ДООП В мастерсккой Тюбика

ПРИНЯТА
на заседании методического совета
Протокол № ____,_:f�_
И ,О!". 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«В мастерской Тюбика»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Стексова Екатерина Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022 год

1. Комплекс основных характеристик.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В
мастерской Тюбика» составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных
документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573
 Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства
просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.);
 Устав МАОУ СОШ №16;
 Программа развития «Школа широкого спектра возможностей» Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 на 2017-2021 годы;
 Локальные акты МАОУ СОШ № 16.
Актуальность программы. Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые
возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению
прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка рождает радость от осознания красоты.
1

Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Рисование помогает
ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает
зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы,
воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим. Данная программа разработана так, что
бы изучаемый материал вызвал у детей большой интерес, что очень ценно. Программа развивает активность,
творческую инициативу, способствует познанию основ композиции и перспективы, развивает художественный
вкус, чувства цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, чувства симметрии.
По мере освоения обучающимися техники работ развиваются осязательные навыки, что необходимо в
любой трудовой деятельности. К тому же, изображения нравящихся предметов будят творческую фантазию и
воображение детей, доставляют им подлинно эстетическое наслаждение.
Отличительной особенностью программы является то, что обучающиеся на занятиях работают и с
красками (различными) и с ножницами, и с клеем и бумагой. Такую работу можно считать комплексной. Ребенок
развивает творческие навыки сразу в нескольких направлениях:
 рисунке;
 цветоведении;
 конструировании.
Такая работа не только увлекательна, но и чрезвычайно познавательна. Изготовление поделок, воплощение
своей фантазии на бумаге не только дает выход творческой энергии ребенка, но и имеет практическую пользу.
Лепка, вырезание, рисование, плетение и аппликация, мозаика, витраж, квиллинг и многое другое – развивает
координацию и глазомер.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 7-9 лет, имеющих интерес к
изобразительному искусству, творчеству. Группа формируется в количестве 20-25 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Предусмотрен перерыв 10
минут по истечению каждого часа.
Объём программы и срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объём программы
составляет 68 академических часов – 7 часов теории и 61 часов практики.
2

Уровень программы: стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Формы обучения – очная, фронтальная, индивидуально-групповая, заочная с применением ЭО и ДОТ,
дистанционная.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие, выставки, презентации.
Формы подведения результатов – мастер-класс, выставки, презентации работ, творческие работы в
конкурсах, выставках по изобразительному искусству различного уровня – от школьных до международных.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами различных видов изобразительного искусства,
воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи
Обучающие:
 Обучение основам композиции и изобразительной грамотности.
 Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.
 Формирование у детей представления о различных видах и направлениях изобразительного искусства.
Развивающие:
 Развитие у детей чувства прекрасного.
 Развитие эстетического чувства, воображения и творчества.
Воспитательные:
 Пробуждение интереса и любви к искусству.

3

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п. п

Количество часов

Название раздела, темы

1
Рисунок
2
Живопись.
3
Композиция.
4
Пластилинография.
5
Вырезание из бумаги.
6
Соленое тесто.
Итого:

Общее
12
18
14
10
8
6
68

Теория
2
2
2
1
7

Практика
10
16
12
9
8
6
61

Формы
аттестации/
контроля
Выставка рисунков
Выставка рисунков
Выставка рисунков
Анализ работ
Выставка работ
Презентация

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Рисунок.
Теория. Основные понятия изобразительного искусства.
Практика. Штрихи. Художественные приемы работы с карандашами: штриховка, переход цвета в цвет в одном
слое, тонировка и растушевка, открытие белого. Нетрадиционные техники рисования: по рельефной поверхности,
по наждачной бумаге, рисование при помощи трафаретов, линейки и скотча.
Тема 2. Живопись.
Теория. Начальные этапы работы с акварелью.
Практика. Художественные приемы работы с акварелью: прозрачные и полупрозрачные краски, по сухому, или
равномерное окрашивание, использование карандашей, заливка, по мокрому, или по влажному, мазки, штампы,
соль, набрызг, рельеф бумаги. Пейзаж. Способы изображения пейзажа.
Тема 3. Композиция.
4

Теория. Знакомство с натюрмортом.
Практика. Способы изображения. Композиция. Выбор материалов, способов выполнения, умения планировать.
Изображение животных на бумаге. Композиция. Приемы работы с гуашью, использование нетрадиционных
техник.
Тема 4. Пластилинография.
Теория. Виды пластилинографии.
Практика. Работа с пластилином. Приемы работы с изображением. Выбор способа работы. Работа на
микроплоскости.
Тема 5. Вырезание бумаги.
Объем. Композиция. Узоры. Симметрия. Прорезная аппликация.
Тема 6. Соленое тесто.
Работа с тестом. Приемы работы с изображением. Выбор способа работы. Работа на микроплоскости. Объемная
лепка.
2.4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
 ребенок приобретает навыки - переносить и воплощать свои мысли на бумагу;
 изображать на бумаге предметы по памяти и представлению, а также работать с натурой;
 у ребенка расширяется интерес к различным видам изобразительного искусства;
 ребенок получит знания на основах изобразительной грамоты;
 ребенок расширит представления о навыках композиционного решения, понятия цветового решения.
Предметные:
 познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, как материала для художественного и
декоративно – прикладного творчества;
 познакомятся с основами знаний в области искусства: композиции, формообразования, перспективы,
размещения на плоскости;

5

 познакомятся с основными видами работы с бумагой (аппликация, вырезание, роспись,
конструирование).
Метапредметные:
 познакомятся с основными понятиями и направлениями в изобразительном искусстве;
 научатся последовательно выполнять работу: замысел, эскиз, подбор материала, способ изготовления,
готовое изделие;
 научатся слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
 научатся приемам исполнительского мастерства;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
 помещение с хорошим дневным и вечерним искусственным освещением;
 столы и стулья, соответствующие возрасту детей;
 доска магнитная, мольберты;
 компьютер и проектор;
 раковина для забора воды и мытья рук.
Для занятий обучающимся необходимы следующее оборудование и материалы:
 Акварельная бумага А4, А3;
 Акварельные краски 18 цветов;
 Кисти №3, №6, №8 (синтетика);
 Баночка для воды;
 Тряпочки для протирания кистей;
 Цветная бумага;
 Картон;
6

 Клей карандашный;
 2 простых карандаша;
 Ластик;
 Ножницы;
 Линейка;
 Пластилин.
Для успешности занятий в студии используются различные наглядные пособия, наглядный фонд:
 чучела птиц, муляжи фруктов, овощей, грибов;
 предметы быта (чашка, ваза, кувшин и т.д.);
 гипсовые геометрические тела и орнаменты.
Информационное обеспечение:
Сборник аудио-материалов (СD), для создания тематической атмосферы на занятиях.
Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования Стексовой Е.Н.
Образование: высшее. Квалификационная категория: первая.
Методические материалы.
 наглядные пособия – позволяющие продемонстрировать обучаемым общие сведения о различных видах
искусства;
 методические указания по выполнению различных техник рисунка и живописи;
 альбомы с заранее приготовленными образцами разных техник изобразительного искусству.
2.2. Формы контроля
Текущий контроль в виде педагогического наблюдения осуществляется педагогом на всех занятиях.
Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ
обучающихся. Программа предусматривает промежуточный мониторинг в форме творческих просмотров работ
обучающихся (выставок или презентаций) в конце каждого полугодия.
Важными критериями оценки служат качество исполнения, правильное использование материалов,
оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания.
7

По этим показателям определяются уровни развития изобразительной деятельности ребенка: низкий, средний,
высокий. Механизм определения уровней:
за каждый показатель низкого уровня- 1 балл; среднего- 2 балла; высокого уровня- 3 балла.
от 6 до 8 баллов - низкий уровень,
от 9 до 12 баллов - средний уровень,
от 13 до 15 баллов - высокий уровень.

4. Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Алехин А.Д. «Изобразительное искусство: Художник, педагог, школа «М. «Просвещение», м.2004;
Дейнека А.А. «Учитесь рисовать» М. 2001;
Журналы: «Творчество», «Юный художник» и др;
Карлов Г.Н. «Изображение птиц и зверей» М.2006;
Работы обучающихся из фонда школы.
Суздалев П.Н. «Основы понимания живописи» М.1994;

Список литературы, рекомендуемый детям
1. Алексеев С. С. «О цвете красках» М. 2003;.
2. Румянцева У. «Аппликация. Простые поделки» 2008;.
3. Павлинов П.Я «Каждый может научиться рисовать» М.1996;
4. Чибрякова О. «Азбука соленого теста» 2010.
5. Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика 1993;

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».