МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ СОШ № 16 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 1-4 классы Екатеринбург 2024 Программа курса «Функциональная грамотность» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников . Весь курс состоит из 4 модулей: «Основы читательской грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах); «Основы математической грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах); «Основы финансовой грамотности» (1 класс-7 часов; по 8 часов во 2-4 классах); «Основы естественно-научной грамотности» (по 10 часов в 1-4 классах). 1. Рабочая программа модуля «Основы читательской грамотности». Цель: формирование современной информационной культуры личности школьника в условиях информатизации современного общества. Задачи: формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе; формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов; формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации; содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников; мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты). Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Предметные: правил пользования библиотекой; основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац); уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников; знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры; понимать значение терминов, определенных программой; знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; овладение методами аналитико–синтетической переработки информации; изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы; ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию; уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы. Метапредметные Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи; высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Содержание 1 класс Тема 1. Настоящий читатель. Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение тексов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов. Тема 2. Любимые книги. Любимая книжка. Обложка любимой книжки. Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей. Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто Тема 3. Подведение итогов года. Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе (устное сочинение, рисунок и т.п.) 2 класс Тема 1. Основные правила пользования библиотекой. Вводный урок. Знакомство с понятиями «пользователь», «документ», «источники», «информация». Тема 2. История возникновения информационных центров. Виртуальная экскурсия по мировым информационным центрам мира и страны. Структура библиотечных систем. Тема 3. Библиотека – информационный центр школы. Система расстановки библиотечного фонда. Отделы библиотеки (читальный зал, абонемент, справочная, художественная, краеведческая литература и периодические издания) Тема 4. Методы работы с информацией. Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Форма ведения дневника, иллюстрации. Тема 5. Информационная культура школьника. Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный Интернет. Тема 6. Подведение итогов. Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Презентация дневника чтения за учебный год. 3 класс Тема 1. Книги верные друзья. Презентация дневника читателя. Отзыв о наиболее понравившейся книге, прочитанной за время летних каникул. Тема 2. Писатели и художники в одном лице. 1 час. Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу. Тема 3. Будь здорова, книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Тема 4. Библиотека – информационный центр школы. Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителей на книжных полках. Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Тема 5. Методы работы с книгой. Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»; навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний. Тема 6. Подведение итогов. Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Поиск информации по автору книги. 4 класс Тема 1. Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук. Тема 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения. Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий. Тема 3. Аналитико–синтетическая переработка источников информации. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации. Углубление представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к прочитанному. Тема 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и отражения состава и частей научно-познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. Тема 5. Подведение итогов. Тематическое планирование 1 класс № Раздел Количество часов 1 Настоящий читатель 4 2 Любимые книги 3 3 Подведение итогов 1 Итого: 8 часов 2 класс № Раздел Количество часов 1 Основные правила пользования библиотекой 1 2 История возникновения информационных центров 2 3 Библиотека-информационный центр школы 1 4 Методы работы с информацией 2 5 Информационная культура школьников 1 6 Подведение итогов 1 Итого: 8 часов 3 класс № Раздел Количество часов 1 Книги-верные друзья 1 2 Писатели и художники в одном лице 1 3 Будь здорова, книжка! 1 4 Библиотека-информационный центр школы 2 5 Методы работы с книгой 2 6 Подведение итогов 1 Итого: 4 класс № Раздел 1 Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества 2 Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмов решения 3 Аналитико-синтетическая переработка источников информации 4 Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся 5 Подведение итогов Итого: 8 часов Количество часов 2 2 1 2 1 8. часов 2. Рабочая программа модуля «Основы математической грамотности» Цель: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника. Задачи: научить оперировать числовой и знаковой символикой; развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий; научить поиску закономерностей; обучить решению логических задач; научить решать задачи с геометрическим содержанием; научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов; научить обобщать математический материал; воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь; воспитывать ответственность, самостоятельность. Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные: сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; анализировать правила игры; действовать в соответствии с заданными правилами; включаться в групповую работу; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты: использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов; умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные; приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме). Содержание 1 класс Тема 1. Арифметические забавы Из истории развития математики. Виды цифр. Римская нумерация. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами). Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр). Тема 2. Логика в математике. Ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы и их решение. Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Творческая работа «Составление картины-аппликации из геометрических фигур». 2 класс Тема 1. Арифметические забавы. Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. Магические квадраты. Задачи на сообразительность и внимание. Тема 2. Логика в математике. Больше-меньше, раньше-позже. Быстрее-медленнее. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств. Истинные и ложные высказывания. Символы в реальности и в сказке. Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Задачи на разрезание и склеивание. Кодирование. 3 класс Тема 1. Арифметические забавы. Ребусы. Шифры. Задачи про цифры. Закономерности. Задачи на взвешивание и переливание. Тема 2. Логика в математике. Задачи на поиск закономерностей. Задачи с лишними и недостающими данными. Задачи, решаемые без вычислений. Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Задачи со спичками. Игра-головоломка «Пифагор». 4 класс Тема 1. Арифметические забавы. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца. Тема 2. Логика в математике. Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи. Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». Тематическое планирование 1 класс № Раздел Количество часов 1 Арифметические забавы 4 2 Логика в математике 2 3 Задачи с геометрическим содержанием 2 Итого: 8 часов 2 класс № Раздел Количество часов 1 Арифметические забавы 2 2 Логика в математике 4 3 Задачи с геометрическим содержанием 2 Итого: 8 часов 3 класс № Раздел Количество часов 1 Арифметические забавы 3 2 Логика в математике 3 3 Задачи с геометрическим содержанием 2 Итого: 8 часов 4 класс № Раздел Количество часов 1 Арифметические забавы 2 2 Логика в математике 4 3 Задачи с геометрическим содержанием 2 Итого: 8 часов 3. Рабочая программа модуля «Основы финансовой грамотности». Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи: формирование представления о существенных сторонах финансовой грамотности; содействие целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий; обучение детей умениям пользоваться экономическим инструментарием; содействие общему развитию школьников: развитие мышления, эмоциональноволевой сферы; развитие культурного экономического мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу. Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностными результатами изучения является формирование следующих умений: У выпускника будут сформированы: осознание себя как члена семьи, общества и государства; учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач; самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов; ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов; понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях. Выпускник получит возможность для формирования: понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области; положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметными результатами обучающихся являются: Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов; производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач; владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера; оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Выпускник получит возможность научиться: представлять финансовую информацию с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели; составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата; оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок; использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи; корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей. Выпускник получит возможность научиться: преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме; слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого; излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре; осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Выпускник получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений; формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам. Предметные результаты Выпускник научится: правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами; объяснять проблемы, возникающие при обмене; приводить примеры товарных денег; объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; понимать, что деньги зарабатываются трудом; описывать виды и функции денег; объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; называть основные источники доходов; приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи; называть основные направления расходов семьи; приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы; считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах; объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи; объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты; называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий; объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют. Выпускник получит возможность научиться: описывать свойства товарных денег; сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно); понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов; осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план); распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма); планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы. Результат 1-го года обучения: К концу 1 -го года обучения школьники должны знать: - что изучает экономика; - что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения; - выделять физиологические и духовные потребности; - что такое деньги, их роль в жизни людей; Должны уметь: - выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения; - пользоваться деньгами; Результаты 2-го года обучения: К концу 2-го года обучения школьники должны знать: - отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги; - что такое деньги, деньги старинные и современные, деньги разных стран; - крупные банки страны; функции банков; виды вкладов. - виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен; - что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки; - что такое сделки и посредники; доля посредника; Должны уметь: - отличать настоящие деньги от фальшивых; - классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг; - определять цену товара. - решать простейшие экономические задачи. Результаты 3-го года обучения: К концу 3-го года обучения школьники должны знать: - что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки; - что такое акционерное общество, как оно создается; - почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики; -что такое ценные бумаги, как они хранятся в банке, что такое вклады в банке; - что такое маркетинг; - что такое аренда; виды аренды; - для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг; - виды рекламы, правила рекламы; Должны уметь: - различать качественный и некачественный товар, - чертить кривую развития экономики, - определять вид ценной бумаги, - составлять рекламный текст; - решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены. Результаты 4-го года обучения: К концу 4-го