ДООП клуб ЮНЕК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Клуб «ЮНЕК»
возраст обучающихся: 7-8 лет
срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Лобанова Лариса Игоревна
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022 год

2.1. Пояснительная записка












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
Клуб ЮНЕК разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №
1726-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Устав МАОУ СОШ № 16
Локальные акты МАОУ СОШ № 16

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело
с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на
воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение
в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Клуб «ЮНЕК» будет
одной из таких форм.
Актуальность программы: Большинство родителей, да и современные дедушки и бабушки, основную часть времени
заняты на работе. Поэтому организация досуга младших школьников во второй половине дня становится одной из ведущих
форм организации жизнедеятельности детей, их нравственного воспитания, интеллектуального и личностного развития.
Следовательно, основными задачами в клубе становятся: обеспечение безопасности жизни и здоровья, а также воспитание
личности ребенка.
Отличительные особенности: Строгие рамки урока и насыщенность учебной программы не всегда и не всем детям
дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность.
Такая возможность есть в Клубе ЮНЕК с идеально подходящим для этого микроклиматом. Ведь каждый ребенок
талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
Адресат: Программа клуба «ЮНЕК» предназначена для обучающихся 1-х классов (7-8 лет) и направлена на
формирование у них креативных качеств: гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего
мнения, коммуникации. В группе одновременно находится до 30 человек.
Уровневость: стартовая

Режим занятий: ежедневно 5 дней в неделю, по 4 занятия в день, продолжительность 1 занятия – 1 академический час
(30 мин) с физиологическими перерывами, перерывами на обед, полдник, играми на воздухе. Клуб начинает работу в 11.30
до 17.30 часов.
Объем общеразвивающей программы: 20 учебных часов в неделю, 146 учебных дней или 584 учебных часов в год
Срок освоения: 1 год
Формы обучения: очная, групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая
Виды занятий: конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии, беседы, часы общения, праздники,
презентации, практикумы, физкультминутки, интеллектуальные игры, игры – путешествия, игры на внимание и память,
игры-конкурсы, игры-соревнования, турниры, спортивные соревнования, диспуты,

проектная деятельность учащихся,

индивидуальные консультации.
Формы подведения результатов:
Текущий контроль осуществляется за деятельностью учащихся на каждом занятии: наблюдение, собеседование,
карточки-задания, кроссворды и викторины, мастер-класс, практическое задание.
Итоговым контролем может быть «конечный продукт» деятельности:


устный журнал



выставка творческих работ



мультимедийный продукт



электронный фотоальбом



сборник творческих работ



участие в конкурсах, конференциях



игры-соревнования, турниры



индивидуальный проект
2.2. Цель программы: повысить образовательный, нравственно-культурный, духовный уровень детей путем
рациональной организации их деятельности во второй половине дня и привлечения обучающихся к дополнительному
образованию, развитие у обучающихся физической активности, познавательных интересов, интеллектуальных, творческих
и коммуникативных способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
1. способствование повышению престижа интеллектуальной деятельности;
2. формирование у школьников умения целенаправленно мобилизовать свой интеллектуальный потенциал, использовать
на практике имеющиеся личностные, предметные, метапредметные умения в изменяющихся условиях;
3. Обучение практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и
укрепления здоровья;
4. вовлекать детей в сферу дополнительного образования.
5. Оказание помощи каждому ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании
самостоятельности.
Развивающие:.
1. Формирование у школьников полезных привычек, гражданской позиции, толерантности, объективного подхода к себе
и к окружающим, ответственности за свои поступки

2. Повышение у учащихся и их родителей престижа знаний, интеллектуального труда, повышение качества обучения
обучающихся
3. Развитие интереса к изучаемым дисциплинам, развитие индивидуальности обучающихся
4. Развитие индивидуальности обучающихся
5. Развитие самостоятельности
6. Формирование полезных привычек (навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку).
Воспитательные:
1. Воспитывать гуманные чувства у детей (на поступках окружающих людей, героев художественной литературы)
2. Формировать представления о добре, честности, справедливости, дружбе
3. Воспитывать отрицательное отношение к лживости, жестокости, лености
4. Воспитывать любовь к природе, заботиться о растениях и животных
5. Закреплять правила поведения в природе и обществе
6. Знать свои права и обязанности, следовать им
7. В работе с семьёй направить усилия на максимальное сближение интересов родителей и школы в вопросах
формирования и гармоничного развития личности ребенка; привлечение родителей учеников к сотрудничеству по всем
направлениям деятельности данного сообщества
8. Формировать потребность в ежедневной активной двигательной деятельности, развивать быстроту, ловкость,
ориентировку в пространстве
9. Поддерживать интерес к событиям спортивной жизни страны. Самостоятельно организовывать знакомые подвижные
игры, справедливо оценивать в игре свои результаты, результаты товарищей

10. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, любовь к прекрасному. Развивать
художественное восприятие произведений изобразительного искусства, произведений живописи, декоративно –
прикладного искусства. Воспитывать интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления
11. Воспитывать трудолюбие в процессе трудовой деятельности, желание все сделать своими руками, выполнять работу
аккуратно, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Общая характеристика программы Клуб «ЮНЕК»
Программа состоит из 6 модулей.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название модуля
Проектная деятельность
Волшебная кисточка
Книгочеи
Умелые ручки
Игры
Первый шаг
ВСЕГО по программе

Количество часов
в неделю
в год
2
66
1
33
3
86
3
99
15
495
1
33
25
825

Модуль «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и
импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по
восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий
характер, направленные на отражение доступными для определенного возраста ребенка своего видения окружающего мира.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития детей, учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста обучающихся.
Этапы программы:
· ознакомительный;
· развивающий
· исследовательский
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на
новом, более сложном творческом уровне.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
№ п/п

1-2
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название раздела, темы

Правила техники безопасности. «Знакомство
с королевой Кисточкой»
«Что могут краски?»
«Изображать можно пятном»
«Изображать можно пятном»
«Осень. Листопад»
«Силуэт дерева»
«Грустный дождик»
«Красоту нужно уметь замечать»
«Узоры снежинок»
Рисуем дерево «тампованием»

Количество часов
Всего
Теория
Практика

1

1

1
1
1
2
1
1
2
1
1

0,5

1
1
1

Формы аттестации/контроля

Беседа, урок-игра
0,5
1
1
1
1
1
1
1

беседа
Выставка работ
Выставка работ
Беседа, выставка работ
Выставка работ
беседа
Выставка работ, беседа
Выставка работ
Выставка работ

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

«Зимний лес»
«Портрет Снегурочки»
«К нам едет Дед Мороз»
«Снежная птица зимы»
«Дом снежной птицы»
«Ёлочка – красавица»
«Кто живёт под снегом»
«Красивые рыбы»
«Волшебная птица весны»
«Моя мама»
«Цветы и травы»
«Цветы и бабочки»
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для
украшения коврика»
«Моя семья»
«Веселая игра»
«Лето, здравствуй!»

1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

ВСЕГО

30

1
0,5
1

0,5
1

0,5

1
1
1

0,5
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
0,5
1
1
1

9

Беседа
Беседа, урок-игра
Беседа, урок-игра
Выставка работ
Выставка работ
Творческая работа
Урок-игра
Беседа, выставка работ
Выставка работ
Беседа с показом детских работ
игра
Выставка работ
Выставка работ, беседа
Беседа с показом детских работ
Выставка работ, урок-игра
Выставка работ, заключительное
занятие

21

Содержание учебного (тематического) плана
«Знакомство с королевой Кисточкой»
Теория: Условия безопасной работы и техника безопасности. Введение в образовательную программу. Урок-игра
«Что могут краски?»
Теория: Изобразительные свойства акварели. Основные цвета.
Практика: Смешение красок. Радуга.
«Изображать можно пятном»
Практика: Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом
«размыть пятно».

«Изображать можно пятном»
Практика: Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку
«Осень. Листопад»
Теория: Смешение теплых цветов. Акварель. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.
Творчество великих художников.
Практика: Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.
«Силуэт дерева»
Практика: Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов Изображение дерева с натуры.
«Грустный дождик»
Теория: Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
«Красоту нужно уметь замечать»
Теория: Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Практика: Изображение спинки ящерки.
«Узоры снежинок»
Практика: Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
Рисуем дерево «тампованием»
Практика: Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
«Зимний лес»
Теория: Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
«Портрет Снегурочки»
Теория: Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
Практика: Урок – игра: общение по телефону.
«К нам едет Дед Мороз»
Теория: Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.
Практика: Урок – игра: общение по телефону
«Снежная птица зимы»
Практика: Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция
«Дом снежной птицы»
Практика: Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
«Ёлочка – красавица»
Практика: Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

