Рабочая программа элективного курса Актуальные вопросы истории 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Актуальные вопросы истории»
11 класс

Екатеринбург 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории» для
обучающихся 11 классов предназначена для эффективной подготовки старшеклассников к
сдаче ЕГЭ по истории. Программа элективного курса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является
дополнением к базовой программе по истории России для 10-11 классов.
Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по
истории России с древности до начала XX века. Теоретический материал соответствует
кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора,
что усиливает практическую направленность курса.
Особый упор делается на изучение
и отработку дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических
явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие
исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск
информации в различных источниках.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по
истории России.
Курс рассчитан для учащихся 11 классов в количестве 34 часов.

Содержание элективного курса «Актуальные вопросы истории»
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Занятие,
общественный строй, верования восточных славян. Возникновение государства у славян.
Русь при первых князьях. Культура Древней Руси. Феодальная раздробленность. Русские
княжества в домонгольский период. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Культура
Руси XII-XIII веках.Начало образования Российского централизованного государства.
Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей в первой
половине XV в. Завершение объединения русских земель и образования российского
государства. Россия при Иване IV. Расширение территории России в XVI веке. Ливонская
война. Смутное время. Культура России в XIV-XVI вв. Первые Романовы. Церковный
раскол. Социальные движения в России. Внешняя политика России. Культура России в
XVII веке. Россия при Петре I. Эпоха дворцовых переворотов. Россия при Екатерине II.
Культура России в XVIII веке. Внутренняя политика Павла I. Внутренняя и внешняя
политика Александра I до войны 1812 года. Отечественная война 1812 года и заграничный
поход русской армии. Движение декабристов. Россия при Николае I.
Россия при Александре II. Эпоха Великих реформ. Противоречия социального развития.
Внешняя политика России при Николае I и Александре II. Россия при Александре III.
Культура народов России XIX веке. Обзор истории России XX века. Точки зрения
историков на проблемные моменты Истории России.

Планируемые результаты
Личностные:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные:
Регулятивные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера
ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Познавательные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях.
Предметные:
Предметные результаты изучения истории проявляются в освоенных обучающимися
знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
1) Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и
периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей
истории, соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий.
2) Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать
(классифицировать) факты по различным признакам.
3) Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на
электронных носителях и других): читать историческую карту с опорой на легенду,
находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты
передвижений значительных групп людей, места значительных событий и другие.
4) Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников):
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, письменных, визуальных и другие), сравнивать данные разных

источников, выявлять их сходство и различия, высказывать суждение об информационной
(художественной) ценности источника.
5) Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических
событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи, составлять описание исторических объектов, памятников
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и другое.
6) Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника,
факт историка), соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть
характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать
смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события,
явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях
исторических событий.
7) Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и
личностей, изложенные в учебной литературе, объяснять, какие факты, аргументы лежат в
основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое
отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять
характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно
составленному плану).
8) Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания
при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий, использовать
знания об истории и культуре своего и других народов как основу диалога в
поликультурной среде, способствовать сохранению памятников истории и культуры .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.
6.

Кол-во
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

Объединение
земель
вокруг
Москвы
Смутное время. Культура России в
XIV-XVI вв.

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

Первые
Романовы.
России в XVII веке

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

2

Библиотека ЦОК

тема

Образование государства у славян

Феодальная
раздробленность.
Борьба
с
иноземными
захватчиками. Культура Руси XXIII веках

Культура

Россия при Петре I
7.
8.
9.

https://m.edsoo.ru/7f41c418

Эпоха дворцовых переворотов
Россия при Екатерине II.
Культура России в XVIII веке.
Правление Павла I

10. Внутренняя и внешняя политика
Александра 1
11. Движение декабристов
12. Российская империя в годы
правления Николая I
13. Александр II. Эпоха Великих
реформ.
14. Российская империя в годы
правления Александра III
15. Культура России XIX веке

1
2
1
2
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

1

16. Обзор истории России XX века

2

Точки зрения историков на
17. проблемные моменты Истории
России

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

тема

Кол-во
часов
дата

Восточные славяне во второй половине первого
тысячелетия. Занятие, общественный строй, верования
восточных славян

1

Возникновение государства у славян

1

Русь при первых князьях

1

Культура Древней Руси

1
1

6

Феодальная раздробленность
Русские княжества в домонгольский период

7

Борьба Руси с иноземными захватчиками

1

8

Культура Руси X-XIII вв.

1

1

2
3
4
5

1

9

10

Начало образования Российского централизованного
государства. Москва как центр объединения русских
земель
Политика московских князей в первой половине XV в.

1
1

13

Завершение
объединения
русских
земель
и
образования российского государства
Россия при Иване IV. Расширение территории России в
XVI веке. Ливонская война
Смутное время

14

Культура России в XIV-XVI вв.

15
16

Первые Романовы. Церковный раскол. Социальные
движения в России
Внешняя политика России

17

Культура России в XVII веке

1

18

Петровские преобразования. Абсолютизм.

1

19

Северная война. Провозглашение России империей

1

20

Эпоха дворцовых переворотов

1

21
22

Россия при Екатерине II. «Просвещенный абсолютизм»
Внешняя политика.
Культура России в XVIII веке.

23

Правление Павла I

24

26

Внутренняя и внешняя политика Александра I до
войны 1812 года
Отечественная война 1812 года и заграничный поход
русской армии.
Движение декабристов

27

Российская империя в годы правления Николая I

1

28

Александр II. Эпоха Великих реформ.

1

29

Российская империя в годы правления Александра III

1

30

Культура России XIX веке

31

Обзор истории России XX века

1

32

Обзор истории России XX века

1

33

Точки зрения историков на проблемные моменты
Истории России
Точки зрения историков на проблемные моменты
Истории России

11
12

25

34

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.История России (в 2 частях), 6 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и
другие; под редакцией Торкунова А.В., «Просвещение»
2.История России (в 2 частях), 7 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и
другие; под редакцией Торкунова А.В., «Просвещение»
3. История России (в 2 частях), 8 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и
другие; под редакцией Торкунова А.В., «Просвещение»
4. История России (в 2 частях), 9 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский
А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В., «Просвещение»
5.Артасов И.А. ЕГЭ-2026. 30 типовых вариантов
6.. Попов В.П.,. Чураков Д.О. Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века
издательство МП Г

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
histrf.ru
fipi.ru
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://histrf.ru/
https://history-doc.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».