Рабочая программа Индивидуальный проект 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов

г. Екатеринбург 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Программа предназначена для учащихся 10 классов. Согласно ФГОС среднего
общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму
деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской,
социальной,
художественно- творческой, иной) в соответствии с требованиями к проектноисследовательским работам (Приложение №1).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской
деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных
задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух
лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен
быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного
проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта,
практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким
компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный
поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной
части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с
поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации
ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме
проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном
виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность
общественно полезного характера. Третий этап работы включает защиту работы,
анализ результатов защиты самоанализ.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные
технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное
исследование, проблемно -поисковые технологии, творческие проекты).

1

Цели задачи курса
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий
для развития личности обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под
проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу,
выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору,
освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта
проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого
знания из информационного поля;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и
результативности решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления
Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,
экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном
социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к
построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
2

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
3

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
2) структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;
3) навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы,
доказывать ее актуальность;
4

4) умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной
работы;
5) выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
6) определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
7) работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,
грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять
библиографический список по проблеме;
8) выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности
адекватные задачам исследования;
9) оформлять
теоретические
и
экспериментальные
результаты
исследовательской и проектной работы;
10) рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
11) наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
12) описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
13) проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
14) проводить измерения с помощью различных приборов;
15) выполнять письменные инструкции правил безопасности;
16) оформлять результаты исследования с помощью описания фактов,
составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
Обучающийся научится:
-планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя
оборудование, модели, методы и приемы, адекватные проблеме;
-формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы;
-выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и
исследовательской работе;
-распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании
полученных результатов;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок;
-подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать
основные методы и приемы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
-оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые сроки
выполнения проекта или работы;
-находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
-работать с литературой, выделять главное;
-оформлять результаты своего исследования или отчет о выполнении проекта;
-подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе
(проекту) для защиты на школьной конференции;
-грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы
и аргументировать ответы;
-вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
5

Обучающийся получит возможность научиться:
-владению понятийным аппаратом проектно-исследовательской
деятельности;
-применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
-реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать
гипотезу, ставить цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала,
используя предложенные или известные методики проведения работ, оценивать
полученные результаты с точки зрения поставленной цели, используя различные
способы и методы обработки;
-грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы
сайтов Internet;
-соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчета о
выполнении проекта;
-иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и
современные информационные технологии;
-осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
-·прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно
и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев
оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
-адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
-адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
-адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке
собственных целей;
-подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе
(проекту) для выступлений на научно-практической конференции;
-подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для
публикации;
-выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать
собственное речевое поведение.
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями:
абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция,
закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект
исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория,
факт, эксперимент.

6

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная
культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и
технология проектной деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование
темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии
безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и
исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и
исследовательских работ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ,
проектов, исследовательских работ.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так
и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция
и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение
от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его
структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат,
аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании
индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые
процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет
календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых
работах.Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с
научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные
словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.
Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных
исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц,
рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов
Раздел
3.
Оформление
промежуточных
результатов
проектной
деятельности, управление завершением проектов
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ.
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых
работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Промежуточный анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с
учетом рекомендаций.
7

Применение информационных технологий в исследовании и проектной
деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных.
Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная
литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов,
ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной
работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых
работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии
контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки
продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта:
электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов
проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки
монологической
речи.
Аргументирующая
речь.
Умение
отвечать
на
незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность.
Подготовка авторского доклада.
Раздел 4. Защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов.
Оценка индивидуального прогресса проектантов.
Раздел 5. Рефлексия проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления
проектов.
Формы контроля за результатами освоения программы.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации
обучающегося и отзыва руководителя.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за
выполнением проекта путем предзащиты идеи, цели, задач и планируемых
результатов.
Форма итоговой аттестации – зачет. В качестве формы итоговой отчетности в
конце изучения курса проводится процедура публичной защиты обучающимися
индивидуальных итоговых проектных работ.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной
деятельности:
 независимой (незаинтересованной) экспертизы (антиплагиат)
 независимой комиссии образовательной организации.
 *Обучающиеся представившие свои проектные работы на учебноисследовательских конференциях на уровне муниципалитета и выше имеют право
пройти процедуру итоговой аттестации на особых условиях: выступление на
муниципальном уровне по желанию обучающегося приравнивается к защите
итогового проекта на оценку «отлично»
Защита индивидуальных проектных работ предусматривает публичные
выступления участников по результатам собственной проектной деятельности,
выбранной направленности по следующим предметным областям:
 математика, информатика (проекты в области математики и ИТтехнологий, математического моделирования, алгоритмов информатики, языков
8

программирования, создания собственных программных продуктов, информационные
и телекоммуникационные технологии);
 физика и астрономия (проекты в области физики, астрономии,
радиоэкологии, атомной энергетики, нанотехнологий и энергетики);
 химия и пищевые технологии (теоретическая химия, химические
технологии в производстве, аналитическая химия, органический синтез, прикладные
разработки в области пищевых технологий);
 науки о Земле (физическая и экономическая география, геология,
петрография, минералогия, палеонтология);
 экология (экологический мониторинг, экологическое моделирование,
исследование больших и малых экосистем, био- и агроценоз);
 биология (общая биология, биологическое моделирование, зоология,
ботаника, микробиология, сельское и лесное хозяйство, биотехнологии);
 медицина (анатомия и физиология человека, медицинские технологии,
антропология, валеология);
 история (отечественная история различных периодов, история зарубежных
стран, историческое моделирование, археология, работа с архивами, историография,
краеведение);
 обществознание (проекты в области философских систем, политология,
дипломатия);
 литература (отечественная и зарубежная литература);
 лингвистика (проекты в области филологии, языковедения);
 культурология (мировая художественная культура, различные отрасли
искусствоведения, история культуры, современное искусство, этническая культура);
 психология, педагогика (проектные работы в области психоанализа,
социальной и возрастной психологии, педагогики);
 экономика, социология (менеджмент управленческих систем и механизмов,
экономического моделирования, социологии, социального моделирования и
мониторинга, общественных инициатив, рекламы и связи с общественностью).
В каждом предметной области работы могут быть выполнены по следующим
направлениям и проектной деятельности: исследовательское; инженерное;
прикладное; бизнес-проектирование; информационное; социальное; игровое;
творческое.
Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает
экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и
обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и
имеющие опыт защиты проектов на других конференциях.
Проектная работа должна состоять из трёх частей:
1. Текстовая часть проектной работы
2. Продукт проектной деятельности
3. Презентация проектной работы
Регламент выступления должен предусматривать 5-7 минут публичной защиты
работы и дискуссию до 5 минут. В дискуссии могут принимать участие все
присутствующие.
9

Формами продукта проектной деятельности являются:
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских
экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы, фоторепортажи с комментариями,
стендовые отчеты и т.д.
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др
Требования к защите проекта
Процедура защиты проводится в устной форме с обязательной демонстрацией
фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 7 минут, количество
слайдов в презентации – не более 20. Обучающийся раскрывает актуальность,
поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы
комиссии.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской,
презентации учащегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки итогового индивидуального проекта
9.1. Карта оценивания индивидуального проекта
№

1
2
3

4
5
6
7
8
9

Диапазон
оценивания
Общая логика изложения, структура текста работы
Аннотация /паспорт проекта
0-3
Общая структура работы
0-3
Логика изложения, согласованность структурных элементов
0-3
работы
Основное содержание работы
Постановка целей, задач проекта. Определение конечного
0-3
продукта
Материалы и методы проектной деятельности
0-3
Описание результатов
0-3
Оценка собственных достижений автора
Использование современных научных данных, знаний вне
0-3
школьной программы
Объективная новизна работы, знакомство с современным
0-3
состоянием проблемы
Степень самостоятельности при выполнении работы,
0-3
субъективная новизна (антиплагиат не менее 70%).
Критерий

10

10
11
12
13
14
15

16
17
18

19

Качество представления исследования:
Компетентность при защите, общая эрудиция
Четкая формулировка цели, задач, актуальности (соответствие
теме и виду работы)
Корректность использования методов
Логика последовательности выполнения работы (решение
поставленных задач)
Четкая формулировка выводов, результатов (достигнута ли
цель)
Четкое представление о направлении дальнейшего развития
работы
Компетентность при защите и ответы на вопросы (четкость,
ясность, лаконичность, убедительность, владение
информацией)
Уровень знакомства с современным состоянием проблемы,
эрудиция
Степень самостоятельности при выполнении работы
Грамотность речи, корректность использования специальной
терминологии при защите работы и в презентации
Качество материалов работы
Дизайн: единый стиль оформления, эффективность
использования анимационных эффектов, корректность
использования цветовой палитры
Максимальное количество баллов