«Кто живёт под снегом»
Практика: Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
«Красивые рыбы»
Теория: Гуашь. Беседа с показом иллюстративного и природного материала
Практика: Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью.
«Волшебная птица весны»
Практика: Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
«Моя мама»
Теория: Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.
Практика: Творческая работа.
«Цветы и травы»
Практика: Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы–
гномики».
«Цветы и бабочки»
Практика: Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»
Теория:
Понятие «стилизация»
Практика: переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
«Моя семья»
Практика: Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.
«Веселая игра»
Практика: Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.
«Лето, здравствуй!»
Практика: Фантазия. Творческая работа. Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных обучающихся
Формы контроля. Оценки за выполнение заданий не ставятся. Форма отчёта - это выставка работ обучающихся и
тематическая игра, позволяющие закрепить и обобщить полученные знания.
Модуль «КНИГОЧЕИ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей
информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети
не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы
дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее
развитие человека?
Главной целью программы является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение
обучающимися навыками работы с книгой и коллективного взаимодействия с помощью чтения, общения.
Задачи:
• Привлечь младших школьников к книге и чтению;
• познакомить с основными навыками работы с книгой;
• воспитать эмоционально-образное восприятия содержания произведений
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая,
творческая, исследовательская и методы работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы-кроссворды,
викторины, путешествия по страницам книг, литературные игры, проекты, акции.
Программа способна помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь
желанием делиться своими мыслями и научиться слушать других.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, и применения их в самостоятельной деятельности. На
занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными
изданиями.
Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение
различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим
особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе
обучения.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
«КНИГОЧЕИ»
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

Всего

Теория

Практика

контроля

1

Как, когда и где появилась первая книга.

4

2

2

Устное чтение

2

Книгочей – любитель чтения.

6

2

4

экскурсия

3

Книга и кто её создаёт.

4

1

3

Практическое задание

4

Путешествие по тропинкам фольклора

8

3

5

чтение

5

Сказка – ложь, да в ней намёк…

8

3

5

чтение

6

Писатели – сказочники

8

3

5

чтение

7

Периодические журналы и газеты для детей

8

3

5

чтение

8

О самом дорогом человеке

8

2

6

Конкурс

9

Книги о защитниках Отечества

8

3

5

чтение

10

Детям о детях

6

3

3

викторина

11

Детям о дружбе

6

2

4

диспут

12

Ребятам о зверятах и природе

6

2

4

чтение

13

По страницам любимых книг

6

2

4

презентация

86

31

55

Содержание учебного (тематического) плана
Как, когда и где появилась первая книга. (4 часа)
Теория - Когда появилась письменность. Письмо на глиняных дощечках, на папирусе, пергаменте .

Практика - Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Первые книги для детей. «Азбука для детей» Л. Толстого, К.
Ушинский – детям.
Книгочей – любитель чтения. (6ч)
Теория-Знакомство с библиотекой. Знакомство с профессией библиотекаря.
Практика-Экскурсия в библиотеку. Правила пользования книгами. Акция «Книжкина больница» (работа в группах)
Книга и кто её создаёт. (4ч)
Теория - Кто придумывает стихи и сказки. Чем поэт отличается от писателя. Встреча с местными детскими поэтами и
писателями.
Кто рисует иллюстрации. Художники-оформители. Роль иллюстраций в книгах.
Практика - Самостоятельное иллюстрирование книги. Создание своей «книжки».
Путешествие по тропинкам фольклора. (8ч)
Теория - Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки.
Практика - Как сочинить загадку. (Занятие-практикум). Скороговорки. Конкурс «Говори-переговори». Потешки,
прибаутки, небылицы, небывальщина, заклички, считалки.
Сказка – ложь, да в ней намёк… (8ч)
Теория - Русские народные сказки. Волшебные сказки, бытовые, о животных. Викторина.
Практика - Сказки народов России. Ненецкая сказка «Кукушка». Иллюстрирование сказки.
Сказки народов мира. Инсценирование сказки «Как мышке жениха искали» Тайландская сказка.
Писатели – сказочники.(8ч)
Теория - Знакомство со сказками Ш.Перро, Братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, Астрид Линдгрен
Практика - Знакомство с отечественными сказочниками А.Пушкин, П.Бажов, С.Аксаков, П.Ершов. Выставка книг.
Периодические журналы и газеты для детей (8ч)

Теория - История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские
газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Практика - Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Проектная работа: «Классная газета»
О самом дорогом человеке (8ч)
Теория - Чтение стихов о маме (Е. Благинина, А. Барто и др.)
Практика - Конкурс чтецов на тему: «Мамочка любимая», изготовление стенгазеты и сочинение мини поздравлений
Книги о защитниках Отечества. (8ч)
Теория - Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Практика - Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение,
рассматривание. Чтение книг о защитниках отечества
Детям о детях (6ч)
Теория - Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков, В. Драгунский и др.)
Практика - Викторина по произведениям Н. Носова. Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С.
Михалков, А. Барто).
Детям о дружбе (6ч)
Теория - Знакомство с литературными произведениями классических и современных писателей о настоящей дружбе. (Е.
Пермяк, В. Осеева, монах Варнава, Р. Гамзатов).
Практика - Диспут на тему «Кто такой настоящий друг»
Ребятам о зверятах и природе (6ч)
Теория - Знакомство с произведениями В. Бианки, Е. Чарушина, В. Сладкова.
Практика - Чтение стихов русских классиков и современных поэтов о временах года. Конкурс чтецов.
По страницам любимых книг (6 ч)

