ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский с удовольствием» социально – гуманитарной направленности возраст обучающихся: от 7 до 8 лет срок реализации: 1 год Авторы-разработчики: Педагоги дополнительного образования Блинкова Елена владимировна Тюрина Ксения Дмитриевна г. Екатеринбург, 2022 год Пояснительная записка Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Английский с удовольствием» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196); Санитарными правилами (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»); Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»); Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»); Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка»); Правилами оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 "Об утверждении Правил "); Уставом МАОУ СОШ № 16; Локальными актами МАОУ СОШ № 16 - направленность: социально-гуманитарная Актуальность. Изучение иностранного языка в раннем возрасте (7-8 лет) особенно эффективно, так как именно дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение иностранному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей. Основные функции иностранного языка на раннем этапе его изучения заключаются в развитии общей речевой способности детей младшего школьного возраста и в их самом элементарном лингвистическом образовании. Также большое значение придается формированию способностей детей и готовности использовать иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре и как действенное средство непрерывного языкового образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка. Обучение детей английскому языку должно осуществляться на основе принципа осознанности, рассматривая его в рамках коммуникативно - деятельностного метода и ориентируясь при этом на реализацию практической цели обучения, а именно: научить общению на английском языке. Отличительные особенности. Целеполагающей основой программы является формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Такая компетентность достигается путем обеспечения деятельностного характера образования в области английского языка, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебно-познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, а также на получение учащимися опыта этой деятельности. Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся 7-8 лет. Группа формируется в количестве 10-15 человек, что обусловлено разговорной и профориентационной направленностью. Группы большей численности не позволяют реализовать персонифицированный подход. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Объем программы 55 учебных часа. Срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения Уровневость общеоразвивающей программы: стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения: инсценировки, ролевые игры, диалоги; групповые формы занятий, индивидуальные формы занятий, парные формы занятий, фронтальная работа. Виды и формы работы в 1 классах Виды занятий: - игра; - общение с взрослыми и сверстниками; - экспериментирование; - познавательно-исследовательская деятельность; - изобразительная деятельность; - художественно-театральная деятельность. Формы подведения итогов – беседа, мастер-класс, открытое занятие 2.2 Цель программы. Научить детей навыкам свободного общения на уровне «начинающий» и навыков прикладного использования английского языка, создание условий для раннего изучения английского языка Задачи общеразвивающей программы: развивать способность детей эффективно общаться на английском языке в рамках возрастных требований к говорящему; способствовать развитию мыслительных навыков, таких как решение поставленных задач, запоминание, осмысление и категоризация информации; способствовать развитию личности ребенка, его творческих способностей и воображения; воспитывать позитивное отношение учеников к их собственной и другим культурам; повышать мотивацию к дальнейшему изучению языка; Способствовать обучению детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи; 2.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Наименование разделов, тем 1. Числа от 1 до 10. Дни недели. Всего 1 Количество часов Теория 0,5 Практика 0,5 Формы аттестации/ контроля Беседа 2. Песня «Радуга». Названия цветов. 1 0,5 0,5 Беседа 3. Введение ЛЕ по теме «Школьные при-надлежности». Песня «Открой книгу!» 1 0,5 0,5 Беседа 4. Буквы и звуки: Aa, Bb, Cc, Dd 1 0,5 0,5 Беседа 5. Развитие навыков чтения, аудирования, гово-рения 1 0,5 0,5 Беседа 6. Введение ЛЕ по теме «Игрушки». Песня «Игрушки». 1 0,5 0,5 Беседа 7. Стихотворение «Любимые вещи». Притяжа-тельные местоимения my, your. 1 0,5 0,5 Беседа 8. Буквы и звуки: Ee, Ff, Gg, Hh 1 0,5 0,5 Беседа 9. Введение ЛЕ по теме «Части тела». 