МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга МАОУ СОШ № 16 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Олимпиадная математика» 3-4 класс Екатеринбург 2024 Планируемые результаты освоения курса «Олимпиадная математика» Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется простое наблюдение, проведение математических игр, опросники, анкетирование психолого-диагностические методики. Межпредметными результатами изучения курса являются связи: с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; с уроками технологии: изготовление материала по темам проектов. с уроками русского языка: сочинение «Место математики в моей жизни». Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: занятия-конкурсы на повторение практических умений, занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня. Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка, активность, аккуратность, 2 творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др. Метапредметные результаты: Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. 3 Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Требования к уровню усвоения курса Учащиеся, посещающие курс, в конце учебного года могут научиться: находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»; оценивать логическую правильность рассуждений; распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач; решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; уметь составлять занимательные задачи; применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач; применять полученные знания при построении геометрических фигур и использованием линейки и циркуля. Содержание курса внеурочной деятельности Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами. Геометрия (6ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях. Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (17 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем. Математические игры (5 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон. 4 Тематическое планирование 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Название раздела, темы Вводное занятие. Комбинаторные задачи. Занятие 1. Смекалистые задачи Комбинаторные задачи. Занятие 2. Задачи из сборника Пупышевой О.Н. Решение заданий конкурса «Кунгуру» за 2010г. Комбинаторные задачи. Занятие 3. Смекалистые задачи Комбинаторные задачи. Занятие 4. Задачи из сборника Пупышевой О.Н. Решение задач конкурса «Кунгуру» 2011 г Комбинаторные задачи. Занятие 5. Смекалистые задачи Решение архивных задач Всероссийской математической олимпиады Комбинаторные задачи. Занятие 6. Задачи из сборника Пупышевой О.Н. Решение задач конкурса «Кенгуру» 2012 Комбинаторные задачи. Занятие 7. Смекалистые задачи Комбинаторные задачи. Занятие 8. Задачи из сборника Пупышевой О.Н. Решение архивных задач Всероссийской математической олимпиады Комбинаторные задачи. Занятие 9. Смекалистые задачи Решение задач конкурса «Кенгуру» 2013 Комбинаторные задачи. Занятие 10. Задачи из сборника Пупышевой О.Н. Решение архивных задач Всероссийской математической олимпиады Комбинаторные задачи. Занятие 11. Смекалистые задачи Решение задач конкурса «Кенгуру» 2013 Комбинаторные задачи. Занятие 12. Задачи из сборника Пупышевой О.Н. Решение архивных задач Всероссийской математической олимпиады Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Комбинаторные задачи. Занятие 13. Смекалистые задачи Решение задач конкурса «Кенгуру» 2014 Решение задач конкурса «Кенгуру» 2015 Комбинаторные задачи. Занятие 14 Задачи из сборника Пупышевой О.Н. Комбинаторные задачи. Занятие 15. Смекалистые задачи Математический брейн – ринг по задачам Пупышевой О.Н. Комбинаторные задачи. Занятие 16. Смекалистые задачи Решение задач конкурса «Кенгуру» 2016 Комбинаторные задачи. Занятие 17. Смекалистые задачи Решение неохваченных комбинированных задач курса 2 варианта Решение неохваченных комбинированных задач курса 2 варианта Создание математической газеты (по группам) Решение задач из математических газет. ВСЕГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 6 Тематическое планирование 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Название раздела, темы Улица шифровальная. Улица шифровальная. Порядковый проспект «По морям по волнам». «По морям по волнам». Проспект Умозаключений Проспект Умозаключений «Там на неведомых дорожках…» «Сказка ложь, да в ней намек…» «Сказка ложь, да в ней намек…» Проспект Логических задач Проспект Логических задач Художественная улица Художественная улица Математический КВН Улица Величенская Улица Величенская Улица Величенская Конструкторский проезд Конструкторский проезд Конструкторский проезд Конструкторский проезд Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 23 24 Конструкторский проезд Конструкторский проезд 1 1 8 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Конструкторский проезд Конструкторский проезд «В рыцарском замке» «В рыцарском замке» «В рыцарском замке» «В рыцарском замке» Смекалистая улица Смекалистая улица Смекалистая улица Итоговое занятие. Игра “Велогонка” ВСЕГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 9