Рабочая программа элективного курса Практикум по написанию сочинения 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Практикум по написанию сочинения»
для обучающихся 11 класса

Екатеринбург 2025 год

Пояснительная записка
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует
стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс
эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговому
сочинению и сочинению ЕГЭ, где независимо от формы проведения учащиеся должны
продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка,
основами культуры устной и письменной речи.
Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания,
вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля
обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их
композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов,
эпистолярного жанра.
Элективный курс «Практикум по написанию сочинения» предназначен для
учащихся 11-х классов и рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Содержание обучения
Итоговое сочинение. Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического,
нравственного развития человека. Выбор темы. Требования к содержательной стороне
сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность
фактического материала, последовательность изложения, уместное и умелое
использование цитат, смысловая точность эпиграфа. Требования к речевому оформлению
сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и
выразительность речи, грамотность. Объём, соотнесённость композиционных частей
работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки. Основные
формируемые понятия: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме,
правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф,
стилевое единство и выразительность речи, соотнесённость композиционных частей.
Композиционная организация сочинений. Виды вступлений и выбор вступления в
зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое,
биографическое, сравнительное, лирическое и др. Основная часть сочинения.
Аргументация. Виды и подбор аргументов. Уместное использование различных приёмов
выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение
героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора,
сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами
искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность,
доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Текст на ЕГЭ по русскому языку. Основные
требования к сочинению, критерии оценки. Проблема текста: типы проблем, способы
выявления, выбор одной проблемы из нескольких. Комментарий к проблеме: типы
информации в тесте, способы отсылки к тексту. Отражение позиции автора исходного
текста. Авторская позиция в художественном и публицистическом текстах. Отношение к
позиции автора исходного текста. Виды аргументов. Композиция сочинения. Основные
средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды
заключения.

Планируемые результаты
I. Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных
действий:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать
эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
 использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
II. Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
 неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
 российская
идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:


гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному


образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности
и
психологического
комфорта,
информационной
безопасности.
III. Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
 использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
 создавать письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
 создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную
мысль;
 извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее
в текстовый формат;
 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
 сохранять
стилевое
единство
при
создании
текста
заданного
функционального стиля;













владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы).
Поурочное планирование
11 класс
33 часа

№
п/п
1

Тема урока

О трудностях жанра. «Три кита» любого произведения. Основные
требования к сочинению. Этапы работы над сочинением
2
Итоговое сочинение 2025: тематические направления, основные
требования, критерии оценки
3
Композиционная организация сочинения. Виды вступлений
4
Требования к написанию основной части сочинения. Аргументация
5
Типы и структура аргументов. Трудности при написании
заключительной части сочинения
6
Раздел № 1. Комментарий к разделу 1. Подбор аргументов
7
Раздел № 1. Комментарий к разделу 1. Подбор аргументов
8
Раздел № 2. Комментарий к разделу 2. Подбор аргументов
9
Раздел № 2. Комментарий к разделу 2. Подбор аргументов
10
Раздел № 3. Комментарий к разделу 3. Подбор аргументов
11
Практикум. Пишем итоговое сочинение
12
Анализ итоговых сочинений
13-14 Сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Текст на ЕГЭ по русскому языку. Основные требования к
сочинению, критерии оценки
15
Проблема текста: типы проблем, способы выявления.
16
Практикум. Анализ текста
17-18 Комментарий к проблеме: типы информации в тесте, способы
отсылки к тексту
19
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.
Введение цитат в текст сочинения.
20-21 Практикум. Комментарий к проблеме
22
Отражение позиции автора исходного текста. Авторская позиция в

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
2
1
2
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

художественном тексте
Авторская позиция в публицистическом тексте
Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции
Практикум. Отражение позиции автора исходного текста
Отношение к позиции автора исходного текста. Виды аргументов
Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации
Практикум. Отношение к позиции автора исходного текста
Композиция сочинения. Основные средства связи между
предложениями в тексте
Виды и формы вступления. Виды заключения
Речевое оформление сочинения. Типы ошибок
Практикум. Редактирование сочинений
Практикум. Пишем сочинение в формате ЕГЭ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Е.С.Симакова. ЕГЭ. Итоговое сочинение на "отлично" перед единым государственным
экзаменом. М.: АСТ,2025
2. А.В.Драбкина. Допуск к ЕГЭ 2026. Итоговое сочинение по литературе. М.: ИнтеллектЦентр,2026
3. О.Н.Беляева, Н.Д.Тыранов. Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык
2024. Проблема, позиции, комментарии. М.: Феникс,2024
4. Е.В.Амелина. Итоговое выпускное сочинение. М.: Феникс,2024
5. Л.Д.Беднарская. Учимся писать сочинения. Учебно-методическое пособие. М.: Флинта, 2019.
6. О.С.Андреева. ЕГЭ по русскому языку: как научиться писать сочинение (шпаргалка по
изящной словесности) : метод. Пособие. М.: Флинта, 2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».