0-3
0-2
0-2
0-2
0-2
0-2

0-2
0-2
0-2

0-4

50

Расшифровка критерий оценивания
№
1

Критерий

Расшифровка критерия

Актуальность работы, оценка собственных достижений автора
Указаны возможные области применения результатов и
возможные направления продолжения проектирования.
Указаны возможные области применения результатов или
возможные направления продолжения проектирования.
Научное и практическое значение не указано.
Из текста ясно, какие знания или факты положены в основу
проекта и какие новые знания (методы, продукты) намерен
получить автор. Текст содержит явные ответы на вопросы: что
было известно до выполнения работы? Что было сделано
Субъективная
самостоятельно? Что было сделано в совместной деятельности (с
новизна
руководителем, соавтором, родителями и т.д.)?
Из текста ясно, какие знания или факты положены в основу
проекта и какие новые знания (методы, продукты) намерен
получить автор.
Научное и
практическое
значение
результатов
работы

11

Объективная
новизна

2

Из текста не ясно являются полученные результаты итогом
изучения
работ
других
авторов
или
результатом
самостоятельного открытия.
Получены объективно новые результаты (результат может быть
опубликован в научном журнале или представлен на УИК).
Охарактеризовано отношение данной работы и предыдущих
проектных разработок и/или исследований по той же проблеме
(указана аналогичная работа и отличие ее от данной работы;
указано, продолжением какой работы является данный проект;
указаны работы, которые выступили в качестве прототипа).
Охарактеризовано отношение данной работы и предыдущих
проектов по той же проблеме (указана аналогичная работа и
отличие ее от данной работы; указано, продолжением какой
работы является данный проект; указаны работы, которые
выступили в качестве прототипа).
Характеристика новизны отсутствует.

Эрудированность автора в рассматриваемой области
Явно указано, какие результаты и научные факты используются
в работе, приведены соответствующие ссылки.
Из текста работы ясно, какие известные результаты и научные
факты используются. Ссылки отсутствуют.
Из текста работы не ясно, на какие известные результаты и
научные факты опирается автор.
Для характеристики современного состояния проблемы автор
Знакомство с ссылается на результаты международных исследований; на
современным работы российского, регионального уровня.
состоянием Для характеристики современного состояния проблемы автор
проблемы
использует работы местного значения, не имеющие статус
публикаций
Характеристика современного состояния проблемы отсутствует
Используются знания, явно выходящие за рамки школьной
Использовани программы.
е знаний вне Используются знания школьной программы, выходящие за
школьной
рамки программы класса, в котором обучается автор работы.
программы Не используются знания, выходящие за рамки программы
класса, в котором обучается автор работы.
Логика изложения, общая структура работы
Цель согласована с исследуемой проблемой, задачи соотносятся
Логика
изложения, с целью, материалы адекватны поставленным задачам,
согласованнос результаты соответствуют сформулированным задачам
ть
Цель сформулирована как процесс (недостижима), но не имеется
структурных явных рассогласований с описанной проблемой.
элементов
Задачи частично соответствуют целям и соотнесены с
работы
результатами.
Использовани
е известных
результатов и
научных
фактов в
работе

