МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Введение в безопасность жизнедеятельности»
для обучающихся 5-7 классов
Екатеринбург 2025 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Введение в безопасность жизнедеятельности» разработана на
основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности», требований к результатам освоения программы основного общего
образования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, федеральной рабочей программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного
поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
В программе элективного курса «Введение в безопасность жизнедеятельности»
содержание структурно представлено в виде блоков и модулей, что обеспечивает
непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и
преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ
В
Элективный курс «Введение в безопасность жизнедеятельности» является
системообразующим, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения
предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку
и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в
области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных
предметов. Научной базой является общая теория безопасности, исходя из которой он
должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем
безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему
обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для
обучающихся построение адекватной модели индивидуального безопасного поведения в
повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
Курс направлен на обеспечение формирования базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений
распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации,
решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных
ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и
морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной
социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техносоциальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий
профилактического характера в сфере безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения элективного курса на уровне основного общего образования
является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на
основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин,
механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и
приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности,
общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение элективного курса «Введение в безопасность» предусматривается в течение
трех лет, в 5–7 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение отводится 102 часа, из них
по 34 часа в каждом классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально
значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению;
осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил
экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности;
принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к
окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения элективного курса должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества
в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить
и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных
ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и
возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения курса «Введение в безопасность», его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и
средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на
улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют
связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения элективного курса,
должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их
смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои
взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно
выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные
презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение
действиями.
универсальными
учебными
регулятивными
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи
с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за
принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе
новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку
свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ
культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и
следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий,
которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений,
приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности,
общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении
базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности,
общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового
образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых
видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания
в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной
защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую
помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных
кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах
различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и
принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных
условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования
обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов
освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Содержание элективного курса
5 КЛАСС
Модуль № 1 «Культура
современном обществе»:
безопасности
жизнедеятельности
в
цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и
чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их
опасности;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой
помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания
первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и
правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за
ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения
при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий
при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности
участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и
правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных
транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств
передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сигвеи и т. п.), правила
безопасного использования мототранспорта (мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в
общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового
пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах,
порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и
предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными,
порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для
снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному
автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и
неподготовленных местах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека
в полынье.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для
человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты
от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при
угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм
оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы
психологической поддержки пострадавшего.
6 КЛАСС
Модуль № 1 «Здоровье и как его сохранить»:
Здоровье и факторы, влияющие на него. Что такое здоровье и здоровый образ
жизни. Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое
здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья. Как
сохранить здоровье. Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья.
Правильная и неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом.
Близорукость и дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота,
выносливость). Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и
закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные
вещества, углеводы — необходимые элементы, требующиеся для развития организма.
Личная гигиена. Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор
одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день. Предупреждение вредных
привычек. Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное
отношение к приёму наркотических и токсикоманических веществ. Основные правила
здорового образа жизни. Здоровье и правила его сбережения Факторы, способствующие
сбережению здоровья. Правильное и неправильное питание. Закаливание организма.
Факторы, разрушающие здоровье. Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес.
Профилактика вредных привычек. Вред от употребления алкогольных напитков, табака,
наркотиков. Игромания. Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой
зависимости. Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие
и здоровье человека. Физические, химические и социальные антропогенные факторы
окружающей среды. Экологическая безопасность. Правила личной гигиены при занятиях
туризмом. Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе.
Соблюдение правил личной гигиены в походе. Туризм как часть комплекса ГТО.
Модуль № 2 «Безопасность в природной среде»:
Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях. Как
погодные условия могут влиять на безопасность человека. Ветер. Гроза. Молния.
Правила поведения при грозе. Гололёд и гололедица. Безопасное поведение на водоёмах.
Правила поведения на замёрзшем водоёме. Безопасность при купании в водоёмах летом.
Стихийные бедствия и связанные с ними опасности. Землетрясение. Наводнение. Ураган.
Сель. Оползень. Правила поведения во время стихийных бедствий. Безопасное
поведение на природе Безопасное поведение в туристских походах. Основные меры
безопасности в туристских походах. Если турист отстал от группы. Виды туристских
походов. Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы. Как
ориентироваться на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по
природным признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения
сторон горизонта по компасу, небесным светилам и карте. Подготовка к проведению
туристского похода. Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности.
Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в
зависимости от вида похода. Приметы, по которым можно определить погоду. Как
развести костёр при разной погоде. Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров.
Если в лесу вас застигла гроза. Признаки приближающейся грозы. Правильное
размещение в укрытии во время грозы. Правила безопасного поведения в различных
видах походов Советы на всю жизнь. Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий
турист. Техника движения по равнинной и пересечённой местности. Устройство бивака.
Лыжные походы. Особенности снаряжения. Организация движения. Горные походы.
Организация движения при подъёме и спуске. Водные походы. Способы и средства
самопомощи и взаимопомощи в водных походах. Плавучие средства. Общий распорядок
ходового дня. Правила действия во время аварии судна. Безопасное поведение при
автономном существовании Поведение человека в условиях автономного существования
в природной среде. Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при
автономном существовании. Добровольная и вынужденная автономия человека в
природной среде. Характерные особенности добровольного и вынужденного
существования в природе. Организация ночлега при автономном существовании.
Сооружение временного жилища. Добывание огня с помощью различных предметов. Как
добыть питьё и пищу в условиях автономии. Растения, грибы, орехи, которые можно
употреблять в пищу. Очистка и обеззараживание воды. Как подать сигналы бедствия.
Различные средства аварийной сигнализации. Опасные встречи в природных условиях
Безопасность при встрече с дикими животными. Правила поведения при встрече с
дикими животными (лосем, кабаном, волком, медведем и др.). Безопасность при встрече
со змеёй. Защита от комаров, мошки и других насекомых. Профилактика клещевого
энцефалита. Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики, места и время передачи,
последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела.
Модуль № 3 «Основы медицинских знаний»:
Первая помощь в природных условиях. Народные средства первой помощи.
Средства для остановки кровотечения, от кашля, от воспаления. Первая помощь при
травматических повреждениях. Первая помощь при травме конечностей, при
повреждении глаз и носа. Иммобилизация при травме конечностей. Первая помощь при
солнечном и тепловом ударе. Первая помощь при переохлаждении,
отморожении и ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего
7 КЛАСС
Модуль № 1 «Безопасность в социуме»:
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг
(травля));
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в
экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и
формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности)
и способов противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с
подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми
людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе
кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике
современных молодёжных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных
манипуляциях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту (аврийные ситуации, пожары)»:
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные
сообщения;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе
правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира,
водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том
числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на
транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе
вызванного террористическим актом.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного
характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных
местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе
при захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного
характера.
Модуль № 5 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;
объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном
месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или
опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе
при захвате и освобождении заложников.
Модуль № 6 «Безопасность в природной среде»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии
для устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных
ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического
происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров
(лесные, торфяные, степные);
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной среде,
учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими
животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и
растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 7 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок,
режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического
благополучия);
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний»:
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Модуль "Культура безопасности
жизнедеятельности в современном
обществе"
2
2
Модуль "Безопасность в быту"
7
3
Модуль "Безопасность на транспорте"
7
4
Модуль "Безопасность в общественных
местах"
7
5
Модуль "Безопасность в природной
среде"
4
6
Модуль "Здоровье и как его сохранить.
Основы медицинских знаний"
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Цель и основные понятия предмета
ОБЖ
1
2
Правила поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях
1
3
Основные опасности в быту.
Предупреждение бытовых
отравлений
1
4
Предупреждение бытовых травм
1
5
Безопасная эксплуатация бытовых
приборов и мест общего
пользования
1
6
Пожарная безопасность в быту
1
7
Предупреждение ситуаций
криминального характера
1
8
9
Предупреждение ситуаций
криминального характера.
Безопасные действия при авариях на
коммунальных системах
1
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac5d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac746
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac8c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacc82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacdf4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacf84
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ead51a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ead68c
жизнеобеспечения.
10
Безопасность на транспорте.
Правила дорожного движения.
1
11
Безопасность пешехода.
1
12
Безопасность пешехода.
13
14
Модуль3. Безопасность на
транспорте. Безопасность
пассажира.
Модуль3. Безопасность на
транспорте. Безопасность
пассажира.
1
1
1
15
Модуль3. Безопасность на
транспорте. Безопасность водителя.
