Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МАОУ СОШ №16 обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся совместно с другими учениками в одном классе.
Количественные показатели реализации ФГОС НОО и ОООдетей с ОВЗ
Наименование
показателя |
2021-2022 |
2022-2023 |
2023-2024 |
Общее количество детей в школе |
2472 |
2523 |
2379 |
Общее количество детей с ОВЗ |
40 |
49 |
64 |
Количество детей с
ОВЗ на уровне НОО Из них: |
22 |
29 |
40 |
1 класс |
5 |
4 |
5 |
2 класс |
6 |
10 |
9 |
3 класс |
4 |
8 |
15 |
4 класс |
7 |
7 |
11 |
Количество детей с
ОВЗ на уровне ООО Из них: |
18 |
20 |
24 |
5 класс |
7 |
7 |
8 |
6 класс |
4 |
6 |
7 |
7 класс |
2 |
3 |
4 |
8 класс |
3 |
2 |
3 |
9 класс |
2 |
2 |
2 |
Специально оборудованные учебные кабинеты
Учебные помещения – 62 шт. (6303,2 кв.м)
Из них: классные учебные кабинеты – 40 шт.
В том числе специальные кабинеты - 6 шт. (химия, физика, биология)
Мастерские с размещением половины классы - 4 шт. (технология)
Компьютерный класс – 4 шт. (размещение 16 обучающихся)
Мобильный класс – 1 шт.
Кабинет иностранного языка – 7 шт. (размещение 15 обучающихся)
Компьютерная лингвистическая лаборатория – 1 шт.
Библиотечно-информационный центр – 1 шт. (читальный зал, открытый книжный фонд, закрытый книжный фонд).
Кабинет логопеда - 1
Кабинет психолога - 2
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе для проведения практических занятий функционируют кабинеты, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям. Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями ФГОС. Кабинеты укомплектованы мебелью: регулируемые столы со стульями ученические, шкафы для хранения наглядных пособий, доска классная. В каждом кабинете имеется интерактивное оборудование (проекторы, интерактивные доски, панели), МФУ, документ-камеры, колонки, развивающие игры. Используются наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, таблицы правописания, методические пособия; видеоматериалы.
Организован свободный доступ к местам занятий. Имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.)
Перечень объектов для проведения практических занятий:
- Мастерские с размещением половины классы - 4 шт. (технология)
- Компьютерный класс – 4 шт. (размещение 16 обучающихся)
- Мобильный класс – 1 шт.
- Компьютерная лингвистическая лаборатория – 1 шт.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Всем категориям читателей библиотеки МАОУ СОШ № 16 предоставляется доступ ко всему многообразию источников информации библиотечного фонда.
При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, а также содействие в учебно-воспитательном процессе. Библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В здании МАОУ СОШ 16 имеются 3 спортивных зала:1 для игровых видов
спорта, 1 гимнастический зал и 1 зал хореографии.
На территории школы
имеется стадион, включающий в себя: футбольное поле, баскетбрльную и
волейбольную площадки, беговые дорожки.
Для полноценных
занятий физической культурой инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в
залах оборудовано место с тренажёрами общеукрепляющей направленности. Все
спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надёжности, прочности
и удобства. В спортивных залах создана безбарьерная среда.
Для занятий с обучающимся с ОВЗ используется
следующее оборудование:
- велотренажер;
- фитболы;
- гимнастические
коврики ;
- скандинавские
палки;
- шведская стенка;
- доска для пресса;
- резиновыми мячи
разных размеров;
- гимнастические
скамейки;
- мягкие маты.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий в классе и индивидуально.
В образовательном учреждении предусмотрено комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, работают педагог-психолог, социальный педагог.
Специальные условия питания
Специальные условия охраны здоровья
Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактикой является комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Согласно данной статье охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ);
2) организацию питания обучающихся (в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (обеспечивается соблюдением установленных требований к помещениям, коммуникациям, электронной технике, используемой в учебном процессе, соблюдением правил безопасности и пр.);
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Медицинское обслуживание МАОУ СОШ №16 осуществляет:Общество с ограниченной ответственностью «Первая детская поликлиника»
620016 РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, д. 16
+7 (343) 204-81-09 регистратура
+7 (343) 204-81-05 платные услуги
Лицензия на медицинскую деятельность № ЛО-6-01-004557 от 20 февраля 2017 года
Кабинет оснащён согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
График работы медицинского кабинета МАОУ СОШ №16
понедельник – пятница с 8:00 до 20:00
суббота с 8:00 до 13:00
В медицинском кабинете оказывается первая доврачебная помощь, осуществляется согласно национальному календарю прививок.
Медицинский работник отслеживает уровень заболеваемости обучающихся, осуществляет контроль санитарного состояния школы, теплового режима и режима питания, проводит профилактические мероприятия.
Проводятся плановые осмотры учащихся врачами-специалистами (офтальмолог, оториноларинголог, невропатолог, хирург, эндокринолог, уролог, травматолог-ортопед и т. д.).
Помещения для работы медицинских работников:
- кабинет врача -1 (20,6 кв.м);
- процедурная - 1 (14,3 кв.м)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все учебные помещения в образовательном учреждении оборудованы в соответствии с современными требованиями. 203 компьютера школы связаны локальной сетью с доступом в Интернет. Скорость подключения 100 Мбит/с.Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом. Оператор связи: ОАО "Ростелеком".
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с "Правилами использования сети Интернет".
Учебные кабинеты информатики оборудованы компьютерами с лицензионным программным обеспечением, все учебные кабинеты оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (ПК/ноутбук, проектор и экран/интерактивная доска, акустическая система, принтер). Информационно-библиотечный центр школы оснащён компьютерами, мультимедиа аппаратурой.
Школа имеет достаточное количество технических средств обучения.
Обеспечена возможность вовлечения родителей и представителей общественности в обсуждение разных сторон учебно-воспитательного процесса с помощью электронного сервиса (формы обратной связи), размещенного на сайте школы, электронной почты.
В школе установлена и работает система АИС «Питание», которая позволила избавиться отсбора наличных средств иперейти набезналичный расчет. Родители пополняют счет накарте школьника иимеют возможность контролировать расходы на Официальном портале Екатеринбурга.В МАОУ СОШ № 16 функционирует СКУД — совокупность программно-аппаратных технических средств безопасности, имеющих целью ограничение и регистрацию входа-выхода людей на заданной территории через «точки прохода». Основными функциями, которые выполняет СКУД, являютсябезопасность и ограничение доступа. Вход-выход из школы осуществляется с помощью Екарт, брелоков, браслетов; статистика и учет посещаемости;автоматизация расчетов за питание.
Список образовательных и информационных ресурсов:
АИС «Образование» — электронный журнал —https://jurnal.egov66.ru/login
АИС образование – электронный дневник —https://dnevnik.egov66.ru/login/
ГИС «Моя школа»– цифровая (электронная) библиотека. —https://myschool.edu.ru/
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальные федеральные сайты
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации –https://edu.gov.ru/
Официальный сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области –https://minobraz.egov66.ru/
Федеральный портал Российское образование –https://www.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –http://school-collection.edu.ru/