1 0,5 0,5 Беседа 10. Множественное число имен сущ-ных. 1 0,5 0,5 Беседа 11. Буквы и звуки: Ii, Jj, Kk, Ll 1 0,5 0,5 Беседа 12. Повторение 1 1 0,5 0,5 Беседа 13. Введение ЛЕ по теме «Профессии». 1 0,5 0,5 Беседа 14. Личные местоимения 3-го ед.ч. 1 0,5 0,5 Беседа 15. Буквы и звуки: Mm, Nn, Oo, Pp 1 0,5 0,5 Беседа 16. В парке. Введение ЛЕ по теме: «Детская площадка» 1 0,5 0,5 Беседа 17. Описание местоположения вещей. Предлоги места. 1 0,5 0,5 Беседа 18. Буквы и звуки: Qq, Rr, Ss, Tt, Uu 1 0,5 0,5 Беседа 19. Речевая ситуация «Расскажи, где твои вещи?» 1 0,5 0,5 Беседа 20. Введение ЛЕ по теме «Моя семья». 1 0,5 0,5 Беседа 21. Притяжательный падеж. 1 0,5 0,5 Беседа 22. Буквы и звуки: Vv, Ww, Xx, Yy, Zz 1 0,5 0,5 Беседа 23. Речевая ситуация «Моя семья» 1 0,5 0,5 Беседа 24. Повторение 2 1 0,5 0,5 Беседа 25. Введение ЛЕ по теме «Одежда». 1 0,5 0,5 Беседа 26. Краткие отрицательные формы. 1 0,5 0,5 Беседа 27. Последовательность букв в алфавите. Комикс «Макс выбирает одежду». 1 0,5 0,5 Беседа 28. Диалог «Расскажи о своей одежде» 1 0,5 0,5 Беседа 29. Введение ЛЕ по теме «Мой дом». 1 0,5 0,5 Беседа 30. Глагол «Be». Формы единственного и множественного числа. 1 0,5 0,5 Беседа 31. Чтение буквосочетания sh. Чтение текста «Моя квартира». 1 0,5 0,5 Беседа 32. Введение ЛЕ по теме «Завтрак». РО «У меня есть…». Неопределенный артикль. 1 0,5 0,5 Беседа 33. Речевой оборот «У меня нет…» 1 0,5 0,5 Беседа 34. Чтение ch. Чтение «Что в моей коробочке для завтрака». 1 0,5 0,5 Беседа 35. Повторение 3 1 0,5 0,5 Беседа 36. "Введение ЛЕ по теме «Внешность». 1 0,5 0,5 Беседа 37. «Геометрические формы»." 1 0,5 0,5 Беседа 38. Описание внешности. 1 0,5 0,5 Беседа 39. Чтение буквосочетания th. Чтение письма Салли. 1 0,5 0,5 Беседа 40. Речевая ситуация «Опиши друга» 1 0,5 0,5 Беседа 41. Речевая ситуация в зоопарке. Введение ЛЕ по теме «Животные». 1 0,5 0,5 Беседа 42. Описание размера предметов. 1 0,5 0,5 Беседа 43. Чтение –a- в закрытом слоге. Чтение текста «Кто я?». 1 0,5 0,5 Беседа 44. Введение ЛЕ по теме: «Еда и напитки». 1 0,5 0,5 Беседа 45. Речевая ситуация в кафе. 1 0,5 0,5 Беседа 46. Чтение –е- в закрытом слоге. Чтение текста «Кафе». 1 0,5 0,5 Беседа 47. Повторение 4 1 0,5 0,5 Беседа 48. Введение ЛЕ по теме «Моя комната». 1 0,5 0,5 Беседа 49. Числа от 11 до 20. 1 0,5 0,5 Беседа 50. Чтение –i- в закрытом слоге. Чтение текста «Письмо в журнал». 1 0,5 0,5 Беседа 51. Введение ЛЕ по теме «Глаголы движения». 1 0,5 0,5 Беседа 52 Модальный глагол CAN. Речевая ситуация «Что я могу?» 1 0,5 0,5 Беседа 53 Чтение – o- в закрытом слоге. Чтение текста «Красивые 1 0,5 0,5 Беседа 54 Введение ЛЕ по теме «На пляже». 1 0,5 0,5 Беседа 55 Повелительный глагол «Let’s…». Речевая ситуация «Пойдем на 1 0,5 0,5 Открытое занятие животные». пляж». Содержание учебного плана Числа от 1 до 20. Дни недели. Песня «Радуга». Названия цветов. «Школьные принадлежности». Песня «Открой книгу!» Буквы и звуки: Aa, Bb, Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Hh, Ii, Jj, Kk, Ll, Mm, Nn, Oo, Pp, Qq, Rr, Ss, Tt, Uu, Qq, Rr, Ss, Tt, Uu, «Игрушки». Песня «Игрушки». Притяжательные местоимения my, your. «Части тела» Множественное число имен сущ-ных. «Профессии». Личные местоимения 3-го ед.ч. В парке. Введение ЛЕ по теме: «Детская площадка» Предлоги места. «Расскажи, где твои вещи?» «Моя семья». Притяжательный падеж.«Одежда».Краткие отрицательные формы. «Мой дом». Глагол «Be». Формы единственного и множественного числа. Чтение буквосочетания sh. Чтение текста «Моя квартира». «Завтрак». «У меня есть…». Неопределенный артикль. Речевой оборот «У меня нет…» Чтение ch. Чтение «Что в моей коробочке для завтрака». «Внешность». «Геометрические формы»." Чтение буквосочетания th. Чтение письма Салли. Речевая ситуация «Опиши друга» Речевая ситуация в зоопарке. Введение ЛЕ по теме «Животные». Чтение –a- в закрытом слоге. Чтение текста «Кто я?». «Еда и напитки». Чтение –е- в закрытом слоге. Чтение текста «Кафе». «Моя комната». Чтение –i- в закрытом слоге. Чтение текста «Письмо в журнал». «Глаголы движения». Модальный глагол CAN. Речевая ситуация «Что я могу?» Чтение – o- в закрытом слоге. Чтение текста «Красивые животные». «На пляже» Повелительный глагол «Let’s…». Речевая ситуация «Пойдем на пляж». 