1
16
Модуль3. Безопасность на
транспорте. Безопасность водителя.
1
17
18
Модуль 4. Безопасность в
общественных местах. Основные
опасности в общественных местах.
Модуль 4. Безопасность в
общественных местах. Основные
опасности в общественных местах.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaefa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf946
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb038c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb06f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0a76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0d96
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
Модуль 4. Безопасность
в общественных местах.
Безопасные действия при
19
возникновении массовых
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
беспорядков.
20
21
22
23
24
25
26
Безопасные действия при
возникновении массовых
беспорядков.
Пожарная безопасность в
общественных местах.
Пожарная безопасность в
общественных местах.
Безопасные действия в ситуациях
криминогенного и
антиобщественного характера.
Правила безопасного поведения на
природе.
Безопасные действия при
автономном существовании в
природной среде.
Безопасные действия при
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb279a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2c0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2d94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3384
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacc82
1
1
Библиотека ЦОК
автономном существовании в
природной среде.
27
28
29
30
31
32
33
Безопасное поведение на водоёмах.
Основы медицинских
знаний. Общие представления о
здоровье.
Основы медицинских
знаний. Предупреждение и защита
от инфекционных заболеваний.
Основы медицинских
знаний. Предупреждение и защита
от неинфекционных заболеваний.
Основы медицинских
знаний. Первая помощь и
самопомощь при неотложных
состояниях.
Основы медицинских
знаний. Первая помощь и
самопомощь при неотложных
состояниях.
Основы медицинских
знаний. Первая помощь и
самопомощь при неотложных
https://m.edsoo.ru/f5eb37ee
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3ca8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3f82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4568
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4842
состояниях.
34
Основы медицинских
знаний. Первая помощь и
самопомощь при неотложных
состояниях.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
1
34
https://m.edsoo.ru/f5eb6192
0
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Модуль «Здоровье и как его сохранить»
6
2
Модуль «Безопасность в природной
среде»
22
3
Модуль «Основы медицинских знаний»
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Факторы, способствующие
сбережению здоровья.
1
2
Факторы, разрушающие здоровье
1
3
Профилактика вредных привычек.
1
4
Как избежать отрицательного
воздействия окружающей среды на
развитие и здоровье человека
1
5
Правила личной гигиены при
занятиях туризмом.
1
6
Туризм как часть комплекса ГТО
1
7
Безопасное поведение в туристских
походах.
1
8
Виды туристских походов.
1
9
Как ориентироваться на местности.
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf946
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafef0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafd42
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0210
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
10
Как ориентироваться на местности.
1
11
Подготовка к проведению
туристского похода.
1
12
Приметы, по которым можно
определить погоду
1
13
Как развести костёр при разной
погоде.
1
14
Если в лесу вас застигла гроза
1
15
Советы на всю жизнь.
1
16
Лыжные походы.
1
17
Горные походы.
1
18
Водные походы. Способы и средства
самопомощи и взаимопомощи в
водных походах
1
19
Поведение человека в условиях
автономного существования в
природной среде.
1
20
Добровольная и вынужденная
автономия человека в природной
среде.
1
21
Организация ночлега при автономном
существовании.
1
22
Как добыть питьё и пищу в условиях
автономии.
1
23
Как подать сигналы бедствия
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1ac0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb209c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb222c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb23a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3078
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb350a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb367c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3ca8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb425c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb40ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4568
24
Как подать сигналы бедствия
1
25
Безопасность при встрече с дикими
животными
1
26
Безопасность при встрече со змеёй.
1
27
Защита от комаров, мошки и других
насекомых
1
28
Профилактика клещевого энцефалита.
1
29
Народные средства первой помощи
1
30
Первая помощь при травматических
повреждениях
1
31
Первая помощь при травматических
повреждениях.
1
32
Первая помощь при травматических
повреждениях
1
33
Первая помощь при солнечном и
тепловом ударе.
1
34
Первая помощь при переохлаждении,
отморожении и ожоге
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4842
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4d4c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6192
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb644e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb65c0
0
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
1
Безопасность в
социуме
2
Безопасность в
быту
(аврийные
ситуации,
пожары)
3
Безопасность
на транспорте
4
5
6
7
8
Безопасность в
общественных
местах
Основы
противодейств
ия
экстремизму и
терроризму
Безопасность в
природной
среде
Здоровье и как
его сохранить.
