МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга МАОУ СОШ № 16 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Олимпиадный русский язык» для обучающихся 3-4 классов Екатеринбург 2024 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Общепризнано, что выполнение заданий по русскому языку является важнейшим средством формирования у школьников системы основных лингвистических знаний, умений, навыков; ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения русского языка; одним из факторов их личностного развития. Эффективное использование лингвистических заданий в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения русскому языку, но и их воспитание, развитие индивидуальных сущностных качеств и степень их практической подготовленности к деятельности в различных сферах экономики, политики, науки, искусства. Олимпиадные задания по русскому языку – это задания повышенной трудности, нестандартные как по формулировке, так и по методам решения. К сожалению, на уроках по русского языка часто не хватает времени на решение и разбор таких заданий. Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет данный спецкурс. Данный курс направлен на развитие познавательного интереса, расширение знаний по русскому языку, полученных на уроках, развитие креативных способностей учащихся и более качественной отработке лингвистических умений и навыков, при выполнении олимпиадных заданий по русскому языку. Курс рассчитан на 2 года (3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут Общая характеристика курса «Олимпиадный русский язык» Цель: создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития) Задачи: -формирование познавательного интереса к изучению русского языка -развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных ситуациях; -развитие логического мышления, систематизировать полученные знания; умения анализировать и -развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации. -подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку разного уровня; Программа ориентирована на детей, несколько опережающих в развитии своих сверстников и легко усваивающих традиционный курс обучения в школе. Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия помогают учащимся раскрыть себя, свой внутренний мир, развить любознательность, память, способность справляться с неопределённостью, вести диалог, мозговой штурм, творческое преобразование, групповое исследование, самостоятельное исследование. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учащимися программы курса «Олимпиадный русский язык» по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку: Регулятивные результаты: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Познавательные результаты: вычитывать все виды текстовой информации:, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения:изучающим,просмотровым,ознакомительным; извлекать информацию , представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,таблица,схема); перерабатывать и преобразовывать информаци ю из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные результаты: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Ученик получит учебных действий: возможность для формирования универсальных Личностные результаты: умение соотносить принятыми этическими принципами. поступки и события с Регулятивные результаты: умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Познавательные результаты: умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале. Коммуникативные результаты: приемлемое желательно эмоционально позитивное) сотрудничества; умение слушать собеседника. (т.е. не негативное, а отношение к процессу Предметные результаты: Занятия должны помочь учащимся: усвоить основные базовые знания; ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения заданий различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; -пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или -выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -олимпиады. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими. Содержание курса по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому язык 3 класс Лексика (9 часов): значение слова, устаревшие слова, неологизмы, крылатые слова и выражения, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Фонетика (3 часа): транскрипция, звуковой анализ слова, ударение. Словообразование (4 часа): корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Морфология (7 часов): имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие. Синтаксис и пунктуация(11 часов): предложение, знаки препинания в предложениях разных видов. 4 класс Лексика (14 часов): значение слова, устаревшие слова, неологизмы, крылатые слова и выражения, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Фонетика (4часа): транскрипция, звуковой анализ слова, ударение. Словообразование (6 часов): корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Морфология (5 часов): имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие Синтаксис и пунктуация(5 часов): прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Тематическое планирование 3 класс № п/п Тема Кол-во час 1 1 Вводное занятие Лексика. Как рождаются слова. Почему их так называют? 2 В музее истории слов 1 3 Слова-пришельцы 1 4 Крылатые слова и выражения 1 5 Многозначные слова 1 6 Омонимы 1 7 Синонимы 1 8 Антонимы 1 9 Почему мы так говорим? 1 10 Фонетика. Транскрипция. Звуковой анализ слова 1 11 Ударение 1 12 Олимпиада 1 13 Словообразование. Все растет из корня. Это полезно запомнить 1 14 Правописание приставок. «Прадедовские» приставки 1 15 Суффикс. 1 16 Основа и окончание 1 17 Морфология. Части речи 1 18 Имя существительное 1 19 Имя прилагательное 1 20 Глагол 1 21 Наречие 1 22 Морфологические шарады 1 23 Морфологические шарады 1 24 Синтаксис и пунктуация. Виды предложений 1 25 Знаки препинания в предложениях разных видов 1 26 Знаки препинания в предложениях разных видов 1 27 Восстановление деформированных предложений 1 28 Восстановление деформированных предложений 1 29 Анаграммы. Метаграммы 1 30 Шарады. Вопросы-шутки 1 31 Ребусы 1 32 Лингвистические головоломки 1 33 КВН по русскому языку 1 34 Итоговая олимпиада Итого: 34 ч. Тематическое планирование 4 класс № п/п Тема Кол-во час 1 1 Вводное занятие Лексика. Интеллектуальный марафон 2 Слово и его значение 1 3 О происхождении имен собственных 1 4 Устаревшие слова 1 5 Неологизмы 1 6 Крылатые слова и выражения 1 7 Слово или не слово? 1 8 Многозначные слова 1 9 Омонимы. Омофоны. Омографы 1 10 Синонимы и антонимы 1 11 Тарабарская грамота. Необыкновенные сочетания 1 12 Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы 1 13 Пословицы и поговорки 1 14 Олимпиада 1 15 Фонетика. Транскрипция. Звуковой анализ слова 1 16 Транскрипция. Звуковой анализ слова 1 17 Анаграммы. Шарады. Метаграммы 1 18 Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки 1 19 Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный анализ 1 20 Сложные и сокращенные слова. Образование сложных слов. Спрятавшиеся слова 1 21 Чередование гласных и согласных в корне слова 1 22 Чередование гласных и согласных в приставках 1 23 Суффикс. Трудные случаи правописания 1 24 Решение орфографических задач 1 25 Морфология. Склонение существительных. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных 1 26 Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы 1 27 Переход частей речи из одной в другую 1 28 Морфологические шарады 1 29 Морфологические шарады 1 30 Синтаксис и пунктуация. Прямая и косвенная речь 1 31 Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью 1 32 Восстановление деформированных предложений 1 33 КВН по русскому языку 1 34 Итоговая олимпиада Итого: 34 ч. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1, 2, 3, 4 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. П. Канакина Поурочные разработки по русскому языку. 1, 2, 3, 4 класс: пособие для учителя / И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2021 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8