2.4 Планируемые результаты обучения. Метапредметные результаты использовать речевые средства и лексические единицы для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое и диалогическое высказывание; задавать вопросы; формулировать свое мнение, решение; договариваться и приходить к общему мнению в ходе обсуждения, дискуссии; адекватно воспринимать предложения, замечания одноклассников, учителя. проявлять свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. участвовать в творческих вечерах, проводимых в школе Личностные результаты общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; Предметные результаты общения; умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за учителем или диктором; овладение, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого овладение определенным количеством несложных грамматических структур; умение связно высказаться в пределах тематики и ситуации общения. 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1 Условия реализации программы: Материально- техническое обеспечение компьютер; проектор; учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. Информационное обеспечение Интернет-ресурсы: 1. WWW. InTouchclub.net 2. http:// school-collection. edu. Ru 3. www. ipt-distant.tepi.ru Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогами дополнительного образования: Блинкова Е.В., образование: высшее, квалификационная категория: высшая, педагогический стаж: 12 лет. Тюрина К.Д., образование: высшее, квалификационная категория: Методические пособия - Наоми Симмонс (Naomi Simmons) “Family and Friends 1”: Учебник английского языка для учащихся младших классов.- Издательство «Oxford University Press»; - Наоми Симмонс (Naomi Simmons) “Family and Friends 1”: Рабочая тетрадь к учебнику английского языка.Издательство «Oxford University Press»; - Наоми Симмонс (Naomi Simmons) “Family and Friends 1”: Книга для учителя к учебнику английского языка.Издательство «Oxford University Press»; - дополнительные дидактические материалы. 3.2 Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы При обучении английскому языку детей 7 – 8 лет вряд ли стоит говорить о прямом контроле учебных действий, произносительных, грамматических, лексических навыков, а также речевых умений учащихся. В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учебы. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Портфель достижений позволяет решать ряд важных педагогических задач: Критерии оценки. Диалогическая речь. Высокий творческий уровень: задает более 3х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы творческие, развернутые (сверх того, что требуется). Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения. Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условно-правильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки). Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками). Монологическая речь. Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется), речь корректная, количество фраз 5 и более. В высказывании необходимо реализовать коммуникативные умения говорящего, оно должно соответствовать ситуации и быть связным. Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз. Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы. Низкий уровень: не дает ответа. Аудирование Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку. Средний уровень: условно-правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку. Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь, не отгадывает загадку. Лексические навыки Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется), лексический запас превышает программные требования. Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений. Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения. Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения. 4. Литература для педагога. 1. Английский язык. Игры, мероприятия, лингвострановедческий материал.- Волгоград: Учитель, 2009. 2. Буклеты с рекламой и описанием достопримечательностей англоязычных стран. 3. Васильев М.В. «Достопримечательности Лондона. Демонстрационный материал по английскому языку». Айриспресс, 2010 4. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке:. – М.: ВАКО, 2007. 5. Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 1–4 классы, М.: ВАКО, 2006. 6. Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь: Великобритания.- М.: Рольф, 2000. 7. Курбатова М. Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе. № 3, 2006. 8.Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе. – М.: «Глобус», 2008. Литература для учащихся и родителей. 1. Английские детские стихи, песенки и сказки. Книга для внеклассного чтения.– Издательство: Лицей, 2003. 2. Брюсова Н.Г. Учимся и играем на уроках английского языка. М: Дрофа, 2003 3. Гудкова Л.М.. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. АСТ "Астрель" М.2005. 4. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. СПб: Литера, 2009. 5. Илюшкина А.В. Говорим по-английски. СПб: Литера, 2010. 6. Лонге И. Книга для чтения на английском языке с упражнениями. М.: Глосса-Пресс, 2010.