3

12

4

Дано подробное описание всех полученных результатов, не
соотнесенное с сформулированными задачами.
Имеется рассогласование структурных элементов проектной
деятельности.
Полно представляют работу и структурированы в соответствии с
требованиями к оформлению работы.
Аннотация и Неполно отражают проделанную работу, при этом обязательно
паспорт
содержат: цель, характеристику полученных результатов, вклад
проекта
автора, три значимых источника из библиографического списка.
Не отражают сущность проделанной работы или выполнены с
грубыми нарушениями требований к оформлению работы.
Работа содержит все необходимые разделы (введение, основное
содержание, заключение, список литературы, приложение, если
необходимо), и её содержание структурировано в соответствии с
этими разделами согласно требованиям к оформлению
Текст работы Работа чётко структурирована, обязательно содержит раздел
«Список литературы». Изложение не соответствует требованиям
к оформлению работ .
В работе отсутствуют отдельные разделы. Содержание не
структурировано.
Основное содержание работы
Исследовательский
вопрос
сформулирован
в
форме
противоречия или дефицита средств деятельности.
Постановка
Цель сформулирована в проверяемой форме и соответствует
исследователь
поставленному вопросу.
ского вопроса,
Обозначено отсутствие необходимых знаний для автора.
цели
Цель сформулирована как процесс (недостижима), но не имеется
проектной
явных рассогласований с поставленным вопросом.
деятельности
Вопрос не сформулирован. Цель не соотносится с заявленной
проблемой.
Применяемые методы, процедуры, способы исследования и
проектирования, а также материалы описаны со ссылками на
источник и авторство или стоимость и производителя.
Материалы и
Методы соответствуют заявленным задачам.
методы
Применяемые методы, процедуры, способы исследования и
проектной
проектирования, а также материалы описаны без ссылок на
деятельности
источник и авторство или стоимость и производителя. Методы
частично соответствуют заявленным задачам.
Отсутствует описание используемых методов.
Результаты сформулированы в тезисной форме.
Описание
Результаты сформулированы в описательной форме, с нечеткой
результатов логической структурой.
Результаты не сформулированы.

13

9.3. Составляющие оценки индивидуального проекта:
- Процесс работы над проектом (сформированность познавательных,
регулятивных УУД, способность к осуществлению деятельности необходимой для
работы над проектом)
- Оформление проекта и его защита
Работы, выполненные на повышенном уровне рекомендованы, и могут быть
представлены на ежегодной школьной научно-практической конференции,
открытых научно-практических конференциях различного уровня.
Составляющие оценки индивидуального проекта: Процесс работы над
проектом (сформированность познавательных, регулятивных УУД, способность к
осуществлению деятельности необходимой для работы над проектом) и
оформление проекта и его защита
Перевод баллов в отметку:
Базовый уровень: отметка «удовлетворительно» - 25-34 баллов
Повышенный уровень: отметка «хорошо» -35-44 баллов; отметка «отлично» 45-50 баллов
Приложение 1
Требования к структуре текстовой части проектной работы
1.Титульный лист (первая страница) содержит следующие атрибуты: название
образовательного учреждения, в котором была выполнена работа (краткое по Уставу),
направление, название работы, сведения об авторе и руководителях, личные подписи
автора и руководителя, название района, в котором проходит мероприятие, год.
2.Введение включает следующие:
Актуальность темы работы (почему важно исследовать эту тему, чем она
значима сейчас; желательны ссылки на авторитетные работы, на мнение экспертов);
Постановка и формулировка проблемы (в чем выражается какое-либо
противоречие, обозначается отсутствие каких-либо знаний и одновременно
потребность в них);
Объект исследования;
Предмет исследования;
Цель (то, что предполагается получить по окончании работы). Цель должна быть
одна, а также проверяема и конечна, поэтому в качестве цели не может быть заявлен
процесс, который развивается бесконечно (изучение, анализ, рассмотрение, поиск и
т.п.);
Задачи основные задачи отражают последовательность достижения цели; под
задачами понимается то, что необходимо сделать, чтобы достичь намеченной цели
(сопоставить, измерить, сравнить, оценить и т.д.);
Гипотеза исследования (предположение) – гипотеза исследования предполагает,
что в случае каких-либо действий, событий, изменения условий и т.д. произойдут
какие-либо изменения или будет получен какой-то результат; рекомендовано начинать
формулировку гипотезы со слов «Мы считаем»;
14

