МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ СОШ № 16 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 1-4 классов Екатеринбург 2024 Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Сроки реализации. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года (1–4 классы). Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут; на 34 часа в год – во 2– 4 классах, продолжительность занятия 40 минут. Количество часов в неделю в год Продолжительность занятий 1 класс 1 час 33 35 мин 2 класс 1 час 34 40 мин 3 класс 1 час 34 40 мин 4 класс 1 час 34 40 мин Класс Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностных результатов: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы; опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результататов: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметных результатов: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. Предполагаемая результативность курса: усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевые понятия; улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах участие в международном конкурсу «Кенгуру»; выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка»; Учебно-тематический план № Наименование разделов Количество часов 1 класс 2 класс 3 класс 1. Весёлый счёт 2. Геометрия вокруг нас 3. Танграм: древняя китайская головоломка 4. «Спичечный» конструктор 5. Секреты задач 6. Математические игры 4 класс 7 4 6 8 8 1 10 5 - 9 5 - 2 7 6 3 8 5 2 12 3 2 9 5 7. Выпуск математической газеты Всего 1 33 1 34 2 34 4 34 1 класс Содержание программы Тема 1. Математика — это интересно Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Тема 3. Путешествие точки Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Тема 4. Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Тема 6. Волшебная линейка Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Тема 7. Праздник числа 10 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танаграм. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Тема 10. Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Темы 11–12. Конструкторы лего. Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. Тема 13. Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Тема 14. Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». Тема 15–16. «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Тема 17. Задачи-смекалки Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Тема 18. Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Тема 19. Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». Тема 20. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда Темы 21–22. Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи Тема 23. Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Тема 24. Игра в магазин. Монеты Сложение и вычитание в пределах 20. Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Тема 26. Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. Тема 27. Математическое путешествие Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. Тема 28. Математические игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Тема 29. Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Тема 30. Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Тема 31. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Тема 32. Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». Тема 33. Итоговый урок № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Календарно-тематическое планирование 1 класс Тема Количество часов Математика — это интересно. Инструктаж по технике безопасности ИОТ-111-2020 при проведении занятий в кабинете начальных классов, ИОТ-152-2020 по организации работы ОО в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции , ИОТ – 110-2020 при использовании мультимедийного проектора Танграм: древняя китайская головоломка Путешествие точки Игры с кубиками Танграм: древняя китайская головоломка Волшебная линейка Праздник числа 10 Конструирование многоугольников из деталей танграма Игра-соревнование «Весёлый счёт» Игры с кубиками Конструкторы лего Время. Сутки Конструкторы лего Математические игры «Спичечный» конструктор «Спичечный» конструктор Задачи-смекалки Прятки с фигурами Математические игры Числовые головоломки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Математическая карусель Математическая карусель Уголки Игра в магазин. Монеты Конструирование фигур из деталей танграма Игры с кубиками Математическое путешествие Математические игры Секреты задач Математическая карусель Числовые головоломки Математические игры Выпуск математической газеты 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание программы 2 класс Тема 1. «Удивительная снежинка» Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». Тема 2. Крестики-нолики Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник». Тема 3. Математические игры Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Тема 4. Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Тема 5. Секреты задач Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Темы 6–7. «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Тема 8. Геометрический калейдоскоп Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. Тема 9. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Тема 10. «Шаг в будущее» Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». Тема 11. Геометрия вокруг нас Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Тема 12. Путешествие точки Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Тема 13. «Шаг в будущее» Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. Тема 14. Тайны окружности Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Тема 15. Математическое путешествие Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Темы 16–17. «Новогодний серпантин» Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 18. Математические игры Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». Тема 19. «Часы нас будят по утрам…» Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Тема 20. Геометрический калейдоскоп Задания на разрезание и составление фигур. Тема 21. Головоломки Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Тема 22. Секреты задач Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. Тема 23. «Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Тема 24. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 25. Дважды два — четыре Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения» 1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сторонки): карточки двусторонние: на одной стороне - задание, на другой — ответ. Темы 26–27. Дважды два — четыре Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Тема 28. В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Тема 29. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 30. Составь квадрат Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. Темы 31–32. Мир занимательных задач Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». Тема 33. Математические фокусы Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). Тема 34. Математическая эстафета Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). Календарно-тематическое планирование 2 класс № 1. Тема «Удивительная снежинка». Инструктаж по Количество часов 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. технике безопасности ИОТ-111-2020 при проведении занятий в кабинете начальных классов, ИОТ-152-2020 по организации работы ОО в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции , ИОТ – 110-2020 при использовании мультимедийного проектора Крестики-нолики Математические игры Прятки с фигурами Секреты задач «Спичечный» конструктор «Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп Числовые головоломки «Шаг в будущее» Геометрия вокруг нас Путешествие точки «Шаг в будущее» Тайны окружности Математическое путешествие «Новогодний серпантин» «Новогодний серпантин» Математические игры «Часы нас будят по утрам…» Геометрический калейдоскоп Головоломки Секреты задач «Что скрывает сорока?» Интеллектуальная разминка Дважды два — четыре Дважды два — четыре Дважды два — четыре В царстве смекалки Интеллектуальная разминка Составь квадрат Мир занимательных задач Мир занимательных задач Математические фокусы Математическая эстафета 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание программы 3 класс Тема 1. Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Тема 2. «Числовой» конструктор Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … 9; 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Тема 3. Геометрия вокруг нас Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Тема 4. Волшебные переливания Задачи на переливание. Темы 5–6. В царстве смекалки Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Тема 7. «Шаг в будущее» Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Темы 8–9. «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Тема 10. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Темы 11–12. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 13. Математические фокусы Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Сое-дините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Тема 14. Математические игры Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). Тема 15. Секреты чисел Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. Тема 16. Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Тема 17. Математическое путешествие Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Тема 18. Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. Тема 19. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Темы 20–21. В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Тема 22. Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Тема 23. Геометрический калейдоскоп Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Тема 24. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 25. Разверни листок Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Темы 26–27. От секунды до столетия Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Тема 28. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). Тема 29. Конкурс смекалки Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. Тема 30. Это было в старину Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Тема 31. Математические фокусы Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Тема 34. Математический лабиринт Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». Календарно-тематическое планирование 3 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Тема Интеллектуальная разминка. Инструктаж по технике безопасности ИОТ-111-2020 при проведении занятий в кабинете начальных классов, ИОТ-152-2020 по организации работы ОО в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции , ИОТ – 110-2020 при использовании мультимедийного проектора «Числовой» конструктор Геометрия вокруг нас Волшебные переливания В царстве смекалки В царстве смекалки «Шаг в будущее» «Спичечный» конструктор «Спичечный» конструктор Числовые головоломки Интеллектуальная разминка Интеллектуальная разминка Математические фокусы Математические игры Секреты чисел Математическая копилка Математическое путешествие Выбери маршрут Числовые головоломки В царстве смекалки В царстве смекалки Мир занимательных задач Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Геометрический калейдоскоп Интеллектуальная разминка Разверни листок От секунды до столетия От секунды до столетия Числовые головоломки Конкурс смекалки Это было в старину Математические фокусы Энциклопедия математических развлечений Энциклопедия математических развлечений Математический лабиринт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание программы 4 класс Тема 1. Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Тема 2. Числа-великаны Как велик миллион? Что такое гугол? Тема 3. Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Тема 4. Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Тема 5. Римские цифры Занимательные задания с римскими цифрами. Тема 6. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда Тема 7. Секреты задач Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). Тема 8. В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Тема 9. Математический марафон Решение задач международного конкурса «Кенгуру». Темы 10–11. «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Тема 12. Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. Тема 13. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 14. Математические фокусы «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. Темы 15–17. Занимательное моделирование Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида Тема 18. Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице? Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) Тема 20. «Математика — наш друг!» Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Тема 21. Решай, отгадывай, считай Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. Темы 22–23. В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Тема 24. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда Темы 25–26. Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Тема 27. Математические фокусы Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» Темы 28–29. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 30. Блиц-турнир по решению задач Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. Тема 31. Математическая копилка Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) Тема 33. Математический лабиринт Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». Тема 34. Математический праздник Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». Календарно-тематическое планирование 4 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема Интеллектуальная разминка. Инструктаж по технике безопасности ИОТ-111-2020 при проведении занятий в кабинете начальных классов, ИОТ-152-2020 по организации работы ОО в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции , ИОТ – 110-2020 при использовании мультимедийного проектора Числа-великаны Мир занимательных задач Кто что увидит? Римские цифры Числовые головоломки Секреты задач В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный» конструктор Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. «Спичечный» конструктор Выбери маршрут Интеллектуальная разминка Математические фокусы Занимательное моделирование Занимательное моделирование Занимательное моделирование Математическая копилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — наш друг!» Решай, отгадывай, считай В царстве смекалки В царстве смекалки Числовые головоломки Мир занимательных задач Мир занимательных задач Математические фокусы Интеллектуальная разминка Интеллектуальная разминка Блиц-турнир по решению задач Математическая копилка Геометрические фигуры вокруг нас Математический лабиринт Математический праздник 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Программно-методическое обеспечение Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» соответствует примерной программе комплексного учебного курса на основе авторской программы О.А. Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика». Юным умникам и умницам» – Москва: РОСТ книга, 2021 г.