Приложение к ООП НОО Рабочая программа курса внеурочной деятельности ПриклюЧтение, 2-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ПриклюЧтение»
для обучающихся 2-4 классов

Екатеринбург
2024

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана
на основе
Примерной программы по внеурочной деятельности начального основного и среднего
общего образования для общеобразовательных организаций, программы курса по
внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для
учащихся 1-4 классов НОО в соответствии с Федеральным государственным
стандартом начального общего образования.
Цель: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка
смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение
дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу
«Литературное чтение».
Основные задачи:

освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и
потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений
осознанно читать тексты, работать с владением техникой чтения, приемами
понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг)
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой
формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться
в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
●

воспитание эстетического отношения к действительности,
отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать
художественное произведение как особый вид
искусства,
определять
его
художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать
искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия
используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные
произведения на основе прочитанных);
●

формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса
младшего школьника; понимание духовной сущности произведений
(освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим
миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий
героев,
событий),
воспитание
адекватного эмоционального состояния как
предпосылки собственного поведения в жизни.
Программа рассчитана на 2 года обучения (2-4 классы).
Во 2-3 классах занятия проводятся один раз в неделю, 34 часа за год.

Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь».
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём».
Б. Житков «Как я ловил человечков».
К.Паустовский «Стальное колечко».
Е.Пермяк «Пичугин мост».
Л.Пантелеев «Честное слово».
В.Медведев «Обыкновенный великан».
М.Пришвин «Хромка».
М.Пришвин «О чем шепчутся раки?».
М.Пришвин «Золотой луг».
Г.Скребицкий «»Кот Иваныч».
Г.Скребицкий «Пушок».
В.Чаплина «Дружба».
Словари. Сравнение художественного и научно- познавательного текстов.
В.Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».
В. Драгунский «Что я люблю».
М.Зощенко «Ёлка».
Моя любимая книга. Составление аннотации к книге.
Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории.
«Поэтическая переменка: современная поэзия для детей»
Ценностное отношение к книге, к поэзии.
Мини- проекты «Современная поэзия для детей»
Защита проекта «Современная поэзия для детей»
«Сказка на экране. Просмотр художественного фильма "Морозко"
по одноименной русской народной сказке».
Обсуждение художественного фильма "Морозко" по одноименной
русской народной сказке».
Итоговый урок «Книга – источник знаний»

3 класс
Стихотворение А. Усачёв «1 сентября».
Стихотворение П. Синявского «Родная песенка».
Б.Пастернак «Золотая осень», И.Бунин «Листопад», А.Блок «Осенняя радость»
Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер».
А.Платонов «Сухой хлеб»
М.Цветаева «В классе», «За книгами»
М.Пришвин «Выскочка»
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тайская сказка «Птица-болтунья».
Китайская сказка «Олени и пёс»
Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».
А.Гайдар «Горячий камень»
Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках».
Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»
Научно-познавательный текст «Тюлень».
Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»
Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?».
Рассказ Н. Носова «Заплатка»

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы».

Виды речевой деятельности
Программа включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение,
говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание
программы обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и
взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать
наслух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему
и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию
собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая
основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми
некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текстаповествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини- сочинений
(рассказ по картинке); написание отзыва.
Программа включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает
формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных
средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины
жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном
учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение
главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических
умений.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в
предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к
поступкам с позиции общечеловеческих нравственныхценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения,
обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок
совершить;
Метапредметные: Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания мате-риалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы,
рисунки;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроках;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изго-товления изделиях;
слушать и понимать речь других; Предметные:

Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного
чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на
вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в
беседе по прочитанному.

Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанногопроизведения под руководством учителя.


Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность
событий в произведении.

Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.

Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его
поступкам.

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Календарно –тематическое планирование 2 класс
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25
26.
27.
28.

29.

30.
31.
32

Тема
Инструктаж по технике безопасности ИОТ-111-2020.
ИОТ-152-2020; ИОТ-110-2020
Вводное занятие
Стихотворение И.Токмаковой «Сентябрь»
Стихотворене В.Степанова «Что мы Родиной
зовём».
Б. Житков «Как я ловил человечков».
Б. Житков «Как я ловил человечков».
К.Паустовский «Стальное колечко»
К.Паустовский «Стальное колечко».
Е.Пермяк «Пичугин мост».
Е.Пермяк «Пичугин мост».
Пантелеев «Честное слово».
Пантелеев «Честное слово».
В.Медведев «Обыкновенный великан».
В.Медведев «Обыкновенный великан».
М.Пришвин «Хромка».
М.Пришвин «О чем шепчутся раки?».
М.Пришвин «Золотой луг».
Г.Скребицкий «»Кот Иваныч».
Г.Скребицкий «Пушок».
В.Чаплина «Дружба».
Словари. Сравнение художественного и научнопознавательного текстов
В.Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».
В. Драгунский «Что я люблю»
М.Зощенко «Ёлка».
Моя любимая книга. Составление аннотации к
книге.
Детские энциклопедии о растениях, животных,
географии, истории. «Поэтическая переменка:
современная поэзия для детей» Ценностное
отношение к книге, к поэзии.
Детские энциклопедии о растениях, животных,
географии, истории. «Поэтическая переменка:
современная поэзия для детей» Ценностное
отношение к книге, к поэзии.
Мини- проекты «Современная поэзия для детей»
Защита проекта «Современная поэзия для детей»
Мини- проекты «Современная поэзия для детей»
Защита проекта «Современная поэзия для детей»
«Сказка на экране. Просмотр художественного
фильма "Морозко" по одноименной русской
народной сказке».

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

33.
34.

Обсуждение художественного фильма "Морозко" по
одноименной русской народной сказке».
Итоговый урок «Книга – источник знаний»

1
1

Календарно –тематическое планирование 3 класс
№

Тема

Количество
часов
1

4.
5.
6.

Инструктаж по технике безопасности ИОТ-111-2020.
ИОТ-152-2020; ИОТ-110-2020
Вводное занятие
СтихотворениеА. Усачёв «1 сентября».
СтихотворениеА. Усачёв «1
сентября»,выразительное читение.
Экскурсия в библиотеку
Стихотворение Г.Ляховицкой «Осеннее чудо».
Стихотворение Г.Ладонщикова«Рисунок».

7.
8.
9.
10.
11.
12.

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка».
Б.Пастернак «Золотая осень»,
И.Бунин «Листопад», А.Блок «Осенняя радость»
Стихотворение П. Синявского «Родная песенка».
СтихотворениеЕ.Евсеевой «Каникулы».
М.Зощенко «Не надо врать»

1
1
1
1
1
1

13.
14.
15.

В.Гаршин «Сказка о жабе и розе
В.Гаршин «Сказка о жабе и розе
«Воробей-весельчак».
Калмыцкая сказка

1
1
1

16.

Научно-познавательный текст «Воробей».

1

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25

Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер».
А.Платонов «Сухой хлеб»
М.Цветаева «В классе», «За книгами»
М.Пришвин «Выскочка»
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тайская сказка «Птица-болтунья»
Китайская сказка «Олени и пёс»
Научно-познавательный текст «Скорость бега
животных».
А.Гайдар «Горячий камень»
А.Гайдар «Горячий камень»
Рассказ Н. Сладкова Домики на ножках».
Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»
Научно-познавательный текст «Тюлень».
Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»
Учебный текст «Как определить падеж имени
существительного?».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.

2.
3.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

33.
34.

Рассказ Н. Носова «Заплатка»
Итоговый урок «Книга – источник знаний»

1
1

Программно-методическое обеспечение
П р о г р а м м а к у р с а внеурочной деятельности «Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».