Основные этапы работы, организация
Методы и методики (те способы деятельности, которыми Вы пользовались,
чтобы разрешить поставленные задачи);
Степень изученности темы исследования в работах других авторов;
Новизна исследования
Теоретическая значимость
Практическая значимость;
Характеристика основных источников информации
3.Основная часть раскрывает основное содержание, она разделена на
отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста
(разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно
лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из
которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. В конце каждой
структурной части основного текста (т.е. раздела/главы/параграфа) автором работы
должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не
оформляется, кроме расположения - он находится в последнем абзаце текста.
4.Заключение включает следующие:
результаты (подробное описание всех полученных результатов, которые
соответствуют поставленным выше задачам; по каждой задаче должны быть получены
один или несколько результатов);
выводы, которые содержат краткие формулировки основных полученных
результатов (соответствуют количеству задач), содержат описание возможности
продолжения исследования;
возможная область применения (если есть): приводятся интересные следствия
результатов работы, указываются области их применения.
5.Список литературы содержит только те источники, на которые есть ссылки в
тексте работы. При заимствовании материала для работы из различного рода печатных
или интернет источников необходимо приводить ссылки на данные источники с
внесением их в список использованной литературы.
6.Приложения должны быть пронумерованы в соответствии со ссылками в
тексте работы.
Требования к структуре демонстрационной презентации проектной работы
1. титульный лист
2. актуальность работы
3. цель
4. задачи
5. материалы и методы проектной деятельности
6. тезисы основной части
7. результаты
8. выводы
9. возможная область применения (если есть)
10. список литературы
Требования к оформлению текстовой части проектной работы
Страница: формат A4;
15

Поля: верх - 2 см, низ - 2,5 см, слева - 2,5 см, справа - 1 см;
Шрифт кегль 14, гарнитура Times New Roman;
Межстрочный интервал 1,5.
выравнивание текста «по ширине».
Количество страниц 10-25, включая титульный лист и приложения.
Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор.
•Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации.
•Содержание/Оглавление – это вторая страница работы. Здесь последовательно
приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы
начинаются. В содержании/оглавлении все названия глав и параграфов должны быть
приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы.
Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого
заголовка (введение, название главы, пара¬граф, список литературы, приложения)
указывается страница, с ко-торой начинается изложение содержания этого текста в
работе без слова «стр»/«страница». Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы
– арабскими.
•Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их
последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается со
2 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом
углу нижнего поля страницы. Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей
нумерации.
•Каждый новый раздел работы (план, введение, раздел/глава, заключение,
литература, приложения) должны начинаться с новой страницы. Параграфы
продолжают текст после 1 строки пробела.
•После названия темы, подраздела, главы, параграфа (и таблицы, рисунка тоже)
точка не ставится. В тексте заголовки печатаются прописными, параграфы –
строчными буквами. Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен
пяти знакам (или 1-1,5 см). В заголовках не допускается разрыв слова. После каждого
заголовка должна быть пропущено одна строка.
•Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены сносками
об источниках, включая страницу. Это требование распространяется и на оформление
таблиц, диаграмм, карт, графиков, рисунков. Сноски допускаются внизу листа. При
авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных (Составлено
по ...). Источники ссылок и сносок располагать в конце работы.
•Количество источников информации для работы не менее пяти. Отдельным
(нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга.
Таким образом, один сборник может оказаться упоминаемым в списке литературы и 2,
и 3 раза, если вы использовали в работе 2-3 статьи разных авторов из одного сборника.
Оформление сносок к проектной работе и списка литературы к проектной
работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей
цифрами или звездочками) или с опорой на список литературы (после цитаты в
скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая
страница).
16

Все источники имеющие прямое или косвенное отношение к исследовательской
работе располагаются в алфавитном порядке и нумеруется.
Включает в себя ссылки на: газеты, журналы, книги, ресурсы Интернет. В список
включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые
использовались для работы над исследовательской работой.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название
источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Фамилию
автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо
приводить полностью в именительном падеже. Для статей указываются инициалы
автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном
порядке: Конституции, Кодексы, Законы, Указы Президента, Постановление
Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на
русском языке., тоже с соблюдением алфавитного порядка.
ПРИМЕР
Государственные стандарты и сборники документов
1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы:
Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства
РФ. - 2004. - N 34. - Ст. 3158
Учебники и учебные пособия
3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е.
А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова - Киев: НАУ, 2003. - 245 с.
Книги с одним автором
4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон,
практика / Г. В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 268 с.
Книги одного, двух, трех и более авторов
5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и
развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.
Статья из газеты или журнала
6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и
практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.
Статья из энциклопедии или словаря
7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
Электронные ресурсы
9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта.
Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web. URL: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan (дата
обращения: 12.05.2021, режим доступа свободный (по подписке, платно и т.д))
17

