ДООП Академия развития 2 года до школы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности

«Академия развития» 2 года до школы
возраст обучающихся: от 4,6 до 5,5 лет
срок реализации: 1 год
Автор-разработчик:
Ваймер Лилия Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022 год

2.1. Пояснительная записка












Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Академия Развития» 2 года до школы разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №
1726-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Устав МАОУ СОШ № 16
Локальные акты МАОУ СОШ № 16

Направленность: социально-гуманитарная
Актуальность. Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана
и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного
образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать
как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу
дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти
оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в
начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и
формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника,
низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки
развития речевой сферы, отсутствие мотивации.
Работу по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями
необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка,
максимально способствовало его продвижению.
Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к
познанию в условиях школьного обучения.
Большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей
в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательной для родителей становится воскресная школа, организованная для
дошкольников, которая способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую
адаптацию ребенка к школе.
Отличительные особенности программы «Академия развития»:
 Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
 Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
 Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 4,5 -5,6 лет. В
этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребенок
усваивает социальные нормы.
Режим занятий. Занятия проводятся: 1 раз в неделю (суббота – 4 занятия) по 25 минут.
Группа формируется в количестве 10-15 человек.
Объем программы составляет 120 академических часов (при условии прохождения всех модулей). Каждый

модуль состоит из 30 учебных часов.
Срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения
Уровень программы: стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения - фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и
дистанционная.
Виды занятий - беседа, практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие и др.
Формы подведения результатов: собеседование, открытое занятие.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для
успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов.
Задачи программы:
1. Формировать положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательной и социальной мотивации;
инициативности; самостоятельности.
2. Создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего им в дальнейшем успешно
освоиться с ролью ученика.
3. Сохранить физическое и психическое здоровья детей, формировать ценностное отношения к здоровому образу
жизни.
4. Формировать элементарные математические представления, комплексное развитие устной речи, подготовка к
освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), интеллектуальному развитию ребенка.
5. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, художественному эстетическому
развитию детей.
6. Развивать личность ребёнка старшего дошкольного возраста,
7. Формировать личность будущего школьника, адаптированного к школе, подготовке его к систематическому
обучению.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план «Академия развития»
2 года до школы
№

Наименование модулей

Кол-во часов в

Кол-во часов год

1.
2.
3.
4.

Развивайка
Игралочка
Мои умелые ручки
Музыкальная пластика

1
1
1
1

30
30
30
30

Итого:

4

120

2.4.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий на занятии;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
 находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые
слова;
 договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные результаты:
 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
 воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
Предметные результаты:
 конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;






отвечать на вопросы педагога;
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
понимать относительность свойств объекта;
ознакомление учащихся с приемами лого-ритмики, пластики и хореографии искусства и освоение некоторых из
них;
Содержание учебного плана

Содержание и структура курса «Развивайка» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их
интересами и возможностями. Основной целью обучения по данной модифицированной программе является
подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной
буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения,
внимание, память, воображение ребенка.
Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в
разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом,
дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в
речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно
будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.
Программа курса подготовки к обучению письму «Развивайка» отражает современные научные взгляды на способы
организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей,
формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их
здоровья.
Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.

Лексическая и грамматическая работа

6

1

5

2.

Развитие связной речи

6

1

5

3.

6

1

5

4.

Развитие
звуковой
культуры
фонематического слуха
Обучение звуко-слоговому анализу

6

1

5

5.

Работа по развитию мелкой моторики руки

6

1

5

Итого:

30

5

25

речи

и

Опрос, контрольное
задание
Опрос, контрольное
задание
Опрос, контрольное
задание
Опрос, контрольное
задание
Контрольное
задание

Содержание учебного плана «Развивайка»
1. Лексическая и грамматическая работа

Теория:
Понятия многозначные слова, словосочетания, предложения.
Практика:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
Теория:
Понятия диалог, монолог, пересказ
Практика:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по
серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
Теория:
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
Практика:
- выделение звуков цветами

