МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ СОШ № 16 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОРЛЯТА РОССИИ» для обучающихся 1-4 классов Екатеринбург 2024 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. Краснодар: Изд-во комплексом Новация, Программы обучающихся 2022 год, развития начальных классов учебно-методическим социальной «Орлята России», активности разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок». Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 государственного классов составлена образовательного на основании стандарта федерального начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы- составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., ТимофееваИ.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитанияи основываются на российских базовых национальных ценностях. Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и преобразования национальных социального ценностей, мира на накопленных опыта основе позитивного российских предыдущими базовых поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: - Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. - Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности. - Формировать лидерские качества и умение работать в команде. - Развивать творческие способности и эстетический вкус. - Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. - Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. - Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. - Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе. Место учебного курса в учебном плане На изучение курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 14 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (33 недели 1 класс 34 учебные недели в год 2-4 класс). Содержание учебного курса 1класс Трек «Орлѐнок - Эрудит» - 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека - конверткопилка Трек «Орлѐнок - Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Трек «Орлѐнок - Доброволец» - 4 занятия Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека - Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1 -х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра. Трек «Орлѐнок - Мастер» - 4 занятия Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека - Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок - Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети - активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Трек «Орлѐнок - Спортсмен» - 4 занятия Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлѐнок - Хранитель исторической памяти» - 4 занятия Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я - хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) - хранители своих достижений, Я/Мы - хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. Трек «Орлѐнок - Эколог» - 5 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. 2 класс Трек «Орлѐнок - Лидер» -4 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер - это ...» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа - значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде - игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др. Трек «Орлѐнок - Эрудит» - 4 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека - Конверткопилка Трек «Орлѐнок - Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. - в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. Трек «Орлѐнок - Мастер» - 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека - шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлѐнок - Доброволец» - 4 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека - круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Трек «Орлѐнок - Спортсмен» - 4 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлѐнок - Эколог» - 4 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок - Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника Трек «Орлѐнок - Хранитель исторической памяти» - 6 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека - альбом «Мы - хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я - хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) - хранители своих достижений. Я/Мы - хранители исторической памяти своей страны 3-4 классы Трек «Орлѐнок - Лидер» - 5 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений Трек «Орлѐнок - Эрудит» - 4 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека - конверткопилка 89 Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. - в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе. Трек «Орлѐнок - Мастер» - 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека - шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлѐнок - Доброволец» - 4 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека - круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлѐнок - Спортсмен» - 5 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-листВремя для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная кризисом учебной и усталость, нагрузкой. физкультурно-оздоровительные вызванная Надеемся, мероприятия что гиподинамическим дополнительные позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлѐнок - Эколог» - 4 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника Трек «Орлѐнок - Хранитель исторической памяти» - 6 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека - альбом «Мы - хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России» Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. 1 класс Личностные результаты: осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать группе формированию навыков сверстников, способствовать взаимодействия дружескому отношению в к одноклассника; формирование положительной мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги - как источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира. Метапредметные результаты: Познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме - книга, фото, видео. Коммуникативные результаты: формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути еѐ достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога; регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели. Предметные результаты: раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественноэстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами. 2 класс Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование чувства сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного края; формирование представлений о традициях и семейных ценностях; применение в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности; проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личностного развития; формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом; развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях проявление и раскрытие способностей быть организатором и инициатором; развитие активности, инициативности, любознательности