МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Текст. Основы редактирования»
для обучающихся 10 класса
Екатеринбург 2025 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Текст. Основы редактирования» обеспечивает
понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и
совершенствование речевой культуры. Программа расширяет знания учащихся, а также
включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для
определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих
работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических
материалов, эпистолярного жанра. Программа ориентирована на формирование умений
правильной, точной, богатой, выразительной речи, формирование практических умений и
навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием
языковых средств в речи (тексте).
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по русскому языку,
завершить формирование умений работать с текстом; совершенствовать умения
оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их
связи с конкретными темами сочинений и заданиями.
Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа
(1 час в неделю).
Содержание курса
Введение
из видов (приемов)
Редактирование как один
работы
совершенствование.
Совершенствование написанного. Приемы правки черновика.
Особенности редактирования текстов разных стилей.
Текст и контекст.
Синонимия (лексическая и грамматическая).
над
текстом,
его
Как строится текст
Текст как результат речевой деятельности.
Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста;
тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин).
Типы речи.
Стили речи.
Абзац. Сложное синтаксическое целое.
Текст как смысловое и структурное единство.
Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.
Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое
строение зачинов.
Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического
оформления концовки (средства завершенности).
Средства межфразовых связей.
Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов,
синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).
Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия.
Числительные. Союзы. Частицы.
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой
связи.
Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический
параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и
восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в
организации текста. Роль сложных предложений в тексте.
Логические ошибки и способы их устранения.
Композиционные ошибки (нарушение последовательности, неудачное начало или
концовка текста, отсутствие вывода в рассуждении).
Грамматические (морфологические) ошибки и их
устранение
Нарушение согласования. Нарушение управления.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
Ошибки в построении сложного предложения.
Ошибки в предложениях с косвенной речью.
Нарушение границ предложения.
Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени
прилагательного и наречия.
Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности.
Неудачный порядок слов.
Неумелое цитирование.
Бедность и однообразие синтаксического строя текста.
Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не
соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).
Лексические ошибки
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).
Нарушение лексической сочетаемости.
Неоправданное повторение одного и того же слова.
Употребление просторечных слов в литературной речи.
Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и
эмоционально-оценочных слов.
Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).
Приемы устранения ошибок
Использование словарей, справочников в процессе редактирования текста.
Приемы устранения в тексте неоправданных повторов (замена слов, усложнение
синтаксического строя речи).
Лингвостилистический анализ текста.
Этические ошибки. Фактические ошибки
Практическая работа с текстами художественного и публицистического
стилей
Планируемые результаты освоения курса «Текст. Основы редактирования»
I. Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных
действий:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать
эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
II. Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская
идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности
и
психологического
комфорта,
информационной
безопасности.
III. Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
создавать письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную
мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее
в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Тематическое планирование курса
«Текст. Основы редактирования»
10 класс
34 часа
№
занятия
Тема
Введение
1.
2.
3.
4.
5.
6,7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом.
Совершенствование написанного.
Литературное редактирование как часть общего редактирования.
Органическая связь литературного редактирования с практической
стилистикой и лингвистикой текста.
Особенности редактирования текстов разных стилей. Текст и подтекст.
Синонимия лексическая и грамматическая
Как сроится текст
Текст как единица синтаксиса и связной речи. Текст как результат
речевой деятельности.
Основные признаки текста (смысловая цельность, связность текста, тема,
основная мысль).
Практическая работа с текстами для сочинений.
Типы речи.
Стили речи.
Абзац. Сложное синтаксическое целое. Текст как смысловое и
структурное единство.
Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной
связью. Виды межфразовых связей.
Роль первого предложения (зачина) в тексте. Заключительная часть
(концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления
концовки.
Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование
«однотематической» лексики.
Синонимическая замена как средство устранения неоправданного повтора
слов. Лексико-грамматические средства межфразовых связей.
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство
межфразовой связи.
Синтаксические средства межфразовых связей. Синтаксический
параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей.
Средства межфразовых связей и стиль текста. Логические ошибки и
способы их устранения.
Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение
последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие
вывода в тексте – рассуждении)
Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в организации
текста. Прием синонимической замены как способ правки текста.
Использование канцеляризмов и штампов.
Кол-во
часов
3
1
1
1
17
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31,32.
33.
34.
Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки и их
устранение
Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушение согласования,
нарушение управления.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами.
Ошибки в построении сложного предложения.
Ошибки в предложениях с косвенной речью.
Нарушение границ предложения.
Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы
спряжения глагола. Употребление краткой формы прилагательного
вместо полной.
Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени
прилагательного и наречия.
Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности (слова себя,
свой).
Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов,
причастий. Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности
текста.
Редактирование текстов.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Неудачный
порядок слов.
Неумелое цитирование. Бедность и однообразие синтаксического строя
текста. Работа с текстом. Употребление слов, их сочетаний и
синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической
характеристике текста (стилистические ошибки).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 2016
2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение,
1917
3. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М:
АРКТИ, 2000 5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.
9-11кл. – М.:ДРОФА, 2012
6. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? -М., 2016
7. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.-М., 2015
8. В.В. Маслов, Ю.Л. Бондарцова Русский язык. Анализ текста. М.: Просвещение,
2019
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1