МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Дом, в котором я живу»
для обучающихся 6-7 классов
Екатеринбург 2025 год
1
Пояснительная записка
Программа элективного курса по социальному направлению «Дом, в
котором я живу» разработана на основе Примерной программы элективного
курса В.А. Горского. Программа по элективному курсу разработана в рамках
социального направления в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта основного общего образования. Программа
обучения рассчитана на школьников 6-7 классов. В ее основе развитие
личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным
понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует
развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историкокультурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Данный курс призван помочь учителю создать условия для развития
информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только
расширяет знания учащихся о своем крае, помогает ощутить свою связь с
прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными
навыками исследовательской и проектной работы с использованием
информационных
технологий
по
темам:
«Открытия
русских
путешественников», «Рельеф суши», «Реки», «Климат», «Вода на Земле»,
«Человек и природа» «WORD», «EXEL», «Pauer Point» «Интернет». Таким
образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем
активизации познавательных способностей учащихся и реализации их
устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к
природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического
и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и
традициях своего народа;
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому
наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к
людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и
чувствам;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Основные направления элективного курса - изучение истории и
природных богатств родного края.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
2
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная
работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с
документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными
носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Описание место элективного курса в учебном плане
Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах,
индивидуальная работа. Занятия проводятся в учебное время в учебном
кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение
экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми,
реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках,
книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником
нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Часы выделяются
на теорию и практику в соотношении 30% на 70%.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами, формируемыми в элективном курсе «Дом, в
котом я живу», являются:
- 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных6 ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметными результатами, формируемыми в элективном курсе «Дом,
в котором я живу», являются:
- 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметными результатами освоения программы элективного курса
являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира,
их необходимости для решения современных практических задач человечества
и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального природопользования;
2)
формирование
первичных
компетенций
использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
мире и адекватной ориентации в нём;
3) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
4)овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
5) формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
5
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
6) формирование представлений об особенностях деятельности людей
ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые
результаты и показатели достижения освоения
элективного курса
Уровень результатов первого уровня обучения (приобретение
школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни): знает историю и географию своего края; понятие
краеведение
Уровень
результатов
второго
уровня
обучения (формирование
позитивныхотношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом): понимает ценностные отношения школьника
к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей Родины.
Уровень результатов третьего уровня обучения (приобретение
школьником опыта самостоятельного социального действия): самостоятельно
делает интервью, анкетирование, взаимодействует с одноклассниками и
взрослыми, посещает культурно-образовательные учреждения, собирает и
обрабатывает историко-географическую краеведческую информацию.
Показатели достижения освоения курса элективного курса определяются
через диагностирование, анкетирование, тестирование (Приложения)
Содержание курса элективного курса
6 класс
Раздел I.: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник
информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники
краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Раздел II: Мой край на карте Родины (5 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символ
России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край,
область, регион. Территория и географическое положение Свердловской
области. Знакомство с картой района, границы, история образования.
Символика области. Город, в котором живем. Понятие «город».
Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и
предания. Знакомство с символикой Екатеринбурга.
Раздел III.: Моя улица. (1 ч)
6
Урок-экскурсия по улицам города Екатеринбург. Учащиеся знакомятся с
названием улицы, расположением домов. Исторические объекты,
мемориальные доски.
Раздел IV. : Природа нашего края. (12 ч)
Полезные ископаемые Свердловской области. Речная сеть области, реки. Озера,
их происхождение. Климатическая область расположения района.
Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость,
влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира
природного комплекса нашей природной зоны. Лекарственные и комнатные
растения. Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные.
Роль животных в жизни человека. Топонимы - отражение прошлого и
природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее
значимых топонимов. Легенды и предания. Природные ресурсы края, их
использовании и значении для промышленности края и страны.
Раздел V. Города Свердловской области (15 ч.)
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством городов Свердловской
области, предприятиями, их история. Экологические проблемы региона и
своего края. История образования, промышленность, достопримечательности г.
Каменск-Уральский.
История
образования,
промышленность,
достопримечательности г. Нижний Тагил. Оформление и защита творческих
работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
7 класс
Раздел I. Мой район (2 часа). Академический район. История создания района.
Раздел II Природа родного края (29 часов). Растения родного края. Мир
насекомых. Виды, места обитания. Обитатели вод. Общие признаки рыб.
Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки. Животный мир.
Общие понятия. Численность животного мира нашего края (много, мало);
животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных,
которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. Законы об охране
природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по
охране природы. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством
городов Екатеринбурга, предприятиями, их история.
Раздел II. Итоговое занятие (3 часа). Оформление альбома-презентации.