и самостоятельности обучающихся; развитие познавательного интереса к различным разделам науки; понимание ценности умственного труда в жизни человека и общества, формирование положительной внутренней мотивации у обучающихся в процессе решения нестандартных заданий; формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений; становление ценностного отношения к укреплению здоровья человека; формирование первоначальных представлений о научной картине мира, формирование основ экологической культуры, принятие ценности аппарата новыми природного мира. Метапредметные результаты: познавательные: расширение понятийного терминами, свойственными современному лидеру; умение определять главные качества лидера (честность, активность, ответственность, доброжелательность и др.); анализ информации, нахождение причинноследственные связи; классифицировать и умение объединять делать выводы; существенные систематизирование признаки, знаний обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда; демонстрация понимания информации, представленной в объяснении педагога ориентация в терминах, используемых в информации педагога; составление небольших комплексов упражнений физкультминуток и утренней зарядки; формирование умения обобщать, делать выводы по предложенной педагогом информации; расширение кругозора и словарного запаса; понимание, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, фото, видео; умение соотносить исторические события во временных рамках: прошлое, настоящее, будущее. Коммуникативные: развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро группах и команде; понимание значения коллективной деятельности для успешного решения практической задачи; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; проявление уважительного отношения к собеседнику; соблюдение в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдение правила ведения диалога; построение несложных высказываний по предложенному материалу; умение делать выводы на основе изучаемого фактического материала; умение объяснять другим особенности выполнения комплекса упражнений; восприятие и формулирование суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить термины «Родина, родной край», хранитель, поколение»; формирование умения слушать одноклассников, проявлять уважение к мнению других. Регулятивные: формирование понимания значимости достижения общей цели для класса; умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к педагогу; умение выстраивать план своих действий и сохранять последовательность его выполнения. контролировать ход и результат выполнения действия; умение действовать согласно составленного плана и соотносить результат действия с поставленной задачей; желание участвовать в дальнейшей творческой деятельности; умение корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; умение планировать этапы предстоящей работы в треке «Орлѐнокдоброволец», умение определять цели на занятиях с помощью учителя и планировать действия.; планирование действия по решению практической задачи для получения результата; выстраивание последовательности выбранных действий; умение проявлять самостоятельность, инициативность, организованность при выполнении задания. Предметные результаты: знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; формирование первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств. 3-4 классы Личностные результаты: формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебно- познавательного интереса к треку «Орлѐнок Эрудит»; умение совершенствовать активизировать интеллектуальные мыслительную качества; деятельность работа над и осознание ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебно-познавательного интереса к содержанию трека «Орлѐнок - Эколог»; осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры; формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны; формирование чувство сопричастности к традициям своей страны Метапредметные (развивающие): Коммуникативные: умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение. Познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение делать предложенную тему и рассуждать на представленную тему. Регулятивные: сообщения на формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности Предметные (обучающие): знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приѐмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других - помощь, забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями ―хранитель‖, «хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной активность областях знаний); демонстрирует в социуме (демонстрирует социально-значимую уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет оказывать сопереживание, готовность помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральныйвред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: «интеллектуальная игра», «коллективно- творческое дело», диспуты, флешмобы, просмотры фильмов и м/фильмов, соревнования, викторины, ярмарки, выставки, походы. Календарно-тематическое планирование 1 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Тема Количество часов Подготовительный этап к участию в программе Инструктаж по технике безопасности ИОТ-1112020, ИОТ-152-2020, ИОТ – 110-2020. Играй, узнавай, найди друзей в классе! Будем мы друзьями в классе! Волшебные слова дружбы Правила настоящих друзей Орлятский урок Трек «Орленок-Эрудит Кто такой эрудит? Эрудит- это… Всезнайка Встреча с интересным эрудитом- книгой Подведем итоги Трек «Орленок-Мастер» Мастер- это… Мастерская Деда Мороза… Класс мастеров Классная елка Новогоднее настроение Трек «Орленок-Доброволец» От слова к делу Спешишь на помощь безвозмездно! Совместное родительское собрание «Наша забота!» Доброволец- это доброе сердце Подведем итоги Трек «Орленок- Спортсмен» Утро мы начинаем с зарядки Сто затей для всех друзей Веселые старты Самые спортивные ребята моей щколы Азбука здоровья Трек «Орленок- Хранитель исторической памяти» Орленок- Хранитель исторической памяти История школы- моя история Поход в музей Поход в музей Историческое чаепитие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Трек «Орленок-Эколог» 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. ЭКОЛОГиЯ Каким должен быть настоящий эколог? В гости к природе Мы друзья природе Орлята- экологи Трек «Орленок-Лидер» Лидер- это… Я хочу быть лидером! С командой действую! Как становятся лидерами? Мы дружный класс Итоговая игра «Тайна за 7-ю печатями» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 2 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема Инструктаж по технике безопасности ИОТ-1112020. ИОТ-152-2020; ИОТ-110-2020 Вводный «Орлятский урок» «Орлёнок –Лидер» «Лидер – это…» «Я могу быть лидером» «Как стать лидером?» «С командой действовать готов!» «Верёвочный курс» «КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!» «Орлёнок–Эрудит» Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит…» «Развиваемся, играя!» «ВоображариУМ» «Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?» Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий» «Орлёнок –Мастер» «Мастер – это…» «Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу!» «Город мастеров» «В гости к мастерам» КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!» «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги «Орлёнок–Доброволец» «От слова – к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» КТД «Коробка храбрости» КТД «Братья наши меньшие» «Добровольцем будь всегда» «Добровольцем будь всегда» «Портрет добровольца» КТД «Подари улыбку миру!» «Доброволец –это доброе сердце» «Орлёнок–Спортсмен» «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» «Должен быть режим у дня» «О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей» «Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У рекордов наши имена» «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» «Орлёнок – Эколог» «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» «Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?» «Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике» Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. «Шагая в будущее, помни о планете» 1 «Орлёнок Хранитель исторической памяти» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 1 «Хранитель семейных традиций» 1 «Я храню традиции семьи, а значит и традиции 1 страны» Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 1 «Знать, чтобы хранить» 1 «Историческое чаепитие» 1 «Расскажи мне о России» 1 «Расскажи мне о России» 1 «Я – хранитель, мы – хранители» 1 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 1 Подведение итогов участия в Программе в 1 текущем учебномгоду Календарно-тематическое планирование 3 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8-9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1718. 19. 20. 21. Тема Старт программы Инструктаж по технике безопасности ИОТ-1112020, ИОТ-152-2020, ИОТ – 110-2020. Вводный «Орлятский урок» Орленок- Лидер Лидер- это Я могу быть лидером В команде рождается лидер КЛАССный выходной От идеи- к делу КТД «Вместе мы сможем все» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» Мы дружный класс! Орленок-Эрудит Кто такой эрудит? Я- эрудит, а это значит… Игра- это полезно и интересно Эрудит- это широкий кругозор Твори! Выдумывай! Пробуй! КТД «Играй, учись и узнавай» Встреча с эрудитами «Хотим все знать! Итоги трека «На старте новых открытий» Орленок-Мастер Мастер- это… Россия мастеровая Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 23. 24. 25. 26. 2728. 29. 3031. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 3839. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 4748. 49. Город Мастеров В гости к мастерам От идеи- к делу! КТД «Мастер своего дела» Мастер- это звучит гордо! 1 1 1 1 2 Путь в мастерство- подводим итоги Подведение промежуточных итогов Игра по итогам 3-х треков: «Орленок- Лидер» «Орленок- Эрудит» «Орленок- Мастер» Орленок-Доброволец От слова к делу Спешить на помощь безвозмездно! 1 КТД «Создай хорошее настроение» С заботой о старших Подготовка КТД «От идеи к делу» КТД «Подари улыбку миру!» Доброволец- это доброе сердце 1 1 1 1 2 Портрет добровольца Орленок- Спортсмен Движение- жизнь! Основы ЗОЖ Мы гордимся нашими спортсменами Сто затей для всех друзей КТД «Спортивное» Спортивная игра «Книга рекордов» Встреча - подарок 1 Азбука здоровья 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Орленок-Эколог 50. 51. 52. 53. 54. 55. 5657. 58. 59. ЭКОЛОГиЯ Страна экологии Мой след на планете КТД «Знаю, умею, действую» Экологический квест «Ключи природы» Игра по станциям «Путешествие в природу» Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом Шагая в будущее- помни о планете Орленок-Хранитель исторической памяти Орленок- Хранитель исторической памяти 1 1 1 1 1 1 2 1 1 60. 61. 62. 63. 64. 6566. 67. 68. Традиции моей страны Кодекс Орленка-Хранителя Знай, чтобы хранить КТД «История становится ближе» КТД «Мы- хранители памяти» Расскажи мне о России 1 1 1 1 1 2 Мы- хранители 1 Подведение итогов Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 2 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8-9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1718. 19. 20. 21. 23. 24. 25. 26. 2728. 29. 3031. 32. 33. Календарно-тематическое планирование 4 класс Тема Количество часов Старт программы Инструктаж по технике безопасности ИОТ-1112020, ИОТ-152-2020, ИОТ – 110-2020. Вводный «Орлятский урок» Орленок- Лидер Мы- команда В обсуждении рождается идея Планируем вместе! Создаем дело- готовим смело! КТД «Своим примером» Анализируя, растем Знакомство с лидерами «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» Лидеры сегодня- Лидеры завтра Орленок-Эрудит Школа затейных наук Вчера- мечта Сегодня- цель Завтра- реальность КТД «От полезных идей- к полезным делам! Творим, играем, анализируем! Встреча с эрудитами «Хотим все знать! Итоги трека «На старте новых открытий» Орленок-Мастер Народная мастерская Добро пожаловать в мир творчества Я- мастер, мы- мастера Мастера- умельцы КТД «В мастерской творцов» «Что умеет мастер»? Встреча с мастерами своего дела «Великие мастера моей России» Новогодний парад мастеров Подведение промежуточных итогов Игра по итогам 3-х треков: «Орленок- Лидер» «Орленок- Эрудит» «Орленок- Мастер» Орленок-Доброволец Всех нужнее и дороже Основы добровольчества 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 34. 35. 36. 37. 3839. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 4748. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 5657. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 6566. 67. 68. По стопам добровольца Где живет добро? Доброволец- это доброе сердце Круг добра Встреча с добровольцем «Поделись улыбкою своей» Дари добро, оно к тебе вернется Орленок- Спортсмен КТД «Фестиваль здоровья Крепок телом, богат делом Сто затей для всех друзей И смекалка нужна, и закалка важна КТД «Книга рекордов» Азбука здоровья Встреча со спортсменами «Мы гордимся» 1 1 1 1 2 Кладовая здорового образа жизни Орленок-Эколог КТД «Страна экологии» Ключ природы Наш след на планете Знаем, умеем, действуем КТД «Бережем природу-бережем планету Природа- источник здоровья Встреча с экологами « Наш выбор- сохранить!» 1 Мы все в ответе за нашу природу! Орленок-Хранитель исторической памяти КТД «Мы-хранители» Знать, чтобы хранить История- учительница жизни Чистое сердце потомков КТД «Расскажи мне о России» Это ты, Россия Встреча с хранителями исторической памяти «Помним, храним, гордимся» Память поколений- в наших сердцах Подведение итогов Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 Программно-методическое обеспечение Примерная рабочая программа учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022 год Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок».