ПРИНЯТА на заседании методического совета Протокол № ____,_:f�_ И ,О!". 2021 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В мастерской Тюбика» Возраст обучающихся: 7-9 лет Срок реализации: 1 год Автор-разработчик: Стексова Екатерина Николаевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2022 год 1. Комплекс основных характеристик. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В мастерской Тюбика» составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573 Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467) Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.); Устав МАОУ СОШ №16; Программа развития «Школа широкого спектра возможностей» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 на 2017-2021 годы; Локальные акты МАОУ СОШ № 16. Актуальность программы. Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка рождает радость от осознания красоты. 1 Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим. Данная программа разработана так, что бы изучаемый материал вызвал у детей большой интерес, что очень ценно. Программа развивает активность, творческую инициативу, способствует познанию основ композиции и перспективы, развивает художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, чувства симметрии. По мере освоения обучающимися техники работ развиваются осязательные навыки, что необходимо в любой трудовой деятельности. К тому же, изображения нравящихся предметов будят творческую фантазию и воображение детей, доставляют им подлинно эстетическое наслаждение. Отличительной особенностью программы является то, что обучающиеся на занятиях работают и с красками (различными) и с ножницами, и с клеем и бумагой. Такую работу можно считать комплексной. Ребенок развивает творческие навыки сразу в нескольких направлениях: рисунке; цветоведении; конструировании. Такая работа не только увлекательна, но и чрезвычайно познавательна. Изготовление поделок, воплощение своей фантазии на бумаге не только дает выход творческой энергии ребенка, но и имеет практическую пользу. Лепка, вырезание, рисование, плетение и аппликация, мозаика, витраж, квиллинг и многое другое – развивает координацию и глазомер. Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 7-9 лет, имеющих интерес к изобразительному искусству, творчеству. Группа формируется в количестве 20-25 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Предусмотрен перерыв 10 минут по истечению каждого часа. Объём программы и срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объём программы составляет 68 академических часов – 7 часов теории и 61 часов практики. 2 Уровень программы: стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения – очная, фронтальная, индивидуально-групповая, заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционная. Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие, выставки, презентации. Формы подведения результатов – мастер-класс, выставки, презентации работ, творческие работы в конкурсах, выставках по изобразительному искусству различного уровня – от школьных до международных. 1.2. Цель и задачи программы. Цель: Развитие творческих способностей детей средствами различных видов изобразительного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности. В ходе ее достижения решаются следующие задачи Обучающие: Обучение основам композиции и изобразительной грамотности. Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению. Формирование у детей представления о различных видах и направлениях изобразительного искусства. Развивающие: Развитие у детей чувства прекрасного. Развитие эстетического чувства, воображения и творчества. Воспитательные: Пробуждение интереса и любви к искусству. 3 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п. п Количество часов Название раздела, темы 1 Рисунок 2 Живопись. 3 Композиция. 4 Пластилинография. 5 Вырезание из бумаги. 6 Соленое тесто. Итого: Общее 12 18 14 10 8 6 68 Теория 2 2 2 1 7 Практика 10 16 12 9 8 6 61 Формы аттестации/ контроля Выставка рисунков Выставка рисунков Выставка рисунков Анализ работ Выставка работ Презентация Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Рисунок. Теория. Основные понятия изобразительного искусства. Практика. Штрихи. Художественные приемы работы с карандашами: штриховка, переход цвета в цвет в одном слое, тонировка и растушевка, открытие белого. Нетрадиционные техники рисования: по рельефной поверхности, по наждачной бумаге, рисование при помощи трафаретов, линейки и скотча. Тема 2. Живопись. Теория. Начальные этапы работы с акварелью. Практика. Художественные приемы работы с акварелью: прозрачные и полупрозрачные краски, по сухому, или равномерное окрашивание, использование карандашей, заливка, по мокрому, или по влажному, мазки, штампы, соль, набрызг, рельеф бумаги. Пейзаж. Способы изображения пейзажа. Тема 3. Композиция. 