ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Создание мобильных приложений и игр - GAME DEV» Возраст обучающихся: 4 - 7 классы Срок реализации: 2 года Автор-разработчик: Мухамедханов Максим Ринатович педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г. Екатеринбург, 2022 год 2.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Создание мобильных приложений и игр - GAME DEV» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196); Санитарными правилами (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»); Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»); Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»); Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка»); Правилами оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 "Об утверждении Правил "); Уставом МАОУ СОШ № 16; Локальными актами МАОУ СОШ № 16 Направленность: техническая Актуальность: программы определяется, прежде всего огромным спросом на IT-технологии в современном мире. Создание мобильных приложений – одно из самых современных направлений развития детей. Конструирование игрового процесса и создание алгоритмов, помогает детям обучаться, узнавать новое, развивать умственные и творческие способности. В ходе образовательной деятельности, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, творческие, развивается познавательная деятельность. Работа в графических редакторах позволяет получить новый образовательный опыт, развивает творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Данный курс позволит получить базовые знания создания игровых приложений и основ гейм-дизайна. Значимость программы обусловлена его практической направленностью. Развитие у обучающихся правильных представлений о характере явлений и процессов реального мира, о роли моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Отличительные особенности общеразвивающей программы: Она рассчитана для обучающихся среднего возраста, ориентирована на вовлечение учащихся в творческую работу с применением одного из направлений компьютерных технологий, а именно компьютерной графики и анимации. Адресат: возраст обучающихся - 10-13 лет (4 - 7 классов), имеющих интерес к процессу создания игр, анимации и программированию. 10 лет - ребенок уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11 лет - ребенок импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками. 12 лет - ребенок: вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу. 13 лет – подросток: обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Группа формируется в количестве 10-16 человек. Объем программы и срок освоения. Срок реализации рабочей программы - 2 года. Объем программы на каждый год составляет - 72 часа. Длительность одного занятия составляет - 40 минут. Занятия проходят два раза в неделю. Уровень программы: стартовый. Обучающиеся научатся основам создания видеоигр для различных устройств. Формы обучения: групповая, дистанционная, индивидуальная. Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, производство контента. Формы подведения результатов: обучающиеся научатся созданию собственной игры в жанре «раннер» и «платформер». 2.2. Цель программы: научить обучающихся основам гейм дизайна и созданию мобильных приложений. Задачи программы: - изучить основные понятия программирования, изучение взаимодействия алгоритмов; - получить практический опыт в создании игр; - получить опыт работы в графических редакторах; - совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением; - развитие алгоритмического стиля мышления; - формирование навыков конструирования и художественного творчества. 2.3.1. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план первого года обучения Количество часов п/п Название раздела и темы 2. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Знакомство с интерфейсом программы Construct 3. Разработка сюжета игры 1. 4Изучение программы Photoshop \ GIMP 4. 5Рисование игровых объектов 5. 6Создание покадровой анимации спрайтов 6. 7События, переменные, типы данных, операторы и 7. классы 8. Создание игры в стиле «Раннер» 9. Тестирование созданных игр, выявление ошибок и оптимизация 10. Создание превью для Google Play 11. Публикация созданных проектов в Google Play Всего Теория Практика 1 1 - 2 - 2 4 2 2 6 2 4 5 1 4 10 2 8 6 2 4 26 2 24 4 - 4 4 - 4 4 - 4 Формы аттестации/ контроля Устный опрос - беседа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Анализ и презентация созданных проектов. Содержание учебного (тематического) плана на первый год обучения 1.Вводное занятие Теория: Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты. 2. Знакомство с интерфейсом программы Construct Практика: Изучение панелей и свойств программы. 3. Разработка сюжета игры Теория: Обучение созданию собственных сюжетных линий игры. Практика: Создание графического макета игры. 4. Изучение программы Photoshop \ GIMP Теория: Знакомство с интерфейсом программы и изучение основных инструментов. Практика: Создание графических зарисовок будущей игры. 5. Рисование игровых объектов Теория: Изучение основных понятий (спрайты, фон). Практика: Прорисовка спрайтов (персонажей и игровых объектов) 6. Создание покадровой анимации спрайтов Теория: Принципы создания анимации. Создание покадровых движений. Практика: Прорисовка анимации в графическом редакторе. 7. События, переменные, типы данных, операторы и классы Теория: Изучение алгоритмов и событий игры. Практика: Создание первых игровых событий и алгоритмов. 8. Создание игры в стиле «Раннер» Теория: Знакомство с игровым стилем «Раннер». Практика: Создание первого «Раннера» для OS Android. Игровые алгоритмы и события. Создание игрового меню. 9. Тестирование созданных игр, выявление ошибок и оптимизация Практика: Тестирование созданной игры на различных устройствах под управлением операционной системы Android. 10. Создание превью для Google Play Практика: Отрисовка игрового превью для Google Play 11. Публикация созданных проектов в Google Play Практика: Тестирование созданной игры на различных устройствах под управлением операционной системы Android. 2.4.1. Планируемые результаты первого года обучения Обучающиеся научатся создавать мобильные приложения (игры) в жанре «Раннер», изучат основы работы в растровых графических редакторах, научатся программировать действия с помощью алгоритмов. Создадут собственное приложение, которое смогут установить на свое устройство. Форма подведение итогов: Презентация созданного приложения и публикация в Google Play. 2.3.2. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план второго года обучения Количество часов п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела и темы Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Изучение интерфейса программы Разработка сюжета игры 4Знакомство с программой для создания векторной графики 5Рисование игровых объектов 5. 6Создание покадровой анимации спрайтов 6. 7События, переменные, типы данных, операторы и 7. классы 8. Создание игры в стиле «Платформер» 9. Тестирование созданных игр, выявление ошибок и оптимизация 10. Создание превью для Google Play 11. Публикация созданных проектов в Google Play Итого: Всего Теория Формы аттестации/ контроля Практика 1 1 - 2 - 2 4 2 2 6 2 4 5 1 4 10 2 8 6 2 4 26 2 24 4 - 4 4 - 4 4 - 4 72 Устный опрос - беседа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Анализ и презентация созданных проектов. Содержание учебного (тематического) плана на второй год обучения 1.Вводное занятие Теория: Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты. 2. Знакомство с интерфейсом программы Construct Практика: Изучение панелей и свойств программы. 3. Разработка сюжета игры Теория: Обучение созданию собственных сюжетных линий игры. Практика: Создание графического макета игры. 4. Знакомство с программой для создания векторной графики Теория: Знакомство с интерфейсом программы и изучение основных инструментов. Практика: Создание графических зарисовок будущей игры в векторном стиле. 5. Рисование игровых объектов Теория: Изучение основных понятий (спрайты, фон). Практика: Прорисовка спрайтов (персонажей и игровых объектов) 6. Создание покадровой анимации спрайтов Теория: Принципы создания анимации. Создание покадровых движений. Практика: Прорисовка анимации в графическом редакторе. 7. События, переменные, типы данных, операторы и классы Теория: Изучение алгоритмов и событий игры. Практика: Создание первых игровых событий и алгоритмов. 8. Создание игры в стиле «Платформер» Теория: Знакомство с игровым стилем «Платформер». Практика: Создание первого «Платформера» для OS Android. Игровые алгоритмы и события. Создание игрового меню. 9. Тестирование созданных игр, выявление ошибок и оптимизация Практика: Тестирование созданной игры на различных устройствах под управлением операционной системы Android. 10. Создание превью для Google Play Практика: Отрисовка игрового превью для Google Play 11. Публикация созданных проектов в Google Play Практика: Тестирование созданной игры на различных устройствах под управлением операционной системы Android. 2.4.2. Планируемые результаты второго года обучения Обучающиеся научатся создавать мобильные приложения (игры) в жанре «Платформер», изучат основы работы в векторных графических редакторах, научатся программировать действия с помощью алгоритмов. Создадут собственное приложение, которое смогут установить на свое устройство. Форма подведение итогов: Презентация созданного приложения и публикация в Google Play. 3. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в специализированном кабинете информатики – помещение светлое, легко проветриваемое. В кабинете имеется: интерактивная панель и ноутбуки (1 обучающийся – 1 ноутбук). - информационное обеспечение - видео, фото, интернет источники; - кадровое обеспечение - программа реализуется педагогом дополнительного образования Мухамедхановым М.Р. Образование: высшее. Квалификационная категория: Высшая. Стаж: 12 лет. - методические материалы - видеоматериалы; интернет-ресурсы. 3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В процессе обучения отслеживаются три вида результатов: - текущие - выявление ошибок и успехов в работах, обучающихся; - промежуточные - проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие; - итоговые - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год. Выявление достигнутых результатов осуществляется: - через механизм отслеживания практической деятельности по темам; - через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения. Изучение курса завершается: - презентацией созданных медиа работ. - анализу приобретенных знаний, умений и навыков. 4. Список литературы Электронные ресурсы: 1. www.wikipedia.org / «Компьютерная игра» / «Конструктор игр» / «Графический редактор» / «Платформер» 2. www.scirra.com 3. www.c2community.ru Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Создание компьютерных и мобильных игр - GAME DEV» Направленность: техническая Возраст обучающихся: 10-13 лет Срок реализации программы: 2 года Разделы программы на первый год обучения: - Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. - Знакомство с интерфейсом программы Construct - Разработка сюжета игры - Изучение программы Photoshop \ GIMP - Рисование игровых объектов - Создание покадровой анимации спрайтов - События, переменные, типы данных, операторы и классы - Создание игры в стиле «Раннер» - Тестирование созданных игр, выявление ошибок и оптимизация - Создание превью для Google Play - Публикация созданных проектов в Google Play Разделы программы на первый год обучения: - Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. - Изучение интерфейса программы - Разработка сюжета игры - Знакомство с программой для создания векторной графики - Рисование игровых объектов - Создание покадровой анимации спрайтов - События, переменные, типы данных, операторы и классы - Создание игры в стиле «Платформер» - Тестирование созданных игр, выявление ошибок и оптимизация - Создание превью для Google Play - Публикация созданных проектов в Google Play Цель программы: научить обучающихся основам гейм дизайна и созданию мобильных приложений. Задачи программы: - изучить основные понятия программирования, изучение взаимодействия алгоритмов; - получить практический опыт в создании игр; - получить опыт работы в графических редакторах; - совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением; - развитие алгоритмического стиля мышления; - формирование навыков конструирования и художественного творчества. Форма занятий: практические занятия; индивидуальная деятельность, дистанционная. Краткое содержание: Создание игр – одно из самых современных направлений развития детей. Конструирование игрового процесса и создание алгоритмов, помогает детям обучаться, узнавать новое, развивать умственные и творческие способности. В ходе образовательной деятельности, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, творческие, развивается познавательная деятельность. Работа в графических редакторах позволяет получить новый образовательный опыт, развивает творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Данный курс позволит получить базовые знания создания игровых приложений и основ гейм-дизайна.