.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Психология и выбор профессии»
9 класс
Екатеринбург 2025
Пояснительная записка
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей
и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с
обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы
лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит
профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи,
элементы проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с
учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации
учебного процесса. Уроки сгруппированы в два самостоятельных, но логически
связанных блока (модуля).
Главная цель – формирование психологической готовности подростка к
профессиональной карьере, осуществление профессиональной ориентации
школьников с учетом интересов, профессиональных предпочтений и типа
личности, формирование у учащихся коммуникативной, информационной и
социально-трудовой компетентностей, являющихся основой для самостоятельной
деятельности будущих выпускников в процессе трудоустройства.
Задачи курса:
- формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном
потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
- знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и
способами получения профессии.сновной принцип — через работу с материалом
психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием
внутреннего мира каждого конкретного ученика — к самопознанию и
личностному развитию.
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии»
рассчитана на 17 учебных часов.
Планируемые результаты освоения
элективного курса «Психология и выбор профессии»
В результате обучения у учащихся должны быть сформированы: правила
выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие
об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором
профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение
творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни
человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о
сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о
предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с
требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и
мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и
трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях
по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных
формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о
путях получения профессионального образования.Программа учебного курса
Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:
лекционный метод передачи знаний, психодиагностические процедуры для
исследования личностных особенностей, методы творческого самовыражения в
рисунках, письменных работах, методы социально-психологического тренинга,
психологические игры, методы психологической саморегуляции.
Содержание элективного курса «Психология и выбор профессии»
9 класс
В программу «Психология и выбор профессии» для девятого класса входят 2
основных раздела:
1 раздел. Что я знаю о своих возможностях
Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства
нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных
типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие
конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие
мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление.
Внимание. Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень
внутренней свободы. Психологические особенности людей. Психологический
кроссворд.
2 раздел. Что я знаю о профессиях
Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е.
А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда,
предмет труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе
профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
Поурочное планирование
9 класс
№
Тема урока
п/
п
1 Самооценка и уровень притязаний.
2 Темперамент и профессия. Определение темперамента
Количество
часов
1
1
3 Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4 Что такое стресс.
5 Определения типа мышления.
6 Внимание и память.
7 Уровень внутренней свободы.
8 Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»
9 Ошибки в выборе профессии
10 Классификации профессий. Признаки профессии.
11 Формула профессии. Профессия, специальность, должность.
12 Определение типа будущей профессии.
13 Интересы и склонности в выборе профессии.
14 Определение профессионального типа личности.
15 Профессионально важные качества
16 Профессия и здоровье.
17 Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для
психологов и педагогов, Москва 2005 год.
2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся
3.Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.,
2005.
4. Речицкий В.И. Профессия — изобретатель. М., 2018.
5.Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.
6.Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 2019.
7.Самопознание и выбор профессии / И.А. Волошина и др. М., 2010
8.Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера. Дидактический материал по курсу
(Книга для учителя). М. ,2000.