МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16
Рабочая программа
элективного курса
«Решение нестандартных задач по химии»
для обучающихся 10 классов
г. Екатеринбург
2025 г.
1
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит
восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения заданий разных
типов в органической химии и начать целенаправленную подготовку к сдаче
итогового экзамена по химии.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как
это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более
глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться
химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с
систематическим использованием решения различных задач. В школьной
программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру
урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и
может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме
процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо
без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний,
развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти
учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение
задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между
явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить
логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать
задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления
учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их
химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи,
использование в условии задачи сведений практического характера.
Структура занятия включает следующие формы работы: проверочные и
самостоятельные работы в тестовой форме, составление тестовых заданий
учащимися, составление алгоритмов задач, составление и защита авторских
задач и цепочек превращения.
Главным назначением данного курса является:
- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем
мотивации к изучению химии;
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение
использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических
знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков
работы с литературой.
2
Цель курса:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся
по разделам органической химии; формирование навыков решения задач по
химии различных типов.
Задачи:
1. Совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их
решения в органической химии.
2. Решение расчетных задач повышенной сложности.
3. Формирование навыков исследовательской деятельности.
4. Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их
получения путем самообразования.
5. Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
КУРСА
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО
Личностные результаты
Личностные результаты освоения курса отражают сформированность
опыта познавательной и практической деятельности обучающихся в процессе
реализации образовательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей,
уважения к закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных
проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических
экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и
аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию
отечественной химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического
приложения химии, осознания того, что данные науки есть результат
длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков,
постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
3
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиций нравственных и правовых норм и с учётом осознания последствий
поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни,
необходимости ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту,
повседневной жизни, в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной
компетентности
в
учебно-исследовательской
деятельности, общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории
образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных планов
с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и
потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе как источнику
существования жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения
вопросов рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной
среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры,
4
опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться
ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности
и умения активно противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в
формировании рационального научного мышления, создании целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в
познании природных закономерностей и решении проблем сохранения
природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации:
в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы
материальной культуры, в решении глобальных проблем устойчивого развития
человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической
безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и
экологически комфортной жизни каждого члена общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов
познания, используемых в естественных науках, способности использовать
получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и
происходящих в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на
основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных
выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для
решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию, исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и
самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в
соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы курса на уровне
среднего общего образования включают:
значимые
для
формирования
мировоззрения
обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания,
используемых в естественных науках (материя, вещество, энергия, явление,
процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
5
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности
и социальной компетенции обучающихся;
способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в
познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными
учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать её всесторонне;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления:
выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь,
использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и
явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических
реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми
явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять в процессе познания используемые в химии символические
(знаковые) модели, преобразовывать модельные представления – химический
знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции –
при решении учебных познавательных и практических задач, применять
названные модельные представления для выявления характерных признаков
изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических
реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания
и основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения
ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом
6
процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать
обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования,
составлять обоснованный отчёт о проделанной работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной
деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов
познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научнопопулярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы
Интернета), анализировать информацию различных видов и форм
представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и
отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач
определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий и различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические)
знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать знаково-символические средства наглядности.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Решение нестандартных задач по химии»
Введение. (1 час)
Введение. Общие требования к решению химических задач.
Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Особенности решения задач и составления химических уравнений в
органической химии.
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа)
Основные положения теории химического строения. Составление
гомологов, изомеров, структурных формул по названиям веществ. Принципы
построения названий органических веществ
Тема 2. Углеводороды. (11 часов)
Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола;
качественные реакции, изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение
7
на основе свойств. Вычисление количества изомеров, нахождение формул
веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и
решение генетических цепочек разных видов.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов)
Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов,
альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на
химические свойства веществ. Вычисление количества изомеров, нахождение
формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания.
Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 4. Органические вещества клетки. (3 часа)
Жиры, углеводы, сложные эфиры, белки. Вычисление количества
изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или
продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных
видов.
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа)
Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Решение задач на
вывод формулы вещества. Решение генетических цепочек.
