МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Олимпиадный русский язык»
для обучающихся 3-4 классов
Екатеринбург
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и
тематическое планирование. Общепризнано, что выполнение заданий по
русскому языку является важнейшим средством формирования у школьников
системы основных лингвистических знаний, умений, навыков; ведущей
формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения русского
языка; одним из факторов их личностного развития. Эффективное
использование лингвистических заданий в процессе обучения в значительной
мере определяет не только качество обучения русскому языку, но и их
воспитание, развитие индивидуальных сущностных качеств и степень их
практической подготовленности к деятельности в различных сферах
экономики, политики, науки, искусства.
Олимпиадные задания по русскому языку – это задания повышенной
трудности, нестандартные как по формулировке, так и по методам решения.
К сожалению, на уроках по русского языка часто не хватает времени на
решение и разбор таких заданий. Хорошие возможности для организации
более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде
предоставляет данный спецкурс.
Данный курс направлен на развитие познавательного интереса,
расширение знаний по русскому языку, полученных на уроках, развитие
креативных способностей учащихся и более качественной отработке
лингвистических умений и навыков, при выполнении олимпиадных заданий
по русскому языку.
Курс рассчитан на 2 года (3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа). Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 40 минут
Общая характеристика курса «Олимпиадный русский язык»
Цель: создание условий для формирования ключевых образовательных
компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных,
компетенций личностного развития)
Задачи:
-формирование познавательного интереса к изучению русского языка
-развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных
ситуациях;
-развитие
логического
мышления,
систематизировать полученные знания;
умения
анализировать
и
-развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки
информации.
-подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку разного
уровня;
Программа ориентирована на детей, несколько опережающих в развитии
своих сверстников и легко усваивающих традиционный курс обучения в
школе.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной
программой и представляет собой расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык.
Занятия помогают учащимся раскрыть себя, свой внутренний мир, развить
любознательность, память, способность справляться с неопределённостью,
вести диалог, мозговой штурм, творческое преобразование, групповое
исследование, самостоятельное исследование.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности
русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира
и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих
мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
Отечеству
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учащимися
программы курса
«Олимпиадный
русский
язык»
по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку:
Регулятивные результаты: умение осуществлять действие по образцу и
заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть
указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные результаты: вычитывать все
виды
текстовой
информации:, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами
чтения:изучающим,просмотровым,ознакомительным; извлекать информацию
, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация,таблица,схема); перерабатывать и преобразовывать информаци
ю из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
схему);пользоваться словарями,
справочниками; осуществлять анализ
и
синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные результаты: потребность ребенка в общении со
взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической
позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на
позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится
воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для
партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь
задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от
партнера по деятельности.
Ученик получит
учебных действий:
возможность для
формирования универсальных
Личностные результаты: умение соотносить
принятыми этическими принципами.
поступки
и
события
с
Регулятивные результаты: умение контролировать свою деятельность по
результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты: умение выделять параметры объекта,
поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки
конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование
объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном
материале.
Коммуникативные результаты: приемлемое
желательно
эмоционально
позитивное)
сотрудничества; умение слушать собеседника.
(т.е. не негативное, а
отношение
к процессу
Предметные результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания; ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения заданий различного уровня
сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх,
конкурсах.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
-пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или -выполненных
операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-олимпиады.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания
- незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех
проблем, которые ещё предстоит решить
в ходе осуществления
деятельности.
Содержательный контроль и оценка
результатов
учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими.
Содержание курса по подготовке учащихся
к предметной олимпиаде по русскому язык
3 класс
Лексика (9 часов): значение слова, устаревшие слова, неологизмы, крылатые
слова и выражения, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы,
фразеологизмы.
Фонетика (3 часа): транскрипция, звуковой анализ слова, ударение.
Словообразование (4 часа): корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
Морфология (7 часов): имя существительное, имя прилагательное, глагол,
наречие.
Синтаксис и пунктуация(11 часов): предложение, знаки препинания в
предложениях разных видов.
4 класс
Лексика (14 часов): значение слова, устаревшие слова, неологизмы,
крылатые слова и выражения, многозначные слова, омонимы, синонимы,
антонимы, фразеологизмы.
Фонетика (4часа): транскрипция, звуковой анализ слова, ударение.
Словообразование (6 часов): корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
Морфология (5 часов): имя существительное, имя прилагательное, глагол,
наречие
Синтаксис и пунктуация(5 часов): прямая и косвенная речь, знаки
препинания в предложениях с прямой и косвенной речью
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п
Тема
Кол-во
час
1
1
Вводное занятие Лексика. Как рождаются слова. Почему их
так называют?
2
В музее истории слов
1
3
Слова-пришельцы
1
4
Крылатые слова и выражения
1
5
Многозначные слова
1
6
Омонимы
1
7
Синонимы
1
8
Антонимы
1
9
Почему мы так говорим?
1
10
Фонетика. Транскрипция. Звуковой анализ слова
1
11
Ударение
1
12
Олимпиада
1
13
Словообразование. Все растет из корня. Это полезно
запомнить
1
14
Правописание приставок. «Прадедовские» приставки
1
15
Суффикс.
1
16
Основа и окончание
1
17
Морфология. Части речи
1
18
Имя существительное
1
19
Имя прилагательное
1
20
Глагол
1
21
Наречие
1
22
Морфологические шарады
1
23
Морфологические шарады
1
24
Синтаксис и пунктуация. Виды предложений
1
25
Знаки препинания в предложениях разных видов
1
26
Знаки препинания в предложениях разных видов
1
27
Восстановление деформированных предложений
1
28
Восстановление деформированных предложений
1
29
Анаграммы. Метаграммы
1
30
Шарады. Вопросы-шутки
1
31
Ребусы
1
32
Лингвистические головоломки
1
33
КВН по русскому языку
1
34
Итоговая олимпиада
Итого:
34 ч.
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п
Тема
Кол-во
час
1
1
Вводное занятие Лексика. Интеллектуальный марафон
2
Слово и его значение
1
3
О происхождении имен собственных
1
4
Устаревшие слова
1
5
Неологизмы
1
6
Крылатые слова и выражения
1
7
Слово или не слово?
1
8
Многозначные слова
1
9
Омонимы. Омофоны. Омографы
1
10
Синонимы и антонимы
1
11
Тарабарская грамота. Необыкновенные сочетания
1
12
Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы.
Фразеологизмы-антонимы
1
13
Пословицы и поговорки
1
14
Олимпиада
1
15
Фонетика. Транскрипция. Звуковой анализ слова
1
16
Транскрипция. Звуковой анализ слова
1
17
Анаграммы. Шарады. Метаграммы
1
18
Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки
1
19
Словообразование. Способы словообразования.
Словообразовательный анализ
1
20
Сложные и сокращенные слова. Образование сложных
слов. Спрятавшиеся слова
1
21
Чередование гласных и согласных в корне слова
1
22
Чередование гласных и согласных в приставках
1
23
Суффикс. Трудные случаи правописания
1
24
Решение орфографических задач
1
25
Морфология. Склонение существительных.
Несклоняемые имена существительные. Род
несклоняемых существительных
1
26
Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы
1
27
Переход частей речи из одной в другую
1
28
Морфологические шарады
1
29
Морфологические шарады
1
30
Синтаксис и пунктуация. Прямая и косвенная речь
1
31
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной
речью
1
32
Восстановление деформированных предложений
1
33
КВН по русскому языку
1
34
Итоговая олимпиада
Итого:
34 ч.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1, 2, 3, 4
класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. П. Канакина
Поурочные разработки по русскому языку. 1, 2, 3, 4 класс: пособие для
учителя / И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8