МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга МАОУ СОШ № 16 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Интеллектуальные витаминки» для обучающихся 1-4 классов Екатеринбург 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по элективному курсу «Интеллектуальные витаминки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изученияэлективного курса, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего коммуникативных умений учащихся. образования является развитие ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий школьников. Задачи Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека. Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС. Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ВИТАМИНКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ Курс «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 33 занятия в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: Работа с числом (способность совершать счётные операции) Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей) Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь) Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями) Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями) Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта) Системный анализ (стратегическое планирование) Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи) Курс «Интеллектуальные витаминки» включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД: Пособие познавательных и «Интеллектуальные коммуникативных витаминки» УУД (формирование школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности); БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД); По своей структуре витаминки делятся на ОБЫЧНЫЕ, СУПЕРВИТАМИНКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ (или мониторинговые), МОНОВИТАМИНКИ, ПРОЕКТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ, РЕФЛЕКСИЯ. ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе и первые 17 «витаминок» в 3 классе. Основная цель – формирование познавательных УУД. Методы работы с данными витаминками: проблемно-поисковый, наглядно-образный, практический, частично-поисковый. СУПЕРВИТАМИНКИ Супервитамин-3) находятся (Супервитамин-1, в конце пособия, Супервитамин-2, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры. Используется групповая форма работы, работа в сотрудничестве. КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. Занятие строится в форме самостоятельной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика. МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии. ПРОЕКТНЫЕ (Р1, Р2, Р3) размещены в конце пособия для 4 класса. Основная цель – формирование четырёх блоков УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа над проектами организуется в конце учебного года. На каждый проект отводится ориентировочно 3 недели (продолжительность учитель определяет самостоятельно). В пособии предложено три проекта: творческий, практикоориентированный и информационный. С организацией и методикой работы над проектами можно познакомиться в Приложении 12. ПРЕДМЕТНЫЕ (О1, О2, О3) – находятся в пособии для 4 класса после контрольных «витаминок». Данные «витаминки» предназначены для работы вместо проектов, если учитель по какой-либо причине не может проводить проекты (или непосредственно перед проведением очередного проекта, если позволяет время). Предметные «витаминки» можно отнести к учебным предметам: О1 («Искусство быть читателем») – литературное чтение; О2 («Семь раз отмерь, один раз отрежь») – математика; О3 («Чему верить, что проверить») – окружающий мир. РЕФЛЕКСИЯ – последняя страница пособия для 4 класса. Эта страница посвящена личностной рефлексии по трём проектам. Метод рефлексии – «мишень». По каждому проекту задаются одни и те же вопросы. Детям предлагается не только ответить на вопросы, но и оценить результат своей работы по четырём параметрам своей деятельности. Предлагается в 1-2 классах – 7, в 3 классе – 8, в 4 классе – 10 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинг, Особое занятие, Специальное занятие, Проектное занятие, Предметное занятие, Рефлексия. В 4 классе отсутствуют Особые занятии (Супервитаминки). Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». 1. (ВЗ) Вводное занятие Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками». На данном занятии происходит знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Все задания выполняются в классе. 2. (О) Обучение Цель – активное введение в работу с «витаминками». Задания выполняются рассматриваются вместе подробно. с Дети учителем. Трудные высказывают свои задания версии и аргументируют их. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Фронтальная работа с параллельной проверкой. Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 3. (СР) Самостоятельная работа Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися. Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 4. (ОЗ) Особые занятия Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложениях 5, 6 и 8 (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). Варианты проведения особых занятий: Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы. Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). 5. (С) Самоподготовка Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Варианты выполнения заданий: Индивидуально. Самостоятельная работа, привлечение родителей. 6. (СП) Специальные занятия Цель – формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8). Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися. Групповая работа (или работа в парах) – в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.). Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 7. (МЗ) Мониторинговые занятия Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). 8. (СМ) Стартовый мониторинг Цель – оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит. Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволяет не только осуществить начальный срез, но и даёт более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю предоставляется готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу. 9. (Р) Проектное занятие Цель – формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Проектные занятия проводятся по «Проектным витаминкам» (Витамин Р1, Витамин Р2, Витамин Р3). Методика организации и проведения проектов описаны в Приложении 12. 10. (О) Предметное занятие Цель – применение сформированных УУД на различных учебных предметах. Предметные занятия проводятся по «Предметным витаминкам» (Витамин О1, Витамин О2, Витамин О3). Данные «витаминки» предназначены для работы вместо проектов, если учитель по какой-либо причине не может проводить проекты (или непосредственно перед проведением очередного проекта, если позволяет время). Предметные «витаминки» можно отнести к учебным предметам: О1 («Искусство быть читателем») – литературное чтение; О2 («Семь раз отмерь, один раз отрежь») – математика; О3 («Чему верить, что проверить») – окружающий мир. План занятия: Работа с эпиграфом. Интеллектуальная разминка. Выполнение заданий. Рефлексия. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися. Групповая работа (или работа в парах) – в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.). 11. (Рф) Рефлексия Цель – проведение личностной рефлексии по трём проектам. Метод рефлексии – «мишень». По каждому проекту задаются одни и те же вопросы. Детям предлагается не только ответить на вопросы, но и оценить результат своей работы по четырём параметрам своей деятель ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения курса В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты 1 класс • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 2 класс • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения. 3 класс • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. 4 класс У выпускника будут сформированы: • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Метапредметные результаты Регулятивные 1 класс принимать и сохранять учебную задачу, под руководством учителя; • планировать под руководством учителя свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия под руководством учителя; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 2 класс принимать и сохранять учебную задачу, под руководством учителя; • планировать под руководством учителя свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия под руководством учителя; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 3 класс принимать и сохранять учебную задачу, под руководством учителя; • планировать под руководством учителя свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия под руководством учителя; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. 4 класс Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные 1 класс осуществлять поиск необходимой информации под руководством учителя для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 2 класс осуществлять поиск необходимой информации под руководством учителя для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 3 класс поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентирование на разнообразие способов решения задач; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составления целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; установление аналогии; владение общим приёмом решения задач. 4 класс Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач. Ученик получит возможность: осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета; создать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Коммуникативные 1 класс учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 2 класс учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 3 класс допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 4 класс Выпускник научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Тематическое планирование для 1 класса (1 ч. в неделю, 33 ч. в год) № Тема Кол-во Основное содержание темы часов 1 Вводное занятие. Витамин А. 1 Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: работа с числом (способность совершать счётные операции), словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей), вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь), пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями), готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями), способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта), системный анализ (стратегическое планирование), продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи). 2 Обучение. Витамин В. 1 3 Обучение. Витамин С. 1 4 Обучение. Витамин D. 1 5 Обучение. Витамин Е. 1 6 Стартовый мониторинг. Быстрый раунд. 1 БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД). 7 Обучение. Витамин F. 1 8 Самоподготовка. Витамин G. 1 Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Варианты выполнения заданий: 9 Самостоятельная работа. Витамин Н. 1 10 Самостоятельная работа. Витамин I. 1 11 Особое занятие. 1 Супервитамин-1. индивидуально, самостоятельная работа, привлечение родителей. Варианты проведения особых занятий: интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы; фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). 12 Самостоятельная работа. Витамин J. 1 13 Самостоятельная работа. Витамин K. 1 14 Мониторинговое занятие. Витамин К1. 1 Мониторинговые занятия. Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). 15 Самоподготовка. Витамин L. 1 Самостоятельная работа. Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. Предполагается, что дети выполняют 16 Самоподготовка. Витамин M. 1 17 Обучение. Витамин N. 1 18 Самостоятельная работа. Витамин Р. 1 19 Самостоятельная работа. Витамин Q. 1 20 Самостоятельная работа. Витамин R. 1 21 Самостоятельная работа. Витамин S. 1 22 Самостоятельная работа. Витамин T. 1 23 Особое занятие. Супервитамин-2. 1 24 Самостоятельная работа. Витамин U. 1 25 Самостоятельная работа. Витамин V. 1 26 Самостоятельная работа. Витамин W. Витамин X. 1 работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим. Варианты выполнения заданий: индивидуально с проверкой, самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися, одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. Мониторинговые занятия. Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). 27 Самостоятельная работа. Витамин Y. Витамин Z. 1 28 Мониторинговое занятие. Витамин К2. 1 29 Особое занятие. Супервитамин-3. 1 Итоговое мероприятие. Конкурс творческих команд. 4 3033 Варианты проведения особых занятий: интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы; фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). Итоговое мероприятие. Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы. Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя. Участие в конкурсе Творческих Команд. Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет. Тематическое планирование для 2 класса (1 ч. в неделю, 34 ч. в год) № Тема Кол-во Основное содержание темы часов 1 Вводное занятие. Витамин А. 1 Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: работа с числом (способность совершать счётные операции), словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей), вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь), пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями), готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями), способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта), системный анализ (стратегическое планирование), продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи). 2 Обучение. Витамин В. 1 3 Обучение. Витамин С. 1 4 Обучение. Витамин D. 1 5 Обучение. Витамин Е. 1 6 Стартовый мониторинг. Быстрый раунд. 1 БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД). 7 Обучение. Витамин F. 1 8 Самоподготовка. Витамин 1 Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для G. самостоятельного выполнения. Варианты выполнения заданий: индивидуально, самостоятельная работа, привлечение родителей. 9 Самостоятельная работа. Витамин Н. 1 10 Самостоятельная работа. Витамин I. 1 11 Особое занятие. Супервитамин-1. 1 12 Самостоятельная работа. Витамин J. 1 13 Самостоятельная работа. Витамин K. 1 14 Мониторинговое занятие. Витамин К1. 1 Мониторинговые занятия. Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). 15 Самоподготовка. Витамин 1 Самостоятельная Варианты проведения особых занятий: интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы; фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). работа. Цель – эффективное развитие L. 16 Самоподготовка. Витамин M. 1 17 Обучение. Витамин N. 1 18 Самостоятельная работа. Витамин Р. 1 19 Самостоятельная работа. Витамин Q. 1 20 Самостоятельная работа. Витамин R. 1 21 Самостоятельная работа. Витамин S. 1 22 Самостоятельная работа. Витамин T. 1 23 Особое занятие.Супервитамин-2. 1 24 Самостоятельная работа. Витамин U. 1 25 Самостоятельная работа. Витамин V. 1 26 Самостоятельная работа. 1 интеллектуальных умений. Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим. Варианты выполнения заданий: индивидуально с проверкой, самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися, одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. Витамин W. 27 Самостоятельная работа. Витамин X. 1 28 Самостоятельная работа. Витамин Y. 1 29 Самостоятельная работа. Витамин Z. 1 30 Мониторинговое занятие. Витамин К2. 1 Мониторинговые занятия. Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). 31 Особое занятие. Супервитамин-3. 1 32 Особое занятие. Супервитамин-3. 1 Варианты проведения особых занятий: интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы; фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). 33 Итоговое мероприятие. Конкурс творческих команд. 1 Итоговое мероприятие. Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы. 34 Итоговое мероприятие. Конкурс творческих команд. 1 Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя. Участие в конкурсе Творческих Команд. Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет. Тематическое планирование для 3 класса (1 ч. в неделю, 34 ч. в год) № Тема Кол-во Основное содержание темы часов 1 Вводное занятие. Витамин А. 1 2 Обучение. Витамин В. 1 3 Самостоятельная работа. Витамин С. 1 4 Самостоятельная работа. Витамин D. 1 Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: работа с числом (способность совершать счётные операции), словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей), вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь), пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями), готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и 5 Самостоятельная работа. Витамин Е. 1 изображениями), способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта), системный анализ (стратегическое планирование), продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи). 6 Самостоятельная работа. Витамин F. 1 БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД). 7 Самостоятельная работа. Витамин G. 1 8 Стартовый мониторинг. Быстрый раунд. 