МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Азбука общения»
для обучающихся 5 классов
г. Екатеринбург 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука общения» разработана на основе
программы «Психологическая азбука» (авторская программа Аржакаевой Т.А.,
Вачкова В.И., Поповой А.Х.).
В основе содержания программы — знакомство детей с основными
психологическими понятиями, тренировка элементарных умений и навыков
рефлексии.
Главная цель — развитие личности ребенка, в частности развитие его
самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые
определяются возрастными возможностями и требованиями «психологической
безопасности».
Основной принцип — через работу с материалом психологии как науки и с
психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого
конкретного ученика — к самопознанию и личностному развитию. Целью
реализации программы элективного курса «Азбука общения» является развитие
социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при
переходе в среднее звено, формирование и развитие универсальных учебных
действий, развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего
мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам.
Задачи реализации программы:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить
интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению
собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Способствовать успешной адаптации подростков в средней школе.
Рабочая программа элективного курса «Азбука общения» рассчитана на 17
учебных часа (0.5 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения элективного курса «Азбука
общения»
Личностные результаты:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах
возрастных
компетенций
с
учетом
региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и
учителями;
- научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля
учебной деятельности;
- адекватно воспринимать оценки учителей;
- уметь распознавать чувства других людей;
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
- уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны
других;
-учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
- формулировать свое собственное мнение и позицию;
- учиться толерантному отношению к другому человеку.
Предметные результаты
- осознавать собственную полезность и ценность, основные способы
психологического взаимодействия между людьми, приемы повышения
собственной самооценки, свое место в мире и обществе;
- уметь работать в группе, в коллективе, получать удовольствие от
процесса познания, преодолевать возникающие в школе трудности,
психологически справляться с неудачами, осознавать и контролировать свое
психологическое и эмоциональное состояние, взаимодействовать с
учителем и сверстниками, адекватно анализировать собственные проблемы;
-применять полученные знания для адекватного осознания причин
возникающих у ребенка проблем и путей их решения, полученный опыт для
самореализации и самовыражения в разных видах деятельности.
Содержание элективного курса «Азбука общения»
5 класс
В программу «Азбука общения» для пятого класса входят два модуля
«Азбука общения» и «Тропинка к своему Я» и четыре раздела:
1 раздел. Я теперь пятиклассник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них
мир, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую
социальную позицию школьника.
2 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие
эмоции, осознавать их значение и смысл.
3 раздел. Введение в мир психологии. Цель – раскрыть перед детьми
сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме
реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира –
психического мира каждого человека.
4 раздел. Темперамент и характер. Этот раздел способствует изучению
учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
Тематическое планирование элективного курса «Азбука общения»
№
п/п
Разделы
Количество
часов
Я теперь пятиклассник (вхождение в новую роль)
4
1
2
Я и мои эмоции
13
3
Введение в мир психологии
7
4
Темперамент и характер
10
34
Всего
Поурочное планирование
5 класс
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
МОДУЛЬ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
1
Знакомство
1
2
Знакомство продолжается
1
3
Здравствуй, пятый класс!
1
4
Что значит быть школьником?
1
5
Зачем человеку занятия психологией?
1
6
Вербализация содержания школьной тревожности
1
7
Разрядка школьной тревожности
1
8
Как избавиться от страхов
1
9
Что такое эмоции?
1
10
Какие бывают эмоции?
1
11
Конкурс чувствоведов. Что я знаю о своих эмоциях.
1
12
Чувства бывают разные.
1
13
Королевство внутреннего мира. Сказка о волшебных
зеркалах
1
14
Конфликты в общении.
1
15
Способы разрешения конфликтов
1
16
Что такое темперамент? Типы темперамента
1
17
Подведение итогов работы за год. Праздник успеха
1
МОДУЛЬ «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
Нужно ли человеку взрослеть. Взросление и отношения с
18
окружающими.
1
19 Мое взросление.
1
20 Я повзрослел. У меня появилась агрессия.
1
21 Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?
1
22 Конструктивное реагирование на агрессию.
1
23
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и
детьми.
1
24 Учимся договариваться.
1
25 Учимся доверять.
1
26
Зачем человеку нужна уверенность в себе? Источники
уверенности в себе.
1
27
Какого человека мы называем неуверенным в себе? Я
становлюсь увереннее.
1
28 Уверенность и самоуважение.
1
29 Уверенность и уважение к другим.
1
30
Уверенность в себе и милосердие. Уверенность в себе и
непокорность.
1
31 Что такое конфликт? Способы поведения в конфликте.
1
Конструктивное разрешение конфликтов. Готовность к
решению конфликта.
1
32
33 Что такое ценности?
1
34 Ценности и жизненный путь человека.
1
Итого:
34