Тема 6. Полимеры. (1 час)
Высокомолекулярные органические соединения. Составление реакций
полимеризации. Решение задач по уравнениям химической реакции для
полимеров.
Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии.
(3 часа)
Решение экспериментальных задач на распознавание веществ в
органической химии. Проведение практической работы с применением знаний
качественных реакций в органической химии и методов качественного анализа.
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа)
Решение заданий повышенного уровня из материалов Единого
Государственного Экзамена. Разбор наиболее сложных вопросов. Повторение
алгоритмов решения задач (подготовка к зачету).
Итоговое занятие (1 час)
Итоговые зачеты по полугодиям. Составление и защита авторских задач,
цепочек превращения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Колво
часов
В том числе
Формы работы
8
1
2
3
Введение.
Теория строения
органических соединений.
Углеводороды.
3
Лекция с элементами межпредметных связей
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения.
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения, решение и составление
генетических цепочек
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения, решение и составление
генетических цепочек
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения, решение и составление
генетических цепочек
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения, решение и составление
генетических цепочек
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения.
Практическая работа.
2
Решение задач ЕГЭ и олимпиадных заданий.
1
2
11
4
Кислородсодержащие
органические соединения.
6
5
Органические вещества
клетки.
3
6
Азотсодержащие
органические соединения.
4
7
Полимеры.
1
Решение
экспериментальных задач
по органической химии
9 Решение задач повышенной
сложности.
10 Итоговые занятия.
8
1
- Зачет.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
1
Тема занятия
Введение. Общие требования к решению задач по химии.
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
1
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа)
2
3
4
5
6
7
Решение заданий по основным положениям теории
строения органических соединений.
Решение заданий по основным положениям теории
строения органических соединений.
Тема 2. Углеводороды. (11 часов)
1
Составление цепочек превращения с использованием
алканов.
Составление и решение цепочек превращения для алкенов.
1
Решение задач на вывод молекулярной формулы по
известным массовым долям для алканов и алкенов.
Решение задач на вывод молекулярной формулы по
продуктам сгорания для алканов и алкенов.
1
1
1
1
9
8
Составление и решение цепочек превращения для алкинов.
1
9
Решение
задач
по
химическим
уравнениям
с
использованием алкинов.
Составление и решение цепочек превращения для
алкадиенов.
Составление и решение цепочек превращения для бензола.
1
Задачи на определение объемной доли, мольной доли
компонентов газовой смеси углеводородов.
Решение задач по химическим уравнениям, если одно из
исходных веществ дано в избытке.
Зачет по теме «Углеводороды»
(1-е полугодие)
1
10
11
12
13
14
1
1
1
1
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов)
15
Составление и решение цепочек превращения для спиртов.
1
16
Решение задач на вывод формулы спиртов.
1
17
Составление и решение цепочек превращения для
1
альдегидов и кетонов.
Составление и решение цепочек превращения для
1
карбоновых кислот.
Составление и решение цепочек превращения для сложных
1
эфиров
Генетическая связь без- и кислородосодержащих
1
органических соединений.
Тема 4. Органические вещества клетки.(3 часа)
18
19
20
21
22
23
Составление и решение цепочек превращения для жиров.
Превращение жиров в организме человека.
Составление и решение цепочек превращения для
углеводов. Превращение углеводов в организме человека.
Решение задач на пищевые растворы.
1
1
1
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа)
24
Составление и решение цепочек превращения для аминов.
1
25
Составление и решение цепочек превращения для
аминокислот.
Задачи на разделение смесей на примере азотосодержащих
органических соединений.
Составление и решение переходов алкан - белок
1
26
27
1
1
Тема 6. Полимеры. (1 час)
28
1
Решение задач на образование и разрушение полимеров.
Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии. (3 часа)
29
Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Углеводороды».
Решение экспериментальных задач по теме «Производные
30
1
1
10
31
углеводородов».
1
Решение экспериментальных задач по теме «Белки. Жиры.
Углеводы».
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа)
32
Решение заданий из материалов ЕГЭ.
1
33
Решение заданий из материалов ЕГЭ.
1
34
Зачёт по курсу «Трудные вопросы в органической химии».
1
Итого: 34 часа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учителя:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей
технического профиля, учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2025.
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2025
11