Развитие актерских навыков.
Теория. В мире театральных профессий: актер, режиссер, сценарист, театральный художник, осветитель, гример,
костюмер и др.

11

Практика. Игры-импровизации: «На сцене», «За кулисами», «В зрительном зале». Упражнения-этюды,
развивающие творческую активность, фантазию, воображение «Представь себе…», «Если б я…», «Сочини сказку»,
«Придумай историю о…», «Что? Где? Когда», «Зеркальное королевство», «Живые картины», «Передай жестами».
7.
Репетиционно - постановочная работа .
Теория. Музыка и характер танца. Костюм и атрибутика танца. Беседа с прослушиванием музыки.
Эмоциональная выразительность при выполнении танцевальных движений.
Практика. Отработка движений для репертуарных музыкальных произведений. Постановка танцевальных
комбинаций, концертных номеров.
8.
Итоговое занятие.
Анализ работы за год. Исполнение любимых песен.
Учебный (тематический) план
3 год обучения
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Количество часов

Тема

Общее
2
64
18
14
8
4
24
2

Вводное занятие.
Основы вокальной работы .
Разбор и анализ произведения.
Основы сценической культуры.
Элементы эстрадного танца.
Развитие актерских навыков.
Репетиционно - постановочная работа .
Итоговое занятие.
12

Теория
1
8
4
4
1
1
4
-

Практика
1
56
14
10
7
3
20
2

Формы
аттестации,
контроля
Наблюдение
Открытый урок
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Отчетный концерт
Наблюдение

Итого:

136

23

113

Содержание учебного (тематического) плана
3 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Беседа о новинках в мире музыки. Знакомство с задачами на новый учебный год. Знакомство с новым
репертуаром. Санитарно-гигиенические требования. Техника безопасности.
Практика. Тестирование голосов. Повторение пройденного материала. Прослушивание голосов. Выявление
вокальных, слуховых и ритмических природных навыков.
2. Основы вокальной работы.
Теория. Дыхание: дыхательная гимнастика, дыхание при работе в микрофон, особенности нижнерёберного,
диафрагменного дыхания.
Дикция: правильное формирование гласных и согласных, ровность гласных, дикционная гимнастика, основные
правила произношения гласных и согласных в середине и в конце слова, особенности дикции при пении в быстрых
темпах.
Артикуляция: положение губ, рта, челюстей при произношении.
Фразировка: работа над фразой в песне. Интонация: интонационно-фонетические упражнения, интонирование
унисона, слуховое осознание чистой интонации, интонирование партии в многоголосье, интонирование скачков в
мелодии, чистота интонирования сложных оборотов в мелодической линии, умение интонировать при изменении
тональности во время песни.
Двухголосие, трёхголосие: интонирование гармонических последовательностей.
Ансамбль: ритмический, интонационный, тембровый, темповый и динамический, строй ансамбля.
13

Ритм: особенности синкопы в пении. Упражнения и приёмы на формирование эстрадной манеры пения.
Практика. Пение произведений. Формирование навыков исполнения без сопровождения. Продолжение работы над
формированием музыкального слуха, работы над постановкой дыхания. Работа над вокально-голосовым аппаратом.
Развитие на упражнениях голосового диапазона в соответствии с индивидуальными природными данными.
Совершенствование знаний и умений в работе над дикцией и артикуляцией. Работа в музыкальном репертуаре над
строем, интонацией, ансамблем. Выравнивание в ансамбле унисона. Исполнение многоголосных произведений.
Работа над чистотой интонировании своей партии в ансамбле.
3. Разбор и анализ произведения .
Теория.
Средства музыкальной выразительности в песне: содержание текста, мелодия, ритм, динамика,
характер. Форма песни: куплетная, сквозная. Музыкальный образ.
Практика. Слушание и определение на слух разных форм музыкальных произведений. Определять характер
произведения, его форму. Работа над созданием музыкального образа песни.
4. Основы сценической культуры.
Теория. Правила работы с микрофоном. Правила дыхания при работе в микрофон. Приёмы артикуляции при пении в
микрофон. Основы движений на сцене: положения рук, ног, головы и корпуса. Тембровая окраска голоса при работе в
микрофон. Правила микширования голоса. Правила произношения согласных и гласных звуков в микрофон.
Сценический костюм и музыкальный образ. Правила записи голоса в студии.
Практика. Работа на сцене в микрофон. Упражнения на микширование звука. Работа над концертными
произведениями на сцене. Работа с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над нахождением
сценического образа.
5. Элементы эстрадного танца.
Теория. Разновидность современных танцев. Показ видеоматериала. Особенности эстрадного танца. Музыкальное
сопровождение. Техника выполнения сценического бега. Техника выполнения эстрадных прыжков. Костюм и
атрибутика танца.
14

Практика. Нейтральное положение; первая позиция; вторая позиция; третья позиция; положение – V. Изучение
параллельных и выворотных позиций стоя; изучение параллельных и выворотных позиций сидя. Выполнения
сценического бега. Разучивание Батманов, прыжков. Разучивание танцевальной комбинации «Болванчик».
6. Развитие актерских навыков.
Теория. Взаимосвязь всех частей тела и зависимость каждого движения от общего положения тела.
Регулирование мышечных напряжений. Осанка.
Практика. Комплекс упражнений на разогрев, растяжку и освобождение мышц от зажимов: «Лягушка»,
«Рыбка», «Змея», «Бабочка», «Берёзка», «Хребет Гратовского» и др.
7. Репетиционно - постановочная работа .
Теория. Музыка и характер танца. Костюм и атрибутика танца. Беседа с прослушиванием музыки.
Эмоциональная выразительность при выполнении танцевальных движений.
Практика. Отработка движений для репертуарных музыкальных произведений. Постановка танцевальных
комбинаций, концертных номеров.
8. Итоговое занятие.
Анализ работы за год. Исполнение любимых песен.
1.4.