Теория - Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Практика - Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Оформление еженедельника «Дневник читателя».
Планируемые результаты
- Обогащение внутреннего мира ребенка.
- Умение сопереживать товарищу по команде.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение ориентироваться в пространстве.
- Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.
- Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.
В результате реализации программы учащиеся смогут:


Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений
фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.



Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.



Отвечать на вопросы по содержанию текста.



Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.



Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.



Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте
предложений, соответствующих им.



Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.



Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.

Условия реализации программы
Наличие художественной литературы, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий, ресурсов
сети Интернет, электронных презентаций; оборудования для мультимедийных демонстраций (компьютер, смарт-TV) и
средств фиксации (фото- и видеокамера).

Формы подведения итогов работы: громкие чтения, интегрированное занятие, конкурсы, инсценирование,
исследование, игры, экскурсия, сочинение.
В начале и в конце учебного года проводится диагностирование в виде бесед.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров
и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель:
Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.:Просвещение, 1990

Литература для обучающихся
1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
2. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004
3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО
«Издательство Астрель»: - 2002
8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
10.Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
11.Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
12.Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА –ПРЕСС Эклибрис, 2002
13.Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература, 1984

14.Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
15.Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
Модуль «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Актуальность: Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить
творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места,
экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил
безопасной работы.
Цель программы- развить интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую
деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать
поделки из различных материалов.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной
творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

Всего

Теория

Практика

контроля

1.

Работа с бумагой и картоном

35

1

5

Выставка аппликаций и
работ, презентация работ

2

Работа с пластическими материалами

8

1

7

Презентация работ

3

Работа с текстильными материалами

4

1

3

Анализ работ

4

Работа с нестандартным материалом

8

1

7

Взаимоанализ работ

5

Аппликация из деталей оригами

4

1

3

Выставка аппликаций

30

5

25

Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
Тема 1. Работа с бумагой и картоном. (6ч) Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология
изготовления рельефных и объёмных форм. Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности.
Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, объёмным оригами.
Изготовление объёмных игрушек. Изготовления Объёмного кленового листочка –техника гармошка. Объёмная аппликация
«Ягоды» Выпуклая аппликация «Галчонок» Работа по шаблонам. Аппликация «Желудь». Изготовление поделки «Весёлый
автомобиль». В ожидании Нового года (объёмная звезда). Объёмная аппликация «Тыква». Объёмная аппликация «Кактус».
Бумажный зоопарк (кошка). Бумажный зоопарк (птица). Бумажный зоопарк (заяц). Бумажный зоопарк (мышка). Бумажный
зоопарк (рыбка).
Тема 2. Работа с пластическими материалами. (8ч) Теория -Знакомство с правилами работы с пластическими
материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Лепка простых
овощей и фруктов.
Практика-Изготовление объёмных поделок и композиций. Посуда из пластилиновых жгутов. Аппликация на картоне из
пластилина. Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Лепка по замыслу детей. Работа с пластилином и
картоном «Осьминожек». Коллективная композиция «Морское дно»

Тема 3. Работа с текстильными материалами. (4ч) Теория – первоначальные сведения о тканях. Технология
изготовления поделок.
Практика – изготовление елочки. Аппликация из пуговиц. Вышивка по картону. Изонить.
Тема 4. Работа с нестандартным материалом. Практика (8ч) Работа из трубочек «Рыбка», Работа с втулкой от бумаги
«Динозавр», Изготовление тыквы из тетрадных обложек; Коллективная работа «Дерево из картона» .Работа по шаблонам.
«Колючий ежик». Аппликация «Домашние цветы». Аппликация «Объёмные фрукты».
Тема 5. Аппликация из деталей оригами. Практика (4ч) Аппликация из одинаковых деталей оригами. Клоун.
Коллективные композиции в технике оригами. Закладка. Аппликация из одинаковых деталей. Лесная полянка.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:


Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские
способности, сформировать познавательные интересы;



Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;



Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;



Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных
инструментов;



Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;



Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими,
умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою
собственную;



Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;



Достичь оптимального для каждого уровня развития;
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.