1 Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Варианты выполнения заданий: индивидуально, самостоятельная работа, привлечение родителей. 9 Самостоятельная работа. Витамин Н. 1 10 Самостоятельная работа. Витамин I. 1 11 Особое занятие. Супервитамин-1. 1 12 Самостоятельная работа. Витамин J. 1 13 Самостоятельная работа. Витамин K. 1 14 Мониторинговое занятие. 1 Варианты проведения особых занятий: интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы; фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). Мониторинговые занятия. Цель – отслеживание уровня Витамин К1. сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). 15 Самостоятельная работа.. Витамин L. 1 16 Самостоятельная работа.. Витамин M. 1 17 Самостоятельная работа.. Витамин N. 1 18 Самостоятельная работа. Витамин Р. 1 19 Самостоятельная работа. Витамин Q. 1 20 Самостоятельная работа. Витамин R. 1 21 Самостоятельная работа. Витамин S. 1 22 Самостоятельная работа. Витамин T. 1 Самостоятельная работа. Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим. Варианты выполнения заданий: индивидуально с проверкой, самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися, одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. Варианты проведения особых занятий: интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы; фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). 23 Особое занятие. Супервитамин-2. 1 24 Самоподготовка. Моновитамин 1 1 25 Самоподготовка. Моновитамин 2 1 26 Самоподготовка. Моновитамин 3 1 27 Самоподготовка. Моновитамин 4 1 28 Самоподготовка. Моновитамин 5 1 29 Самоподготовка. Моновитамин 6 1 30 Самоподготовка. Моновитамин 7 31 Самоподготовка. Моновитамин 8 1 32 Мониторинговое занятие. Витамин К2. 1 Мониторинговые занятия. Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). 33 Особое занятие. Супервитамин-3. 1 Варианты проведения особых занятий: интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы; фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). 34 Итоговое мероприятие. Конкурс творческих команд. 1 Итоговое мероприятие. Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы. Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя. Участие в конкурсе Творческих Команд. Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет. Тематическое планирование для 4 класса Тема Колво (1 ч. в неделю, 34 ч. в год) Основное содержание темы часо в 1 Вводное занятие. Витамин А. 1 2 Обучение. Витамин В. 1 3 Самостоятельная работа. Витамин С. 1 4 Самостоятельная работа. Витамин D. 1 5 Самостоятельная работа. Витамин Е. 1 6 Самостоятельная работа. Витамин F. 1 7 Самостоятельная работа. Витамин G. 1 8 Стартовый мониторинг. Быстрый раунд. 1 Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: работа с числом (способность совершать счётные операции), словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей), вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь), пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями), готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями), способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта), системный анализ (стратегическое планирование), продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи). Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Варианты выполнения заданий: индивидуально, самостоятельная работа, привлечение родителей. 9 Самостоятельная работа. Витамин Н. 1 10 Самостоятельная работа. Витамин I. 1 11 Самостоятельная работа. Витамин L. 1 12 Самостоятельная работа. Витамин J. 1 13 Мониторинговое занятие. Витамин К1. 1 14 Самостоятельная работа. Витамин N. 1 15 Самостоятельная работа. Витамин M. 1 16 Самоподготовка. Моновитамин 1 1 17 Самоподготовка. Моновитамин 2 1 18 Самоподготовка. 1 БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД). Мониторинговые занятия. Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). Самостоятельная работа. Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим. Варианты выполнения заданий: индивидуально с проверкой, самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися, одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. Моновитамин 3 19 Самоподготовка. Моновитамин 4 1 20 Самоподготовка. Моновитамин 5 1 21 Самоподготовка. Моновитамин 6 1 22 Самоподготовка. Моновитамин 7 1 23 Самоподготовка. Моновитамин 8 1 24 Мониторинговое занятие. Витамин К2. 1 25 Обучение. Витамин О1. 1 26 Обучение. Витамин О2 1 27 Обучение. Витамин О3 1 28 Проект. Витамин Р1. 1 29 Проект. Витамин Р2. 1 30 Проект. Витамин Р2. 1 Варианты проведения особых занятий: интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы; фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). Итоговое мероприятие. Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы. Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя. Участие в конкурсе Творческих 31 Итоговое мероприятие. Конкурс творческих команд. 1 32 Итоговое мероприятие. Конкурс творческих команд. 1 33 Рефлексия 1 34 Резерв 1 Команд. Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет. Цель – проведение личностной рефлексии по трём проектам. Метод рефлексии – «мишень». По каждому проекту задаются одни и те же вопросы. Детям предлагается не только ответить на вопросы, но и оценить результат своей работы по четырём параметрам своей деятельности. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Интеллектуальные витаминки, 1 класс/ Шпагина О.Н., Пинженина С.В., «АБРИС» • Интеллектуальные витаминки, 2 класс/ Шпагина О.Н., Пинженина С.В., «АБРИС» • Интеллектуальные витаминки, 3 класс/ Шпагина О.Н., Пинженина С.В., «АБРИС» • Интеллектуальные витаминки, 4 класс/ Шпагина О.Н., Пинженина С.В., «АБРИС»