10.Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
Электронный ресурс URL: ссылка (дата обращения: 12.05.2021, режим доступа
свободный (по подписке, платно и т.д))
Зарубежные источники
12. Tajrean Rahman. Environmental justice starts at home // The Harvard Gazette April
19, 2019. Электронный ресурс URL:https://news.harvard.edu/gazette/story/newsplus/envir.
(дата обращения 01.02.2021, режим доступа по подписке).
Календарно-тематическое планирование курса «Индивидуальный проект»
10 класс
№
урок
а

Наименование раздела, темы

Индивидуальные проект и их роль в практической деятельности человека.
1. Основные понятия дисциплины: «индивидуальный проект», «проектная
деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Входной контроль
Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная.
2.
Практическая работа № 1: Подбор информации по теме исследования
Аспект, гипотеза, ключевое слово, концепция, обзор, объект и предмет
исследования, принцип, проблема. Практическая работа № 2: Выработка
3.
гипотезы, концепции исследования, определение объекта, предмета и цели
исследования, постановка задач
Определение содержания, введения и заключения по работе. Практическая
4.
работа № 3: Разработка содержания проектной работы по заданной теме
Методология и технология проектной деятельности. Основные технологические
5.
подходы. Практическая работа № 4: Выбор методов исследования по работе
Этапы исследовательского процесса. Особенности монопроекта и
6. межпредметного проекта. Тема и проблема проекта. Выбор темы. Подготовка
плана
Критерии оценивания проектов и исследовательских работ. Практическая
7.
работа № 6: подготовка презентации и выступления к защите проектов
Рекомендации по написанию и оформлению работ. Графические материалы
проекта: виды, технология, требования к оформлению. Практическая работа
8.
№ 7: Подготовка графических материалов к разработке по заданной
тематике
9. Структура проектов и исследовательских работ
Методы эмпирического исследования. Практическая работа № 8: Проведение
10.
эмпирического исследования по заданной тематике
Методы теоретического исследования. Практическая работа № 9: Проведение
11.
теоретического исследования по заданной тематике
Практическая работа № 10: Переработка текста других работ для
12.
использования в исследовании
18

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Планирование исследовательской работы: логика действий, календарный
график проекта
Практическая работа № 11: Работа с научной литературой
Методика работы в архивах, музеях. Практическая работа № 12: Сбор и
систематизация материалов
Опытно-экспериментальная деятельность. Обработка полученного материала.
Плагиат
Аннотация, тезисы по теме исследования. Практическая работа № 13:
Составление аннотации по заданной работе
Работа над тезаурусом. Работа с понятийным материалом. Практическая
работа № 14: Подготовка тезисов для выступления по заданной работе
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов. Практическая работа № 15:
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
Практическая работа № 16: Снятие коммуникативных барьеров при
публичной защите результатов проекта
Практическая работа № 17: Применение программ-эмуляторов для
проведения эксперимента исследования
Практическая работа № 18: Разработка программ проведения
исследования с помощью интегрированной среды разработки Visual Studio
Применение информационных технологий в исследовании. Применение Excell
для обработки больших объемов текстов и числовых данных
Компьютерная обработка данных исследования
Библиография, справочная литература, каталоги
Способы и формы представления данных. Практическая работа №19:
Подготовка данных для презентации и доклада с использованием
нескольких форм представления
Архив проекта: составление архива, электронный вариант
Практическая работа № 20: Составление архива проекта
Защита проектов исследовательских работ. Типичные ошибки в проектах.
Практическая работа № 21: Защита подготовленного проекта (предзащита)
Экспертиза проектов. Доклад и презентация к проекту. Практическая работа
№22: Подготовка и представление доклада и презентации к проекту
Практическая работа № 23: Проведение экспертизы заданных проектов
Готовность к выступлению. Дисскусия. Практическая работа №24:
Выступление нескольких оппонентов по заданной теме. Обсуждение
выступлений в форме дискуссии
Навыки монологической речи. Аргуменирующая речь
Разработка рецензий. Подготовка рецензий к проекту. Практическая работа №
25: Подготовка рецензий к проекту
Итоговый контроль в рамках промежуточной аттестации. Защита своих
проектов. Рефлексия проектной деятельности

19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 г. N 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности», [Электронный ресурс].
Брыкова О.В., Т.В. Громова.
Проектная деятельность в учебном
процессе/М.: Библиотека «Первого сентября», серия «Управление школой»,
2016

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».