Оформление и защита творческих работ. Отчёт о работе
Всего: 68 часов
Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности
6 класс (34 часа)
Тема\раздел
Основные
деятельности
виды Всего Теори
часо
я
Практик
а
в
Раздел I.
2
2
7
Введение.
1.Краеведение- наука о
родном крае.
2.Природа – наш второй
дом
Раздел 2: Мой край на
карте Родины
3.Россия - Родина моя.
4.Символ России – берёза.
5.Екатеринбург– частица
России. Символика
области.
6.Город, в котором живем
7.Исторические корни
нашей области. Легенды и
предания.
Раздел 3: Моя улица
8.Экскурсия по улицам
города Екатеринбург
Раздел 4: Природа
нашего края
9.Полезные ископаемые
Свердловской области.
Исследовательская
работа в сети
Интернет. Подбор
материалов и
составление
иллюстрированного
словарика
Рисование. Работа с
Энциклопедическим
и словарями
1
1
5
Составление
иллюстрированного
словарика.
Выполнение
тестовых заданий
Рисование.
Оформление
выставки рисунков
Сбор информации
для призентации.
Работа в интернете
Подготовка
иллюстративных
материалов для
компьютерной
презентации
Исследовательская
работа в сети
Интернет. Подбор
материалов и
составление
иллюстрированного
словарика
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Готовят отчёт по
экскурсии. Ведут
дневник наблюдений.
11
Просмотр
кинофильмов о
3
1
10
1
8
10.Что дает наш край
стране.
промышленности и
полезных
ископаемых.
Подготовка
компьютерных
презентаций.
Экскурсия в
краеведческий музей.
1
11.Климат. Сезонные
изменения погоды.
Работа в сети
Интернет.
Проектирование и
изготовление
«календаря погоды
Екатеринбурга».
1
12.Реки и озера.
Создание
художественной
галереи «Озера и
реки в искусстве».
Оформление альбома
«Родные растения»
1
Экскурсия на учебноопытный участок
станции юных
натуралистов
Экскурсия на учебноопытный участок
станции юных
натуралистов
Дидактическая игра с
загадками,
рисунками, листьями
деревьев и
кустарника «С какого
дерева лист?»
Написание
экологической сказки
1
13.Растительный мир
родного края
14.Культурные растения
(садовые деревья,
кустарники, травянистые
растения) нашего региона.
15.Лекарственные
растения нашего края.
16.Викторина «Что это за
листья?»
17.Игры, загадки,
пословицы, поговорки о
деревьях, кустарниках,
растениях.
18.Животный мир родного Экскурсия в
края
березовую рощу
Оформление альбома
1
1
1
1
1
9
«Родные животные»
19.Игры, загадки,
пословицы, поговорки о
животных.
Раздел 5: Города
Свердловской области
20.Географические
названия населенных
пунктов нашей местности.
21.Народные промыслы
края
22.Достопримечательност
и Свердловской области.
23. Музеи Свердловской
области
24. Географическое
расположение.
Топонимика родного края.
25. История
возникновения г.
Прокопьевск.
26.Достопримечательност
и г. Каменск-Уральский.
27.Промышленность г.
Каменск-Уральский
Игра-драматизация
«Сказка зимнего
леса».
1
15
Практикумы в
библиотеке, работа с
документами.
Сбор информации
для призентации.
Работа в интернете
Подбор
интересующей темы
исследования из
большого
разнообразия тем
Сбор информации
для призентации.
Работа в интернете.
Виртуальная
экскурсия в
краеведческий музей
Коллективнотворческая работа с
картой
г.Екатеринбург
Практикумы в
библиотеке, работа с
документами.
Сюжетно-ролевая
игра «Один день из
жизни юных
путешественников».
Конкурс эрудитов.
Работа с
Энциклопедическим
и словарями, с
подшивками
георграфических и
технических
3
12
1
1
1
1
1
1
1
1
10
журналов
28. Виртуальная экскурсия Готовят отчёт по
в г. Каменск-Уральский
экскурсии. Ведут
дневник наблюдений
29. История создания г.
Практикумы в
Нижний Тагил.
библиотеке, работа с
документами.
30. Природа г. Нижний
Самостоятельная
Тагил.
работа в сети
Интернет.
Ознакомление с
компьютерными
версиями маршрутов
освоения земли.
31.
Достопримечательности и
промышленность г.
Нижний Тагил
1
1
1
Сюжетно-ролевая
игра «Один день из
жизни юных
путешественников».
32. Виртуальная экскурсия Готовят отчёт по
в г. Нижний Тагил
экскурсии. Ведут
дневник наблюдений
33. Исследовательский
Обсуждение и выбор
проект. Разработка
тем исследования,
исследовательских
актуализация
проектов
проблемы. Работа
над актуальностью
выбранной
проблемы.