- нахождение предметов содержащих изученные звуки
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
Теория:
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
Практика:
- соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки
Теория:
- понятия вертикаль, диагональ, горизонталь
Практика:
- штриховка, обведение по контуру.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий на занятии;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
 Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
 находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
 Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат,
обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые
слова;
 договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
 Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация
работы в парах и малых группах.
Личностные результаты:
 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
 воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
Предметные результаты:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Содержание курса «Игралочка» предназначены для развития математических представлений детей среднего
дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением
величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на
основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём
самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособиях предложено большое количество
игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими
заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного
максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и
нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями,
выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме.
Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Большое внимание уделяется развитию вариативного и
образного мышления, творческих способностей детей.
Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Формы аттестации/
контроля

Сравнение предметов и совокупностей

5

1

4

Числа 1-8

11

3

8

Пространственно-временные отношения

6

2

4

Геометрические фигуры и величины

7

2

5

Выявление уровня сформированности знаний, умений, навыков

1

Итого:

30

1
8

Опрос, контрольное
задание
Опрос, контрольное
задание
Опрос, контрольное
задание
Опрос, контрольное
задание
Опрос, контрольное
задание

22

Содержание учебного плана «Игралочка»
Общие понятия.
Теория:
Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим
общим признаком. Начальные представления о величинах: длина, масса.
Практика:
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно,
больше на… - меньше на …).
Взаимосвязь между целым и частью.
Числа и операции над ними
Теория:
Числа от 1 до 8. Прямой и обратный счет. Равенство и неравенство чисел
Практика:
Прямой и обратный счет в пределах 8. Порядковый и ритмический счет.
Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Пространственно – временные представления
Теория:
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу.

Практика:
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины
Теория:
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах,
замкнутых и незамкнутых линиях.
Практика:
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
2.4. Планируемые результаты
Регулятивные
 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
 Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под
руководством учителя.
 Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством
учителя.
 Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные
 Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
 Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
 Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
 Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные
 Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
 Слушать и понимать речь других.
 Участвовать в паре.
Личностные
 Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

 Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
 Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
 Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Предметные результаты:

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 8;

соотносить цифру с числом предметов;

составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

понимать относительность свойств объекта;
Программа курса «Мои умелые ручки» разработана на основе программы Т. И. Бабаевой «Детство». Она
направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе
которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для
его воплощения. Программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического,
познавательно – речевого, духовного развития детей. В образовательной деятельности с детьми используются игры и
игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы, кроме традиционных, используются
нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, тычок жесткой полусухой
кистью, монотипия, рисование с использованием природного материала, пластилиновая живопись, тампонирование и
др.
Учебный (тематический) план
«Мои умелые ручки»
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Теория
2

Практика
10

Формы аттестации/
контроля

1

Рисование

Всего
12

2

Лепка

9

2

7

Пед. наблюдение

3

Аппликация

9

2

7

Пед. наблюдение

Итого:

30

6

24

Пед. наблюдение

Содержание учебного плана «Мои умелые ручки»
Рисование.
Теория: Основные понятия изобразительного искусства.
Практика: «Жила-была сказка», «Осенняя ветка рябины», «Лесные колючки». «Снежинка», «В лесу родилась
елочка», «Снегурочка», «Белая береза», «Расцвели тюльпаны», «Чайный сервиз», «Совенок», «Веточка вербы».
Лепка.
Теория: Основные приемы работы с пластилином
Практика: «Грибное лукошко», «Аквариум», понятие «пластилиновая живопись», «Веселые лошадки», Новогодняя
фантазия, «Пингвины на льдинах», «Цветок в вазе», «Лепим цифры», «Птички в гнездышках», «Лепим буквы».
Аппликация.
Теория: Виды аппликаций. Правила безопасности при работе с ножницами
Практика: «Березка», «Машины на улицах города», «Пароход с двумя трубами», «Снеговик», «Белый медведь»,
«Кораблик», «Мимоза», «Космос».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи,
архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения
содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим
содержанием;
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и
одноклассников.
Личностные результаты:
 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
 воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
 развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

 формирование духовных и эстетических потребностей;
 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
 отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни и духовнонравственном развитии человека;
 ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение
некоторых из них;
 ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства.
Программа курса «Музыкальная пластика» ориентирована на развития ребёнка в музыкальной и танцевальной
деятельности детей дошкольного возраста, их ознакомление с миром музыкального и хореографического искусства в
условиях дополнительного образования. Особое внимание уделено развитию эмоционально-чувственной,
художественно-эстетической и двигательной сферам развития дошкольников.
Своеобразием программы является нетрадиционный подход к проведению занятий, так же программа
предусматривает комплексные занятия, направленные на развитие целостности представления по данной теме. Данный
курс учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям
детей, создания атмосферы доверия и партнёрства в музицировании, танцах, играх.
Курс «Музыкальная пластика» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных
способностей детей, их образного мышления и развития личности. Это даёт возможность вызвать эмоциональную
отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а так же формирует устойчивый интерес к занятиям.
Учебный (тематический) план
«Музыкальная пластика»
№ п/п

1.