Основы
медицинских
знаний
Основы
медицинских
знаний
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
Количество часов
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
4
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
Библиотека ЦОК
3
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
Библиотека ЦОК
2
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
Библиотека ЦОК
2
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
Библиотека ЦОК
6
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
Библиотека ЦОК
9
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
Библиотека ЦОК
4
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
Библиотека ЦОК
4
34
https://m.edsoo.ru/7f41b
590
0
0
ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
Все
го
1
Стресс и
стрессовые
ситуации
2
Как снизить
влияние стресса
на поведение и
общее
состояние
человека.
1
3
Конфликтособенности
общения.
1
4
Безопасность в
социальных
сетях.
5
Пожарная
безопасность в
помещениях.
6
Электробезопас
ность в
повседневной
жизни.
1
7
Средства
бытовой химии.
1
8
9
10
Ситуации,
связанные с
железнодорожно
м транспортом.
Безопасность в
метрополитене.
Как избежать
встречи с
Контроль
ные
работы
Практиче
ские
работы
Дата
изуче
ния
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5e
ac5d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
ac746
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
ac8c2
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5e
acc82
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5e
acdf4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
acf84
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5ead51a
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/f
5ead68c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
преступником.
5eaefa0
Как избежать
встречи с
наркоторговцем.
Библиотека ЦОК
Как государство
борется с
терроризмом.
Особенности
современного
терроризма.
Виды
современной
террористическо
й деятельности.
Телефонные
террористы.
Как не стать
пособником
террористов.
Формирование
антитеррористич
еского
поведения.
Классификация
чрезвычайных
ситуаций
природного
характера.
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения.
Землетрясение.
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения.
1
https://m.edsoo.ru/f
5eaf78e
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eaf946
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb038c
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb06f2
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb0a76
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb0d96
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb14e4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb1da4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5e
b279a
Оползни .
Обвалы.
21
22
23
24
25
26
Чрезвычайные
ситуации
метеорологическ
ого
происхождения.
Чрезвычайные
ситуации
гидрологическог
о
происхождения.
Защита
населения от
чрезвычайных
ситуаций
геологического
происхождения.
Защита
населения от
чрезвычайных
ситуаций
метеорологическ
ого и
гидрологическог
о
происхождения.
Степные,
тростниковые,
лесные и
торфяные
пожары.
Защита
населения от
лесных и
торфяных
пожаров.
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5e
b2c0e
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5e
b2d94
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb3384
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eacc82
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb37ee
Библиотека ЦОК
27
Эпидемии.
1
28
Эпизоотии.
1
https://m.edsoo.ru/f
5eb3ca8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb3f82
29
30
31
32
33
34
Эпифитотии.
Защита
населения от
чрезвычайных
ситуаций
биологосоциального
происхождения.
Первая помощь
при
электротравме.
Первая помощь
при
кровотечении.
Первая помощь
при ушибах и
переломах.
Транспортировка
пострадавших в
медицинское
учреждение.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb4568
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb46da
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb4842
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
5eb6192
1
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5 – 9 классы; рабочая программа: предметная линия учебников по
редакцией С.Н. Егорова – М.: Просвещение, 2021 г.
2. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов «Основы безопасности
жизнедеятельности. Учебник 6 класс. Допущен Министерством просвещения Российской
Федерации». М.: Просвещение, 2021 г.
3. В. Поляков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, В.В.Марков «Основы безопасности
жизнедеятельности. Учебник 6 класс. Рекомендовано Министерством образования и
науки Российской Федерации». М.: Дрофа, 2018 г.
4. Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова.
Основы безопасности жизнедеятельности : методическое пособие для учителя к
завершённой предметной линии учебников под редакцией С. Н. Егорова «Основы
безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 6
класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс», «Основы безопасности
жизнедеятельности. 8 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» . Москва : Просвещение, 2022.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://media.prosv.ru/ - Медиатека https://lecta.ru/uchitelyu - Электронные учебники
https://videouroki.net/ - Видеоуроки в интернет - сайт для учителей https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа https://infourok.ru/ - Официальный сайт ООО «Инфоурок» курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей https://www.youtube.com/ тематические видео, презентации
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Мультимедийный компьютер, интерактивная панель, многофункциональное устройство
(принтер, копир, сканер), документ камера, аудиовизуальные пособия, стенды, плакаты
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Средства индивидуальной защиты, перевязочные материалы, компас, тренажёры, имитатор.