выставки, презентации



коллективные проекты



работа в парах, малых группах



индивидуальные работы



коллективные игры и праздники
Модуль «ИГРЫ»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Данный модуль призван помочь обучающимся находить общий язык со сверстниками, пробудить интерес к

многонациональной культуре и искусству своего края через игры, увидеть, что у каждого народа есть свои уникальные
игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются
в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны –
получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде.
Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую
подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях
коллективной деятельности), совершенствование функций организма, формирование правильной осанки, черт характера
играющих
Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство
Задачи:
- научить детей играть активно и самостоятельно;

- вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения,
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения,
- быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
- способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и
творческой деятельности.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
«Игры»
№
п/п

К-во часов

Тема занятия

Содержание деятельности

Результат занятия.

1-2

2

1

1

Техника безопасности.
Какие бывают игры.

Знания подвижных игр и
умения в них играть

1

1

Правила игры.
Обязательны ли они для
всех?

2

1

1

Русская народная игра
«Горелки».

7-8

2

1

1

Игра
«Кот и
мышь»

Теория: Правила ТБ. Правила русской
народной игры «У медведя во бору».
Игровые правила. Практика: Отработка
игровых приёмов
Теория: Русская народная игра «Филин
и пташка». Игровые правила.
Практика: Выбор и ограничение
игрового пространства.
Теория: Правила игры.
Практика: Игра на свежем воздухе с
игровой механикой -водящему
необходимо осалить (коснуться)
убегающую пару после окончания
песни
Теория: Правила игры.
Практика: Разучивание игры.

3-4

2

5-6

9-10

2

1

1

Русская народная игра
«Блуждающий мяч».

Теория: Правила игры.
Практика: Разучивание игры

всег
о

теория практик
а

Формы
аттестации/контрол
я
Игра.

Знания правил подвижных игр
и умение в них играть

Проведение игры.

Знания правил подвижных
игр, умения в них играть

Проведение
игры.

Знания правил подвижных игр
и умения в них играть

Проведение
игры.

Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение
игры.

1114

4

1

3

Догонялки.

Теория: Правила игры
Практика: игра с игровой механикой водящему (или водящим) необходимо
осалить (коснуться) убегающих игроков

Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение игры.

1518

4

1

3

Поисковые
игры.

Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение игры.

1922

4

1

3

Шахматная доска, фигуры

Теория: Правила игр.
Практика: Игры, игровой процесс
которых построен на поиске участников
или предметов.
Теория: Знание правил игры, названий
шахматных фигур
Практика: Нарисовать шахматную
доску в тетради, ответить на вопросы

Знание правил игры, названий
шахматных фигур,
Умение показать на доске
диагональные, вертикальные и
горизонтальные линии

Работа в тетрадях,
Правильная
расстановка фигур
на поле

2326

4

1

3

Игры на развитие
восприятия.

Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение игр.

2730

4

1

3

Игра Шахматы.
Диаграмма, ходы фигур

Знание правил игры и умение
играть.

Работа в тетрадях,
умение правильно
ходить фигурами

3134

4

1

3

Упражнения и игры на
внимание. Знания правил
игр на развитие внимания,
умения в них играть.

3538

4

1

3

Прыгательные
игры

3942

4

1

3

Игры на меткость.
Стрельба по мишеням.
Игры на свежем

Теория: Знакомство с правилами игр
Практика: проведение игр «Выложи
сам», «Магазин ковров», «Волшебная
палитра».
Теория: Определение «Диаграммы»,
Ходы фигур «Ладья», «Слон», «Ферзь»,
«Король», «Конь»
Практика: На магнитной доске показать
ходы фигурами
Теория: Знакомство с движениями и
правилами игр
Практика: Упражнение «Ладонь –
кулак», игры «Ищи безостановочно»,
«Заметь всё», «Запомни порядок».
Теория: Знакомство с правилами и
проведение игр.
Практика: Игры со скакалкой, резинкой.
Теория: Разучивание и проведение игр.
Практика: «Снежки» Игры на свежем
воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в

Знания правил игр на развитие Проведение игры.
внимания, умения в них
играть.
Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение игр.

Метание снежков в
цель. Знания правил
подвижных игр со снежками и

Проведение игры.

воздухе

цель».

умения в них
играть

4344

2

1

1

Игра Шахматы

Теория: Взятие. Игровые правила
Практика: Повторение

Знание правил игры и умение
играть.

Проведение игры,
устные ответы.

4546

2

1

1

Игра «Белки, волки,
лисы».

Теория: Правила игры.
Практика: Проведение игры.

Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение игры.

4748

2

1

1

Игра
«Совушка».

Теория: Правила игры.
Практика: Проведение игры.

Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение игры.

4950

2

1

1

Игра «Салки с
мячом».

Теория: Правила игры.
Практика: Проведение игры.

Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение игры.