Наименование разделов, тем

Вводные
занятия.
Знакомство
хореографического класса.

с

Количество часов
Всего
Теория
Практика

пространством

1

0,5

0,5

Формы
аттестации/
контроля

2. «Здравствуй, музыка»

1

0,5

0,5

Опрос

3. Постановка в линии.
4. «Осень»
5. Поклоны.

1
2
1

0,5
1
0,5

0,5
1
0,5

наблюдение
Опрос
наблюдение

6. Народная культура и традиции

2
1

1

1

0,5

0,5

2

1

1

1

0,5
0,5

0,5
0,5

наблюдение
Опрос

0,5

0,5

наблюдение

7. Позиции рук и ног.
8. «Зимние забавы»
9. Развитие чувства ритма и музыкального слуха.
10. «Новый год»

Опрос
наблюдение
Опрос

11. Прохлопывание основных долей.

1
1

12. Народная культура и традиции «Колядки»

2

1

1

13. Изучение различных темпов и ритмов.

1

0,5

0,5

наблюдение

14. День защитника Отечества

1

0,5

0,5

Опрос

15. Воспитание эстетики поведения в паре.

1

0,5

0,5

наблюдение

16. Мамин праздник

1

0,5

0,5

Опрос

17. Общеукрепляющие физические упражнения, гимнастика.

1

0,5

0,5

наблюдение

18. «Веснянка»- праздник весны.

1

0,5

0,5

Опрос

19. Развитие правильной осанки корпуса.

1

0,5

0,5

наблюдение

20. Развитие образно-эмоционального восприятия музыки.

1

0,5

0,5

наблюдение

21. Народная культура и традиции

1

0,5

0,5

Опрос

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

наблюдение
наблюдение
Опрос
наблюдение
наблюдение

22.
23.
24.
25.
26.

Упражнения на пластику и гибкость.
Знакомство с позициями в паре.
Весна-Веснянка.
Упражнения на координацию.
Изучение детских танцев

Опрос

Итого:

30

15

15

Содержание учебного плана «Музыкальная пластика»
1. Теория: Инструктаж по ТБ. Практика: Знакомство с пространством хореографического класса.
2. Теория: Ритм. Чувство ритма. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание, пение,
музыкально-ритмические упражнения. Упражнения на развитие слуха и голоса.
3. Теория: Линии. Практика: Постановка в линии.
4. Теория: Характер музыки. Дробный шаг. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание,
пение, музыкально-ритмические упражнения. Музыкально-дидактическая игра. Обучать бодрой ритмичной ходьбе
в соответствии с характером музыки, соблюдая дистанцию, осваивать «дробный шаг».
5. Теория: Поклоны. Практика: Разучивание поклонов.
6. Теория: Хоровод. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание, пение, музыкальноритмические упражнения. Музыкально-дидактическая игра. Закреплять навыки исполнения хорошо знакомого
хоровода и танца.
7. Теория: Позиции рук и ног. Практика6 разучивание позиций рук и ног
8. Теория: Музыкальная фраза. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание, пение,
музыкально-ритмические упражнения. Учить двигаться в соответствии с различным характером музыки; уметь
выполнять различные танцевальные движения. Учить слышать окончание муз. фраз в песнях, формировать
звуковысотное восприятие, развивать чувство ритма, динамический слух.
9. Теория: Ритм. Двухдольная и трехдольная музыка Практика: Развитие чувства ритма и музыкального слуха.
Слушание двухдольной и трехдольной музыки.
10.Теория: Песня. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание, пение, музыкальноритмические упражнения. Передавать в процессе разучивания песни ее веселый подвижный характер.
Совершенствовать творческие проявления. Закреплять представление детей о жанрах народной песни
Учить различать смену настроения в музыке, форму произведений. Активизировать выразительное исполнение
знакомого музыкального материала.
11.Теория: основные доли Практика: Прохлопывание основных долей. Двигаться в двухдольном и трёхдольном
размерах.
12.Теория: Знакомство с народным праздником «Колядки». Практика: Речевая гимнастика по системе В. В.
Емельянова, распевание, пение, музыкально-ритмические упражнения. Разучивание РНП и прибауток «Коляды»,