года обучения школьники должны знать: – налоги, виды налогов, кто собирает налоги. – штрафы, виды штрафов, кто собирает штрафы; – что такое международная торговля; – понятие «Деловая этика», бизнес-этикет; – какие бывают потребности; – каковы источники удовлетворения потребностей; – почему все потребности нельзя удовлетворить; – что такое деньги; их роль в жизни человека; – что такое доходы и расходы; – где можно приобрести товары и услуги; – что такое «источники доходов»; – что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия; – о взаимоотношениях продавца и покупателя; – значение труда в удовлетворении потребностей; – о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны уметь: – анализировать свои потребности; – выделять основные и особые потребности; – определять источники удовлетворения различных потребностей; – пользоваться деньгами; – определять источники доходов и расходов; – объяснять значение труда в удовлетворении потребностей; – совершать элементарные покупки в магазине; – анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей. Содержание 1 класс Тема 1. Введение в экономику Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика? Тема 2. Потребности. Источники удовлетворения потребностей. Потребности. Что такое «потребность». Виды потребностей. Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Мои желания и потребности. Тема 3. Домашнее хозяйство. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги. На что семьи тратят деньги. Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? Творческая работа «Бюджет моей семьи». 2 класс Тема 1. Товары и услуги Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы в продвижении товара. Тема 2. Деньги. Зачем нужны деньги. История денег. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Деньги бумажные и металлические, деньги старинные и современные, деньги разных стран. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки. Где и как хранятся деньги. Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России. Тема 3. Торговля. Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Творческий проект «Создаю торговое предприятие» 3 класс Тема 1. Основы экономического развития. Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике. Тема 2. Банки. Ценные бумаги. Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки Тема 3. Маркетинг Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция. Тема 4. Аренда Аренда. Что такое «аренда». История аренды. Тема 5. Реклама. Качество товара. Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение; Тема 6. Занимательная экономика. Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками. Творческая работа «Экономика и жизнь». 4 класс Тема 1. Экономические задачи. Решаем задачи с экономическим содержанием Тема 2. Международная торговля. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт Тема 3. Налоги. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный) Тема 4. Штрафы. Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы Тема 5. Деловая этика. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет; Тема 6. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» Тематическое планирование 1 класс № Раздел 1 Введение в экономику 2 Потребности. Источники удовлетворения потребностей 3 Домашнее хозяйство Итого: 2 класс № Раздел 1 Товары и услуги 2 Деньги 3 Торговля Итого: 3 класс № Раздел 1 Основы экономического развития. 2 Банки. Ценные бумаги. 3 Маркетинг. 4 Аренда. 5 Реклама. Качество товара. 6 Занимательная экономика. Итого: 4 класс № Раздел 1 Экономические задачи 2 Международная торговля. 3 Налоги. 4 Штрафы. 5 Деловая этика. 6 Деньги счёт любят, или как управлять своим Количество часов 1 2 4 7 часов Количество часов 2 4 2 8 часов Количество часов 2 1 1 1 1 2 8 часов Количество часов 1 1 1 1 1 3 кошельком, чтобы он не пустовал. Итого: 8 часов 4. Рабочая программа модуля «Основы естественно - научной грамотности» Цели: Образовательные: формирование устойчивого познавательного интереса; формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения. Развивающие: создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности; развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы. Воспитательные: воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности; воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать. Задачи: формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом; расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров; обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды; расширение кругозора учащихся; развитие их воображения и эмоциональной сферы; укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла; последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней. Планируемые результаты Личностные результаты: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества; развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинноследственные связи, строить рассуждения; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; оценивать правильность поведения людей в природе, быту. Содержание 1 класс Тема 1. Введение Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу — значит, любить и охранять. Тема 2. Тайны за горизонтом. Неблагоприятные и необычные явления природы. Тема 3. Жили-были динозавры… и не только они. Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека. Тема 4. Тайны камней. История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях. Тема 5. Загадки растений Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о растениях. Тема 6. Эти удивительные животные Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о животных. Тема 7. Планета насекомых Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о насекомых. Тема 8. Загадки под водой и под землей Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой. Творческая работа «Земля-наш дом родной». 2 класс Тема 1. Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Тема 2. Тайны за горизонтом Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? Тема 3. Жили-были динозавры... и не только они Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой? Тема 4. Тайны камней Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото? Тема 5. Загадки растений История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Растения – рекордсмены. Тема 6. Эти удивительные животные Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают? Тема 7. Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых. Тема 8. Загадки под водой и под землей Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Творческая работа по заданной теме. 3 класс Тема 1. Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Тема 2. Тайны за горизонтом Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? Тема 3. Жили-были динозавры... и не только они Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?» Тема 4 . Тайны камней Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней. Тема 5 . Загадки растений Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?). Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Лекарственные растения (например: валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка); их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира? Тема 6 . Эти удивительные животные «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Томской области. Разумные дельфины. Животные – рекордсмены. Тема 7. Планета насекомых Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? Тема 8. Загадки под водой и под землей Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения? Творческая работа по заданной теме. 4 класс Тема 1. Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Тема 2. Тайны за горизонтом Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? Тема 3. Жили-были динозавры... и не только они Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? Тема 4. Тайны камней Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? Тема 5. Загадки растений История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. Тема 6. Загадочные животные Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). Тема 7. Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Тема 8. Загадки под водой и под землей Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.Творческая работа по заданной теме. Тематическое планирование 1 класс № Раздел Количество часов 1 Введение 1 2 Тайны за горизонтом 1 3 Жили-были динозавры… и не только они 1 Тайны камней Загадки растений Эти удивительные животные Планета насекомых Загадки под водой и под землей Итого: 2 класс № Раздел 1 Введение 2 Тайны за горизонтом 3 Жили-были динозавры… и не только они 4 Тайны камней 5 Загадки растений 6 Эти удивительные животные 7 Планета насекомых 8 Загадки под водой и под землей Итого: 3 класс № Раздел 1 Введение 2 Тайны за горизонтом 3 Жили-были динозавры… и не только они 4 Тайны камней 5 Загадки растений 6 Эти удивительные животные 7 Планета насекомых 8 Загадки под водой и под землей Итого: 4 класс № Раздел 1 Введение 2 Тайны за горизонтом 3 Жили-были динозавры… и не только они 4 Тайны камней 5 Загадки растений 6 Эти удивительные животные 7 Планета насекомых 8 Загадки под водой и под землей Итого: 4 5 6 7 8 1 1 1 1 3 10 часов Количество часов 1 2 1 1 1 1 1 2 10 часов Количество часов 1 1 1 1 2 1 1 2 10 часов Количество часов 1 1 1 1 1 1 2 2 10 часов Тематическое планирование «Функциональная грамотность» 1 класс №п/п 1 Тема урока Модуль «Основы читательской грамотности» Настоящий читатель Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Инструктаж по Количество часов 8 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 технике безопасности ИОТ-111-2020 при проведении занятий в кабинете начальных классов, ИОТ-152-2020 по организации работы ОО в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции , ИОТ – 110-2020 при использовании мультимедийного проектора Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение текстов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов. Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей. Любимые книги Любимая книжка. Обложка любимой книжки. Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова. Книги А.Л. Барто. Подведение итогов Творческая работа «Твое представление о предстоящем читателе» Модуль «Основы математической грамотности» Арифметические забавы Из истории развития математики. Виды цифр. Римская нумерация. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами) Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр) Логика в математике Ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы и их решение. Задачи с геометрическим содержанием Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Творческая работа «Составлению картины-аппликации из геометрических фигур» Модуль «Основы финансовой грамотности» Введение в экономику Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика? Потребности. Источники удовлетворения потребностей Потребности. Что такое «потребность». Виды потребностей. Источники удовлетворения потребностей Почему все потребности нельзя удовлетворить. Мои желания и потребности. Домашнее хозяйство Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет 1 1 1 3 1 1 1 1 1 8 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 7 1 1 2 1 1 4 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 семьи. Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги. На что семьи тратят деньги. Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? Творческая работа «Бюджет моей семьи» Модуль «Основы естественно-научной грамотности» Введение Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу, значит, любить и охранять ее. Тайны за горизонтом Неблагоприятные и необычные явления природы Жили-были динозавры… и не только они Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека. Тайны камней История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях. Загадки растений Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о растениях Эти удивительные животные Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о животных Планета насекомых Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о насекомых Загадки под водой и под землей Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой Свойства и тайны земли. Опыты с землей Творческая работа «Земля -наш дом родной» 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 33 часа Тематическое планирование «Функциональная грамотность» 2 класс №п/п Тема урока Количество часов Модуль «Основы читательской грамотности» 8 Основные правила пользования библиотекой 1 1 Вводный урок. 1 Знакомство с понятиями «пользователь», «документ», «источники», «информация». Инструктаж по технике безопасности ИОТ-111-2020 при проведении занятий в кабинете начальных классов, ИОТ-152-2020 по организации работы ОО в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции , ИОТ – 110-2020 при использовании мультимедийного проектора История возникновения информационных центров 2 2 Виртуальная экскурсия по мировым информационным 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 центрам мира и страны. Структура библиотечных систем. Библиотека-информационный центр школы Система расстановки библиотечного фонда. Отделы библиотеки . Методы работы с информацией Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Форма ведения дневника, иллюстрации. Информационная культура школьников Роль информации в современном мире. Безопасный Интернет. Подведение итогов Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Презентация дневника чтения за учебный год. Модуль «Основы математической грамотности» Арифметические забавы Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. Магические квадраты. Задачи на сообразительность и внимание. Логика в математике Больше-меньше, раньше-позже. Быстрее-медленнее. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств. Истинные и ложные высказывания. Символы в реальности и в сказке. Задачи с геометрическим содержанием Задачи на разрезание и склеивание. Кодирование. Модуль «Основы финансовой грамотности» Товары и услуги Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы в продвижении товара. Деньги Зачем нужны деньги. История денег. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Деньги бумажные и металлические, деньги старинные и современные, деньги разных стран. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки. Где и как хранятся деньги. Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России. Торговля Когда и где возникла торговля. Какие бывают товары. Творческий проект «Создаю торговое предприятие» Модуль «Основы естественно-научной 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 8 2 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 8 2 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 10 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 грамотности» Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Тайны за горизонтом Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? Жили-были динозавры… и не только они Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок Тайны камней Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото? Загадки растений История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Растения – рекордсмены. Эти удивительные животные Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых. Загадки под водой и под землей Как изучают подводный мир? Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Творческая работа по заданной теме. 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 34 часа Тематическое планирование «Функциональная грамотность» 3 класс №п/п Тема урока Количество часов Модуль «Основы читательской грамотности» 8 Книги-верные друзья 1 1 Презентация дневника читателя. Отзыв о наиболее 1 понравившейся книге, прочитанной за время летних каникул. Инструктаж по технике безопасности ИОТ111-2020 при проведении занятий в кабинете начальных классов, ИОТ-152-2020 по организации работы ОО в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции , ИОТ – 110-2020 при использовании мультимедийного проектора Писатели и художники в одном лице 1 2 Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. 1 Иллюстрирование сюжета по рассказу. Будь здорова, книжка! 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Простейшие операции по ремонту книг. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Библиотека-информационный центр школы Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Правила и обязанности читателя. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Методы работы с книгой Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний. Подведение итогов Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Модуль «Основы математической грамотности» Арифметические забавы Ребусы. Шифры. Задачи про цифры. Закономерности. Задачи на взвешивание и переливание. Логика в математике Задачи на поиск закономерностей. Задачи с лишними и недостающими данными. Задачи, решаемые без вычислений. Задачи с геометрическим содержанием Задачи со спичками. Игра-головоломка «Пифагор». Модуль «Основы финансовой грамотности» Основы экономического развития Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике. Банки. Ценные бумаги Виды вкладов. История вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). Маркетинг Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция Аренда Аренда. Что такое «аренда». История аренды. Реклама. Качество товара. Реклама и качество товара. Штрих-коды на товарах и их значение; Занимательная экономика Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. 1 2 1 1 2 1 1 1 1 8 3 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 8 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Взаимодействие экономики с другими науками. Творческая работа «Экономика и жизнь». Модуль «Основы естественно-научной грамотности» Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Тайны за горизонтом Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? Жили-были динозавры… и не только они Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Тайны камней Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров? Загадки растений Растения - путешественники Лекарственные растения Эти удивительные животные «Речные лошади». Животные – рекордсмены. Планета насекомых Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? Загадки под водой и под землей Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения? Творческая работа по заданной теме. 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 34 часа Тематическое планирование «Функциональная грамотность» 4 класс №п/п 1 Тема урока Модуль «Основы читательской грамотности» Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. Инструктаж по технике безопасности ИОТ-111-2020 при проведении занятий в кабинете начальных классов, ИОТ-152-2020 по организации работы ОО в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции , ИОТ – 110-2020 при использовании Количество часов 8 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 мультимедийного проектора Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмов решения Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения Использование результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий. Аналитико-синтетическая переработка источников информации Аналитико–синтетическая переработка источников информации. Высказывание своего отношения к прочитанному. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. Способы составления плана и правила оформления. Подведение итогов Подведение итогов. Модуль «Основы математической грамотности» Арифметические забавы Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца. Логика в математике Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи. Задачи с геометрическим содержанием Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». Модуль «Основы финансовой грамотности» Экономические задачи Решаем задачи с экономическим содержанием Международная торговля Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Налоги Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный). Штрафы Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы. Деловая этика 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 8 2 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» Модуль «Основы естественно-научной грамотности» Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Тайны за горизонтом Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? Жили-были динозавры… и не только они Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? Тайны камней Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? Загадки растений История открытия удивительных растений. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты. Эти удивительные животные Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Загадки под водой и под землей Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Творческая работа по заданной теме. 1 3 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 34 часа