5152

4

2

2

«Как появляются новые
игры»

Теория: Что такое считалки, зачины
Практика: придумывание зачинов,
считалок, игры в них.

Устный опрос
заученных
считалок.

5354

2

1

1

Игра «Прыгай через
ров»

5558

4

1

3

Игры с разными
предметами. Игры с
камешками, шариками и
палками.
«Двенадцать палочек»,
«Достань камешек»,
«Коршун», «Кольцо»,
«Рулетка».

Теория: Что такое координация,
равновесие
Практика: Совершенствование
координации движений.
Теория: Игровые правила. Практика:
Отработка игровых приёмов. Игра.

Уметь самостоятельно
придумывать зачины,
считалки, игры и уметь в них
играть.
Знания правил подвижных
игр, умения в них играть,
удерживая
равновесие.
Знание правил настольных
народных игр. Умение играть
в них.

5962

4

1

3

Игра Шахматы. Пешка.

Знание правил игры и умение
играть.

Проведение игр в
парах

Теория: Пешка. Взятие. Взятие «на
проходе.» Игровые правила.

Проведение игры.

Проведение игр.

6366
6770

4

1

3

Русская лапта

4

1

3

Игры в помещении.
«Дедушка - рожок»,
«Море волнуется»,
«Игровая», «Коза»,
«Колечко», «Все в
кружок», «Слепой козёл».

7172

2

1

1

7374

2

1

1

Спортивный праздник
«Мир подвижных
игр»
Игра Шахматы. Шах и мат

Практика: Разыгрывание в парах
Теория: Игровые правила. Практика:
Отработка игровых приёмов. Игра.
Теория: Игровые правила. Практика:
Отработка игровых приёмов. Игра.

Знание правила игры и умение
в неё играть.
Знание правила игр
и умение в них играть.

Игра.

Показать все знания и умения
играть в подвижные
игры. Соревнования
Игровые правила.

Соревнования

Теория: Правила техники безопасности.
Условия проведения викторины
Практика: Проведение спортивной
викторины.
Теория: Игровые правила.
Практика: Рассмотрение случаев
рокировки, ничьей, пата
Теория: Правила игры
Практика: Пятнашки

Умения проводить и
участвовать в спортивной
викторине.

Участие в дне
здоровья

Умения играть на время

Игра

Теория: Загрязнение окружающей
среды. Виды мусора
Практика: Выбрать правильный ответ
на смарт-телевизоре
Теория: Загрязнение окружающей
среды. Виды мусора

Умение сортировать мусор по
видам

Игра на смартТВ,
беседа

Умение сортировать мусор по
видам

Игра на смартТВ,
беседа

Теория: Техника безопасности
Практика: Игры, эстафеты, Весёлые
минутки.
Теория: Повторение. Три способа
защиты от шаха.

Игра.

Работа в тетрадях.
Игровые правила.

Практика: На диаграммах показать
стрелками последовательность ходов
7576

2

1

1

«Спортивные почемучки»
викторина, посвященная
спорту

7780

4

1

3

8182

2

1

1

Игра Шахматы.
Рокировка. Ничья, вечный
шах, пат
Настольные игры.

8386

4

1

3

Интерактивная игра
«Экологика»

8790

4

1

3

Интерактивная игра
«Экологика»

Знание правил
Знание
игрыправил
и умение
игры Работа
и умение
в тетрадях,
играть.
играть.
Проведение игр.

Знание

9194

4

1

3

Интерактивная игра
«Профессии»

9598

4

1

3

Интерактивная игра
«Профессии»

99100

2

1

1

Игра в мяч

101104

4

1

3

105108

4

1

3

Игра Шахматы.
Сравнительная сила
фигур, их ценность
Интерактивная игра
«Экологика»

109112
113120
121128

4

1

3

Настольная игра «Пазлы»

8

2

6

8

2

6

129136
137140

8

2

6

4

1

3

Игры на свежем воздухе
«Выше ноги от земли»
Игры на свежем воздухе
«Классики», «Фантикибантики»
Игры на свежем воздухе.
«Повтори-ка»
Игра Шахматы. Правила
поведения во время игры

137144
145

4

1

3

1

1

Игры на свежем воздухе.
Мини-футбол
Игры на свежем воздухе.
Соревнования команд

Практика: Выбрать правильный ответ
на смарт-телевизоре
Теория: Знание профессий. Выбор
будущей профессии.
Практика: Выбрать правильный ответ
на смарт-телевизоре
Теория: Знание профессий
Практика: Выбрать правильный ответ
на смарт-телевизоре
Теория: Правила игры.
Практика: Координация движений
Теория: Измерение ценности фигуры
Практика: Придумать равенства

Знания профессий

Игра, беседа

Знания профессий

Игра, беседа

Ловкость

Игра

Работа с диаграммами
Знание правил игры Работа
и умение
в тетрадях,
играть.
Проведение игр.