Планируемые результаты изучения программы

Личностные
 будут сформированы способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
 будут сформированы основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю.
 будет сформировано позитивно эмоциональное отношение к искусству и творчеству;
15

 будут сформированы такие качества как настойчивость, выдержка, трудолюбие, целеустремленность.
Метапредметные
 будет развита способность планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
 будет развита способность самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
 будет развита способность выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
 будет сформирована активная жизненная позиция, позволяющая принимать активное участие в жизни
микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
 будет развито умение слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли по теме.
Предметные
 будет сформирована правильная певческая установка и дыхание;
 будет развит гармонический и мелодический слух;
 будет развита координации, налаженное чувство ритма;
 будет сформировано понимание строения артикуляционного аппарата и гигиены певческого голоса;
 будет сформировано понимание особенности музыкального языка;
 будет развита способность выражать образное содержание музыки через пластику;
 будет владеть различными хореографическими элементами осознавать синтез вокала и танца, как
единства музыкального выражения;
 будет сформировано умение петь под фонограмму и акапельно, сольно и в группе;
 будет развит эстетический вкус.

16

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы «Основы журналистики»:
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, актовый зал, фортепиано, ноутбук, колонка
портативная, микрофоны концертные, акустическая система, стойки микрофонные, концертные костюмы.
Информационное обеспечение: Банк видео записей с концертными записями выдающихся мастеров вокальноэстрадного искусства, образцовых эстрадно-вокальных коллективов.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом дополнительного образования Думачевой Е.А..
Образование высшее.
Методические материалы. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой»; Дмитриев Л.Б.
«Основы вокальной методики». Дидактические материалы для работы с обучающимися: аудио сопровождение
для упражнений; наглядные материалы для проведения дыхательной гимнастики; картотека скороговорок;
памятки по гигиене певческого голоса, правилам работы с микрофоном, технике безопасности на занятиях,
правилам подготовки к выступлениям; тексты и аудио сопровождение к изучаемым песням.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предполагает формы контроля: текущий и итоговый.
Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение педагога в ходе занятий,
анализ подготовки и участия обучающихся в различных мероприятиях, оценка зрителей, жюри, анализ
результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и
прямолинейности в преподнесении музыкального материала.
Формы контрольных занятий: открытый урок, отчный концерт; участие в конкурсах, фестивалях.
Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, сертификаты участия.
17

Контрольно-оценочные материалы для текущего контроля певческой установка, певческого дыхания, основ
чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции в ансамбле, формирование чувства ансамбля,
формирования сценической культуры, размещены в Приложении 1.
3. Список литературы
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
4. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.2002.
5. Емельянов Е.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», 5- изд., стер. – СПб: Издательство «Лань»;
Издательство «Планета музыки», 2007.
6. Емельянов Е.В. Фонопедический метод развития голоса (методическое пособие для учителей музыки)
Электронный ресурс, режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-golosa-metod-emelyanova-4994844.html
7. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
8. Козлянинова И.П. , Чарели Э.М.. Тайны нашего голоса Электронный ресурс, режим доступа:
http://www.logoped.info/voice/kch.shtml
9. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
10. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
12. Малахов. Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
13. Малишава В.Методика обучения эстрадному пению: Учебное пособие по педагогической практике в классе
эстрадного пения. Архангельск 2012. Электронный ресурс, режим доступа: malishava.ru›content/pedprakt.pdf
14. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Академия, 2004.
16. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.
17. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие .- Спб.:Издательство «Лань», 2007 – 40 стр.
18. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007.
18

19. Скороходова, Н. В. Основы вокальной методики [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. В. Скороходова.
- Нижний Тагил: Нижнетагильский гос. социально-педагогический ин-т (фил.) ФГАОУ ВО РГППУ, 2017.- 142 с.
20. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М,
1988.
21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.
22. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.

19

Приложение 1
Контрольно-оценочные материалы
Эстрадной студии МармеладMUSIC»
Вводное занятие, прослушивание.
Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество
интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное
пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку
в быстром темпе.
Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает,
как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет
попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.
Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни по одному или дуэтом, обращая внимание певческую
установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся
использует диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит
между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную
фразу.
20

Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся
использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет
использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда
дыхания хватает на длинную фразу.
Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся
использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на
длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).
Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание
на качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение
унисона в дуэте и в хоре.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное
пение в унисон.
Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью педагога. Отсутствие унисона.
Основные правила звуковедения.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни по одному, обращая внимание на качество
интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным
штрихом.
21

Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время
исполнения мелодии.
Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и
демонстрационного показа педагогом. Дирижёрский жест не понимает.
Правильная дикция и артикуляция в ансамбле.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая
внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во
время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во
время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать
теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Формирование чувства ансамбля.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни вокальным коллективом, обращая внимание на качество
интонирования соблюдение ансамбля.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых
темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения.
Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

22

Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное
интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической
поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии.
Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не
соблюдают основы цепного дыхания.
Формирование сценической культуры. Работа над образом.
Задание: Исполнение (пение) песни вокальным коллективом, обращая внимание на качество интонирования,
умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на
сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций педагога. В
завершении песни-поклон.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится
скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания педагогом.
Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст
песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения.
В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».