4 Теория. Знакомство с натюрмортом. Практика. Способы изображения. Композиция. Выбор материалов, способов выполнения, умения планировать. Изображение животных на бумаге. Композиция. Приемы работы с гуашью, использование нетрадиционных техник. Тема 4. Пластилинография. Теория. Виды пластилинографии. Практика. Работа с пластилином. Приемы работы с изображением. Выбор способа работы. Работа на микроплоскости. Тема 5. Вырезание бумаги. Объем. Композиция. Узоры. Симметрия. Прорезная аппликация. Тема 6. Соленое тесто. Работа с тестом. Приемы работы с изображением. Выбор способа работы. Работа на микроплоскости. Объемная лепка. 2.4. Планируемые результаты освоения программы Личностные: ребенок приобретает навыки - переносить и воплощать свои мысли на бумагу; изображать на бумаге предметы по памяти и представлению, а также работать с натурой; у ребенка расширяется интерес к различным видам изобразительного искусства; ребенок получит знания на основах изобразительной грамоты; ребенок расширит представления о навыках композиционного решения, понятия цветового решения. Предметные: познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, как материала для художественного и декоративно – прикладного творчества; познакомятся с основами знаний в области искусства: композиции, формообразования, перспективы, размещения на плоскости; 5 познакомятся с основными видами работы с бумагой (аппликация, вырезание, роспись, конструирование). Метапредметные: познакомятся с основными понятиями и направлениями в изобразительном искусстве; научатся последовательно выполнять работу: замысел, эскиз, подбор материала, способ изготовления, готовое изделие; научатся слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; научатся приемам исполнительского мастерства; 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: помещение с хорошим дневным и вечерним искусственным освещением; столы и стулья, соответствующие возрасту детей; доска магнитная, мольберты; компьютер и проектор; раковина для забора воды и мытья рук. Для занятий обучающимся необходимы следующее оборудование и материалы: Акварельная бумага А4, А3; Акварельные краски 18 цветов; Кисти №3, №6, №8 (синтетика); Баночка для воды; Тряпочки для протирания кистей; Цветная бумага; Картон; 6 Клей карандашный; 2 простых карандаша; Ластик; Ножницы; Линейка; Пластилин. Для успешности занятий в студии используются различные наглядные пособия, наглядный фонд: чучела птиц, муляжи фруктов, овощей, грибов; предметы быта (чашка, ваза, кувшин и т.д.); гипсовые геометрические тела и орнаменты. Информационное обеспечение: Сборник аудио-материалов (СD), для создания тематической атмосферы на занятиях. Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования Стексовой Е.Н. Образование: высшее. Квалификационная категория: первая. Методические материалы. наглядные пособия – позволяющие продемонстрировать обучаемым общие сведения о различных видах искусства; методические указания по выполнению различных техник рисунка и живописи; альбомы с заранее приготовленными образцами разных техник изобразительного искусству. 2.2. Формы контроля Текущий контроль в виде педагогического наблюдения осуществляется педагогом на всех занятиях. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Программа предусматривает промежуточный мониторинг в форме творческих просмотров работ обучающихся (выставок или презентаций) в конце каждого полугодия. Важными критериями оценки служат качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. 7 По этим показателям определяются уровни развития изобразительной деятельности ребенка: низкий, средний, высокий. Механизм определения уровней: за каждый показатель низкого уровня- 1 балл; среднего- 2 балла; высокого уровня- 3 балла. от 6 до 8 баллов - низкий уровень, от 9 до 12 баллов - средний уровень, от 13 до 15 баллов - высокий уровень. 4. Литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство: Художник, педагог, школа «М. «Просвещение», м.2004; Дейнека А.А. «Учитесь рисовать» М. 2001; Журналы: «Творчество», «Юный художник» и др; Карлов Г.Н. «Изображение птиц и зверей» М.2006; Работы обучающихся из фонда школы. Суздалев П.Н. «Основы понимания живописи» М.1994; Список литературы, рекомендуемый детям 1. Алексеев С. С. «О цвете красках» М. 2003;. 2. Румянцева У. «Аппликация. Простые поделки» 2008;. 3. Павлинов П.Я «Каждый может научиться рисовать» М.1996; 4. Чибрякова О. «Азбука соленого теста» 2010. 5. Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика 1993; 8