34. Оформление и защита Выставка работ,
творческих работ.
фотографий
Итого:
1
1
1
1
34
6
28
Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности
7 класс (34 часа)
Тема\раздел
Основные виды Всего
деятельности
Раздел I
МОЙ РАЙОН.
1. Академический
Практика
часов
2
Просмотр
Теория
1
1
1
11
район. Вводное занятие
2.История создания
района
Раздел II
ПРИРОДА РОДНОГО
КРАЯ
3.Заповедные места
Екатеринбурга.
4.Растения родного
края. Экскурсия в
природу
5.Растения родного
края. Экскурсия в
природу
6.Растения родного
края, занесённые в
Красную книгу.
Просмотр презентации
7.Зелёный мир вокруг
нас. Викторина
8.Мир насекомых.
Виды, места обитания
9.«Кто важней?»
Викторина-игра «спор
насекомых
10.Обитатели вод.
Общие признаки рыб
11.Рыбы, обитающие в
документального
фильма о
Академическом
районе.
Практикумы в
библиотеке,
работа с
документами
1
30
7
23
экскурсия
1
Прогулка
по
березовой роще.
Сбор гербарных
образцов.
Сбор
информации для
призентации.
Работа
в
интернете.
Сбор
информации для
призентации.
Работа в
интернете
Выполнение
индивидуальных
заданий в группе
Сбор
информации для
призентации.
Работа
в
интернете
Выполнение
индивидуальных
заданий в группе
Сбор
информации для
призентации.
Работа в
интернете
Сбор
1
1
1
1
1
1
1
1
12
реке Исеть
информации для
призентации.
Работа
в
интернете
12.Охрана рыбных
Сбор
богатств
информации для
призентации.
Работа в
интернете
13.Викторина «Золотая Выполнение
рыбка
индивидуальных
заданий в группе
14.Обитатели
Сбор
воздушного
информации для
пространства. Птицы их призентации.
признаки
Работа
в
интернете
15.Птицы нашего края
Сбор
информации для
призентации.
Работа
в
интернете
16.Наблюдение за
Готовят отчёт по
птицами. Экскурсия в
экскурсии.
природу
Ведут дневник
фенологических
наблюдений
17.Наблюдение за
Готовят отчёт по
птицами. Экскурсия в
экскурсии.
природу
Ведут дневник
фенологических
наблюдений
18.Птицы родного края, Сбор
занесённые в Красную
информации для
книгу. Просмотр
призентации.
презентации
Работа
в
интернете
19. Охрана птиц.
Сбор
Сооружение и
информации для
установка
призентации.
скворечников,
Работа
в
кормушек
интернете
20. Охрана птиц.
Сбор
Сооружение и
информации для
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
установка
скворечников,
кормушек
21. Игра «Птичий час».
призентации.
Работа в и
нтернете
Выполнение
индивидуальных
заданий в группе
22. Животный мир.
Сбор
Общие понятия
информации для
призентации.
Работа в
интернете
23. Звери, обитающие
Сбор
на территории нашего
информации для
района
призентации.
Работа в
интернете
24. Охраняемые виды
Сбор
животных родного края информации для
призентации.
Работа в
интернете
25. «В мире животных». Сбор
Викторина
информации для
призентации.
Работа
в
интернете
26. Конкурс рисунков
Выполнение
«Природа родного
индивидуальных
края»
заданий в группе
27 Экскурсия в
Готовят отчёт по
Верхнюю Пышму
экскурсии.
Ведут дневник
фенологических
наблюдений
28. Виртуальная
Готовят отчёт по
экскурсия
экскурсии.
Ведут дневник
фенологических
наблюдений
29.
Готовят отчёт по
Достопримечательности экскурсии.
Верхней Пышмы
Ведут дневник
фенологических
наблюдений
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
30.История Верхней
Пышмы
Готовят отчёт по
экскурсии.
Ведут дневник
фенологических
наблюдений
31.Заключительное
Подготовка
к
занятие по теме: «Мой
итоговому
район. Природа родного открытому
края»
мероприятию.
Раздел II.
Итоговое занятие.
32. Оформление
Творческая
альбома-презентации
работа,
оформление
альбома
33.Оформление и
Выставка работ,
защита творческих
фотографий
работ.
34.Отчёт о работе.
Проведение
открытого
мероприятия для
учащихся школы
“ Мой родной
город –
Екатеринбург”
ИТОГО:
1
1
3
3
1
1
1
34
8
28
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Список литературы для учителя
1. Даринский, А.В., Краеведение. [Текст]:учебное пособие для преподавателей /
А.В. Даринский. - М.: Просвещение, 2017. – 245 с..
2 Горбова, М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения.
[Текст]:учебное пособие для преподавателей / М.А. Горбова. - М.: Глобус,
2017. – 140 с..
15
16