Теория: Загрязнение окружающей
среды. Виды мусора
Практика: Выбрать правильный ответ
на смарт-телевизоре
Теория: Разновидности пазлов
Практика: Собрать правильно и быстро
Теория: Правила игры.
Практика: Скорость, ловкость
Теория: Правила игры.
Практика: Координация, ловкость

Умение сортировать мусор по
видам

Игра на смарт ТВ

Показать смекалку, умение
играть в паре
Знания правил подвижных игр
умения в них играть
Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Игра

Теория: Правила игры.
Практика: Скорость, ловкость
Теория: Правила поведения во время
игры
Практика: Игры в парах на досках
Теория: Правила игры.
Практика: Скорость, ловкость
Теория: Правила игры.
Практика: Скорость, ловкость

Знания правил подвижных игр
умения в них играть
Правила поведения во время
игры

Проведение игры.

Знания правил подвижных игр
умения в них играть
Знания правил подвижных игр
умения в них играть

Проведение игры.

Проведение игры.
Проведение игры.

Проведение игр

Проведение игры.

146

1

1

ВСЕ
ГО

14 42
6

Праздник «Окончание
учебного года»

Теория: подведение итогов,
Практика: вручение похвальных листов

Фото- и видеосъемка

104

Материально-техническое обеспечение:
- набор «Сундук народных игр»;
- гимнастическая скакалка, мячи;
- шахматы и шахматная магнитная доска с фигурами;
- смарт ТВ;
- настольные игры
Планируемые результаты
должны иметь представление:
об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;
о традициях русских народных праздников;
о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
о правилах игры в шахматы и другие настольные игры
должны знать:
историю возникновения подвижных игр;
правила проведения игр, эстафет и праздников;
основные факторы, влияющие на здоровье человека;
правила поведения во время игры;
о способах и особенностях движения и передвижений человека;

Проведение
праздника

о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
о необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и
здоровья
должны уметь:
выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
владеть мячом, скакалкой;
применять игровые навыки в жизненных ситуациях;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные и настольные игры;
уметь взаимодействовать с одноклубниками в процессе занятий, совместно договариваться о правилах поведения и общения
во время игры и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие
/Владос, 2001.
2. Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
3. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997.
4. Учебное пособие Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы. Ульяновск, УлГТУ, 2007. – 142 с.

Модуль «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы аттестации/
контроля

Практика

1.

Введение. Техника безопасности

2

2

2

Учимся делать проекты

30

15

15

Разыгрывание ситуаций,
пробные выступления

3

Мы- исследователи

20

10

10

Выступление перед знакомой
аудиторией

4

Анализ исследовательской деятельности

4

1

3

Презентация проектных работ

ИТОГО

56

28

28

Беседа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Блок 1. Введение. Теория (2 час)
«Что такое проект?», «Что такое исследование?» - учащиеся знакомятся с понятием «проект», у них
формируется интерес к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной
школы; знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, умение находить значимые личностные
качества исследователя.
Блок 2. Учимся делать проекты (30 час)
Теория - «Что такое проблема?», «Наблюдение как способ выявления проблем», «Выдвижение идеи (мозговой штурм)».
«Развитие умения видеть проблемы», «Как мы познаем мир», «Как выбрать тему исследования», «Как задавать вопросы?»,
«Удивительный вопрос», «Школа почемучек», «Постановка вопроса (поиск гипотезы), «Формулировка предположения
(гипотезы)»-15 часов

Практика - «Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы», «Учимся выбирать
дополнительную литературу», «Учимся выделять главное и второстепенное. Схемы», «Составление аннотации к
прочитанной книге», «Совместное или самостоятельное планирование практического задания», «Обоснованный выбор
способа выполнения задания», «Методика проведения самостоятельных исследований», «Коллективная играисследование»-15 часов
В данном разделе учащиеся знакомятся с понятием «проблема», учатся увидеть проблему, развивают умение
изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон. Развивают наблюдательность и умение находить
предметы по их описанию, назначению, др.
Знакомятся со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и
эксперимент - способы познания окружающего мира.
Происходит развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы,
подбирать вопросы по теме исследования.
Знакомятся с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения
прогнозировать.
Знакомятся с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм,
ресурсы сети Интернет). Учатся строить схемы, составлять карточки по прочитанной книге.
Учатся составлять план для выполнения задания (алгоритм), формируют умение мотивировать свой
выбор, отстаивать свою точку зрения.
Блок 3. Мы - исследователи (20 часов)
Теория - «Почему мы любим, встречать Новый год», «Алфавит», «Эти важные буквы ПДД», «Моя семья», «Игры наших
дедушек и бабушек», «Растения», «Симметрия вокруг нас», «Сказки» - 10 часов
Практика - индивидуальные и коллективные творческие работы по заданным направлениям.- 10 часов
Блок 4 . Анализ исследовательской деятельности (4 часа)
Теория - «Что мы узнали и чему научились за год», «Выставка творческих работ, как средство стимулирования проектной
деятельности», «Моя лучшая работа»-1 час
Практика- В данном разделе, происходит систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я исследователь», рефлексия изученного за год, отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся - 3
часа
2.4. Планируемые результаты освоения программы КЛУБ ЮНЕК

