Приложение к ООП НОО Рабочая программа курса внеурочной деятельности Олимпиадный окружающий мир, 3-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Олимпиадный окружающий мир» 3-4 класс

Екатеринбург
2024

Планируемые результаты освоения курса
Показатели в личностной сфере ребенка:
 интерес к познанию мира природы;
 потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
 осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
 преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
 наиболее типичных представителей животного мира России, Свердловской области;
 какую пользу приносят представители животного мира;
 некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
 планета Земля - наш большой дом;
 Солнце - источник жизни на Земле;
 неживое и живое в природе;
 основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
 влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
 самоценность любого организма;
 значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
 значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
 многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
 основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
 организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
 человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
 условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
 различия съедобных и несъедобных грибов;
 позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
 способы сохранения окружающей природы;
 что такое наблюдение и опыт;
 экология - наука об общем доме;
 экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
 узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

 ухаживать за домашними животными и птицами;
 выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
 применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного
окружения и своего здоровья;
 ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
 составлять экологические модели, трофические цепи;
 доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
 заботиться о здоровом образе жизни;
 заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
 предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
 улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
 осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
 наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
 оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
 ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс
Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»
«Введение» (2 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание
ситуации понимания единства всех существ на земле.
Раздел 1. «Человек и природа» (5 часов)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как
части природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Составление моделей, показывающих место человека в
природе. Защита проекта.
Раздел 2. «Неживое в природе» (12 часов)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков
«Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды. Работа над проектом «Сбережем капельку!» Почва – необходимая среда
для растений. Опыты по составу почвы. Дать общее понятие погоды и климата. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ
наблюдения за погодой в «Календарях природы». Ролевая игра «Пойми меня». Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. «Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой» (9 часов)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Актуализировать представления детей о птицах как о
группе животных и о перелетных птицах области. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края.
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и
длинной цепи питания. Защита своей модели. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение
повреждений деревьев. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Раздел 4. «Царство грибов» (3часа)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных;
познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения
лесной подстилки. Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть
свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд весной»
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде Посадка
декоративных растений. Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

4 класс
«Познавательная экология»
«Введение» (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях
занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и
животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «Среда обитания» (6 часов)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и
осадков. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного
мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «Жизнь животных» (4 часа)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и
обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание
загадок.
Раздел 3. «Реки и озера» (8 часов)
Пресная вода. Осадки. Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. Сброс
отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов. Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в
Красной книге края. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям города (составление и
распространении листовок – призывов).
Раздел 4. «Человек и животные» (8 часов)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных.
Работа в группах: аппликация – декупаж. Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки,
морские свинки, попугаи, канарейки). Работа со справочной литературой. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд» (7 часов)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и
посева семян. Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду
цветения). Работа в группах.

Тематическое планирование
3 класс
№ занятия

Тема занятия

Введение
1
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля
2.
Мир вокруг.
1. Человек и природа
3
Экология и мы.
4
Осенние работы в поле
5
Практическое занятие
6
Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи
7
Осень в лесу
2. Неживое в природе
8–9
Неживая природа
10
Солнце – источник тепла и света
11
Вода, её признаки и свойства
12
Берегите воду!
13
Почва – святыня наша.
14
Состав и свойства почвы
15 – 16
Погода. Климат.
17
Предсказание погоды по народным приметам
18
Почему нельзя..?
19
Диалоги с неживой природой
3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой
20
Практикум «Хлебные крошки»
21
Кто улетает, а кто остаётся
22
Экологические связи неживой и живой природы
23
Вода и жизнь
24
Растения рядом
25
Комнатные растения
26
Размножение комнатных растений
27
Дикорастущие растения луга, водоема и леса
28
Практическое занятие «Растения луга и леса»
4. Царство грибов
29
Съедобные грибы

Количество часов
2
1
1
5
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1

30
Несъедобные грибы
31
Микроскопические грибы
5. Сельскохозяйственный труд весной
32
Сельскохозяйственные машины и орудия
33
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке
34
Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке
Итого:

1
1
3
1
1
1
34 часа

4 класс
№ занятия

Тема занятия

Введение
1
Вводное занятие. Жизнь на Земле
1. Среда обитания
2
Времена года на Земле
3
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
4
Изменения окружающей среды
5
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
6
Условия жизни растений
7
Разнообразие животных, условия их жизни
2. Жизнь животных
8
Динозавры – вымерший вид животных
9
Просмотр видеофильма о жизни динозавров
10
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
11
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
3. Реки и озера
12
Реки и озера
13
Получение кислорода под водой
14
Пресноводные животные и растения
15
Жизнь у рек и озер
16
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
17
Околоводные птицы
18
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»
19
Акция « Сохраним первоцвет!»
4. Человек и животные
20
Жизнь среди людей

Количество часов
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1

21
Ролевая игра «Это все кошки»
22
Домашние животные
23
Викторина «Собаки – наши друзья»
24
Уход за домашними животными
25
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
26
Люди и паразиты
27
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
5. Сельскохозяйственный труд
28
Почва
29
Семена овощных и декоративных культур
30
Заботы хлебороба весной
31
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений
32
Подготовка почвы на пришкольном участке
33
Высадка рассады на участке. Составление графика полива
34
Декоративные растения
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».