Хороводы и игры праздника.
13.Теория: Изучение различных темпов и ритмов. Практика: Прослушивание музыки медленной и быстрой.
Движение в разных темпах.
14.Теория: Марш. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание, пение, музыкальноритмические упражнения. Слушание марша. Умение прохлопать метр марша в ладоши, отдельно рукам по столу.
Маршируем на месте, по кругу, меняя направления.
15.Теория: Воспитание эстетики поведения в паре. Практика: Умение стоять в паре с партнером. Подача руки.
Движение по кругу в паре.
16.Теория: Изобразительность в музыке. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание,
пение, музыкально-ритмические упражнения. Закреплять и совершенствовать навыки исполнения песен.
Учить слышать изобразительность в музыке, различать характер образа. Активизировать выразительное исполнение
знакомого музыкального материала. Выразительно петь, правильно передавая мелодию песен. Петь с движениями по
тексту песни. Развивать способность к творчеству.
17.Теория: Общеукрепляющие физические упражнения, гимнастика. Практика: Гимнастика, повороты корпуса,
растяжка.
18.Теория: Русские народные игры. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание, пение,
музыкально-ритмические упражнения. Музыкально-дидактическая игра. Закреплять навыки исполнения хорошо
знакомого хоровода и танца. Разучивание русских народных игр, скороговорок, чистоговорок.
19.Теория: Развитие правильной осанки корпуса. Практика: Разучивание упражнений на постановку корпуса и
правильной осанки.
20. Теория: Развитие образно-эмоционального восприятия музыки. Практика: Музыкально-пластические игры.
21.Теория. Народная песня. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В. Емельянова, распевание, пение,
музыкально-ритмические упражнения. Закреплять представление детей о жанрах народной песни. Учить
различать смену настроения в музыке, форму произведений. Учить танцевать эмоционально, легко водить
хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать вальс
22. Теория: Партнер в танце. Практика: Упражнения на пластику и гибкость
23. Теория: Знакомство с позициями в паре. Практика: Разучивание позиций в паре, уметь передвигаться в паре.
24.Теория: Характер музыки: веселый, шутливый, озорной. Практика: Речевая гимнастика по системе В. В.
Емельянова, распевание, пение, музыкально-ритмические упражнения. Учить определять характер музыки:
веселый, шутливый, озорной. Учить начинать пение сразу после вступления; петь разнохарактерные
произведения. Учить танцевать эмоционально, легко водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать
вальс.

25. Теория: Упражнения на координацию. Практика: Комплекс упражнений на развитие координации движений.
26. Теория: Детский танец Практика: Изучение детских танцев: «Полька», «Прачка», «Танец утят», «Вару-вару»,
«Пингвины», «Медленный вальс подготовительные упражнения», «Хлопушка».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки
музыкального и танцевального материала
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условием её реализации в процессе познания содержания танцевально-музыкальных образов; определять
наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач
на уроках хореографии, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих творческих
возможностей;
-овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных и танцевальных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами деятельности;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных
средств информации и коммуникации
Личностные результаты:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

развитие самостоятельности в поиске решения различных поставленных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками хореографической деятельности;

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Предметные результаты:


сформированность первоначальных представлений о роли музыкального и хореографического искусства в жизни и
духовно-нравственном развитии человека;

ознакомление учащихся с приемами логоритмики, пластики и хореографии искусства и освоение некоторых из
них;

ознакомление учащихся с музыкальной и хореографической терминологией.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
Кол-во
Печатные пособия
1. Плакаты по основным темам естествознания:
2. Введение в цветоведение
Цвета и гуашь, Палитра, Ахроматические цвета, Основные и смешанные цвета, Теплые цвета, Холодные цвета, Д
Разбелы, Затемнения, Потускнения, Светотени, Цвет в перспективе, Контрастные цвета, Ньюансовые цвета, Колорит,
Символика цвета, Цвет в геральдике
3. Основы декоративно-прикладного искусства
Стилизация, Композиция орнамента, Дымковская игрушка, Гжель, Хохломская роспись, Деревянные игрушки,
Павлово-Посадские платки, Вологодское кружево, Аппликация, Коллаж, Витраж, Мозаика
4. Плакаты, картины с изображениями животных и их детёнышами, разными видами транспорта, природы,
цветов, различных ситуаций, героями сказок; фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;
подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие коммуникативных навыков, терапевтических сказок;
карточки с изображением эмоций; разрезные картинки;
5. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в рабочей программе куса
внеурочной деятельности (в том числе в цифровой форме).
6. Словари различного назначения
7. Репродукции картин и художественные фотографии, отражающие красоту природы.

8. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.
9. Игры и игрушки

Примечание

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1. Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.
2. Аудиозаписи и видеозаписи материалов, необходимых для занятий.
3. Видеофильмы,
соответствующие содержанию развития (по возможности).
4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию рабочей
программы (по возможности)
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Документ-камера
Музыкальный центр
Фортепиано
Шумовые инструменты

Д
Д
Д
Д

Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д
Д
Д

Натуральные объекты
Коллекция «Фрукты и овощи».
Живые объекты (комнатные растения)

Д
Д

Оборудование класса
Ученические столы- мольберты одноместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски:
- Доска магнитная меловая одностворчатая

Д

К
Д
Д
Д

В соответствии с
санитарногигиеническими нормами

Информационное обеспечение
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования: Ваймер Лилия Владимировна
Образование: высшее. Квалификационная категория: высшая. Педагогический стаж: 16 лет.
Методические материалы
1. Учебные тетради «Игралочка". Математика для детей 4-5 лет. Авторы/составители: Петерсон Л.Г., Холина Н.П.
Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.
2. «Наши прописи». Учебное пособие в 2-х частях. Авторы/составители: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Издательство: Баласс, 2019 г.
3. Методический материал «Нетрадиционные упражнения на развитие голоса на основе использования системы В.
Емельянова»
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
собеседование (входная диагностика, итоговое собеседование)
Цель проведения собеседования – определить уровень подготовленности ребенка к обучению.
Собеседование позволит выявить
уровень развития словесно-логического
мышления, наглядно-образного
мышления, развития памяти словарного запаса и связной речи.
Индивидуальный лист развития ФИО
№
1.

2.

Критерии

Определить уровень словесно-логического
мышления
Определить уровень наглядно- образного
мышления

Не сформированы

Частично сформированы

Сформированы

3.

Определить уровень развития слуховой памяти

4.

Определить уровень развития зрительной слуховой
памяти
Определить уровень состояния связной речи и
словарного запаса
Выявить нарушения звукопроизношения

5.

6.

4. Список литературы для педагога
 Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. Наглядные материалы по теме «Предлоги». Приложение к пособию для
дошкольников «По дороге к Азбуке» /сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. — М.: Баласс, 2008 — 64с.:
ил. (Образовательная Система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»).
 Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
 Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
 Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное
общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
 Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
 Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет,
страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских
работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
 Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». -М.: Академия, 2000. - 256 с.
 Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
 Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых
упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
 Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и
родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;

 Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к Азбуке» и
«Здравствуй, мир!» / Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова.
 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методические рекомендации "Игралочка ." Методическое пособие по развитию
математических представлений детей – М.: Ювента, 2012 – с. 140
 Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под
редакцией Н.Б. Шумаковой.– М.: Просвещение. 2011.
 Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и
рисования. - М.: Новая школа, 2001. – 126 с
 Узорова О., Нефёдова Е. 1000 упражнений для подготовки к школе. – М.: АСТ, 2002.







Список литературы для родителей
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. Наглядные материалы по теме «Предлоги». Приложение к пособию для
дошкольников «По дороге к Азбуке» /сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. — М.: Баласс, 2008 — 64с.:
ил. (Образовательная Система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»).
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых
упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и
родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к Азбуке» и
«Здравствуй, мир!» / Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова.
Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и
рисования. - М.: Новая школа, 2001. – 126 с
Узорова О., Нефёдова Е. 1000 упражнений для подготовки к школе. – М.: АСТ, 2002.