Метапредметные

результаты:

дети

научатся

строить

свои

отношения

с

доброжелательности, уважения, умения сопереживать с другим человеком, взаимопомощи.

окружающими

на

основе

В результате этого, у детей

должно проявиться сознательное отношение к учёбе, стремление к знаниям, организованность, собранность,
дисциплинированность, самостоятельность.
К концу учебного года коллектив учащихся клуба должен стать сплоченнее, дружнее, активнее.
Дети получат навыки общения между собой, уважительного отношения друг к другу, навыки самоконтроля и
самооценки при выполнении заданий, при проведении занятий или мероприятий, навыки творческого мышления, умение
делать поделки своими руками из подручного материала, выполнять работу аккуратно.
Предметные результаты:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных
объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
1. учебный кабинет с игровой зоной, меловая магнитная доска, магнитная шахматная доска, парты и стулья ученические,
шкафы книжные, диваны, пуфы, банкетки, вешалки для одежды, персональный компьютер с программным обеспечением
«Инновации детям интерактивный мир «Экологика», «Профессии» , смарт-TV, электронные презентации, наглядные
демонстрационные пособия, игры настольные (пазлы, шахматы, карточки), художественная литература, учебнометодические материалы, канцелярские товары (пластелин, гуашь, альбомы для рисования), спортивный и игровой
инвентарь
- информационное обеспечение:
- видео-, фото, интернет источники, презентации
- раздаточный материал в виде ксерокопий изображений, относящихся к заданию
- фондовые детские работы
- методические материалы
Наличие художественной литературы, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий, сети
Интернет, электронных презентаций; оборудования для мультимедийных демонстраций (компьютер, смартTV) и средств
фиксации (фото- и видеокамера).

- кадровое обеспечение
педагоги дополнительного образования:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Савичева Л.Е. Образование: высшее. Квалификационная категория: Первая.
Албатаева О.С. Образование: высшее. Квалификационная категория: Первая
Лобанова Л.И. Образование: высшее.
Венбрина Т.Г. Образование: среднее специальное
Коновалова Ю.С. Образование: высшее
Малышева Ю.В. Образование: высшее. Квалификационная категория: первая
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе обучения отслеживаются три вида результатов:

- текущие - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся;
- итоговые - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм отслеживания практической деятельности по темам;
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.
Формы подведения итогов работы: громкие чтения, интегрированное занятие, конкурсы, инсценирование,
исследование, игры, экскурсия, индивидуальные проекты, выставки, турниры.
В начале и в конце учебного года проводится диагностирование в виде бесед. Изучение курса завершается
проведением праздника.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос,
2001.
2. Панкеев И. Русские народные игры. Москва, 1998.
3. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе /Новая школа/, Москва, 1997.
4. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
5. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и
воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
6. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю.,Волгоград: Учитель, 2007
7. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель:
Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
8. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000
9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального
развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие .- М.: Генезис, 1999.
10.Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
11.Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г.
Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2008.
12.Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.
13.Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.
14.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.
15.Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
16.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2009, 79с
17.Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
18.Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1987
19.Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999
20.Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.:Просвещение, 1990

21.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4класса. – М.: Издательство
РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам.
22.Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/Приложение к Учебному плану 2013-2014
23. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
24. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
25. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
26.Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
27. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для
учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 152с.
28. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Список литературы для детей.
1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с
2 Верзилин Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с
3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.
5.Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
6.Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004
7.Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
8.Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
9.Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
10.Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
11.Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО
«Издательство Астрель»: - 2002
12.Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс:Рольф.» 2001
13.Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
14.Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. –М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
15.Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА –ПРЕСС Эклибрис, 2002

16.Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992 Светлый мир. Произведения русских писателей. /
Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
17.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –М.: Издательство РОСТ,
2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,проектируем, создаём/
18. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskajajenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли
учебник стать помощником? [Электронный ресурс]http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]
http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».