18.10.2021
Что такое
«функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности
дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе
международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной
грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования:
«Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми
им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать
полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и
естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая
ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий
разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и
решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого
учебного материала.
Составляющие
функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность
человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и
заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека
занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические
понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных
решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.