Приложение 1
Оценка словесно-логического мышления
1.
Помидор, лук, капуста - назови одним словом. (Овощи.)
2.
Где живет медведь? (В лесу, В берлоге.)
3.
Зачем нужен лифт? (Чтобы люди не ходили по лестнице на
4.
Высокий этаж, чтобы Возить людей.)
5.
Одна конфета, а много ... (конфет).
6.
Какие дни недели ты знаешь?
7.
Назови свой адрес.
8.
Что делают ножницами? (Режут, стригут.)
9.
Учитель учит, а врач ... (лечит).
10. Кого из сказочных героев ты знаешь?
11. Есть люди добрые, а есть ... (злые, жадные).
12. Пуговицу пришивают, а гвоздь ... (забивают).
13. Птицы на зиму улетают в жаркие страны или прилетают оттуда? (Улетают.)
14. Июль - летний месяц или весенний? (Летний.)

15. Где хранятся фотографии? (В альбоме)
16. У кошки - котенок, а у собаки ... (щенок).
17. Мальчик снял куртку, потому, что ... (ему стало жарко, он пришел домой).
18. Где работает клоун? (В цирке.)
19. Какое слово лишнее: мяч, кукла, машинка, книга? Почему? (Книга, потому что остальное - игрушки.)
20. Чем похожи яблоко и груша? (Вкусные, сладкие, фрукты, внутри есть косточки, остается огрызок.)
21. Девочка заплакала, потому что ... (ее кто-то обидел, ее ругали, потому что плакса).
Оценка результатов словено-логического мышления
<8 - ниже нормы
9-16 - норма
17-21 - выше нормы ответов,

Оценка наглядно-образного мышления
Со словесно-логическим мышлением связаны образно-логическое мышление, анализ, синтез, умозаключения. Для
оценки уровня развития образно-логического мышления ребенку предлагаются следующие задания.
Нелепые картинки. Ребенку предлагают картинки с заведомо неправильным изображением: самолет плывет по
реке; на дереве растут часы; с неба падают конфеты; лыжник едет по песку; перчатки надеты на ноги; носки на
руки; корзина вместо шляпы на голове; по небу летают не птицы, а рыбы; мышь ловит кошку; девочка на поводке
ведет пингвина и др. Такие картинки можно найти в книгах тестов для детей, вырезать из детских журналов,
попросить нарисовать родителей. В зависимости от количества нарисованных элементов определяется количество
баллов.
Если нарисовано 10 элементов,
- < 6 неточностей - ниже нормы
- 6-8 неточностей - норма
- 9-10
- выше нормы
Оценка развития памяти

1. Ребенку предъявляют 8 карточек с изображением разных ситуаций: дети играют, водитель ведет машину, повар
готовит обед, мама кормит кошку и др. Предлагают рассмотреть картинки в течение 2 мин. Картинки переворачивают,
предлагают назвать то, что ребенок запомнил.
- <5 карточек – ниже нормы
- 5-7 карточек – норма
- 8-10 карточек – выше нормы
2. Ребенку называют 5 понятий и 2 признака на каждое понятие.
1.
Апельсин - оранжевый, сладкий.
2.
Снег - белый, холодный.
3.
Кошка - мягкая, пушистая.
4.
Сахар - белый, сладкий.
5.
Мяч - резиновый, круглый.
Слова читают 2 раза. Потом читают первое слово, а ребенку предлагают назвать третье.
<3 – ниже нормы
- 4-5 – норма
- 6-7 – выше нормы
3. Ребенку читают 5 предложений.
1. Мама моет посуду.
2. Дети играют в. прятки.
3. Собака охраняет дом.
4. Клоун смешит людей.
5. Рыба плавает в море.
Просят повторить те предложения, которые ребенок запомнил. Главное, чтобы ребенок передал смысл, а не
дословно повторил предложение.
- <3 - ниже нормы
-3-4 - норма
- 5 - выше нормы
4. Ребенку предъявляют 8 карточек с изображением геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, овал,
прямоугольник, ромб, пирамида, цилиндр. Предлагают рассмотреть карточки в течение 2-3 мин. Карточки
переворачивают, просят ребенка изобразить те фигуры, которые он запомнил.
<4 карточек – ниже нормы

- 4-5 карточек – норма
- 6-8 карточек – выше нормы
Оценка развития речи
1. Назови слова. Ребенку предлагают назвать слова, которые начинаются с буквы а, в, р.
- <5 слов на каждую букву - ниже нормы
-5-7 слов на каждую букву - норма
- 8> слов на каждую букву - выше нормы
2. Составление рассказов по серии сюжетных картинок (8картинок)
Норма 6-8 предложений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».