МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Политика как сфера общественной жизни»
11 класс
Екатеринбург 2025
Пояснительная записка
Элективный курс «Политика как сфера общественной жизни»
выполняет функцию углубления раздела «Введение в политологию»
общеобразовательного предмета «Обществознание» в 11 классе.
Курс интегрированный: вопросы политологии рассматриваются в
социальном, правовом, психологическом, историческом аспектах.
Цели курса:
развитие
стойкого
познавательного
интереса
к
политологии;
формирование критического мышления;
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданственности, социальной ответственности, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу
Конституции РФ;
освоение системы знаний, составляющих основы
политологии, необходимых для деятельности в политической сфере,
для успешного получения политологического профессионального
образования и самообразования;
овладение умениями получения, осмысления, анализа,
синтеза, систематизации политической информации;
освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности в характерных политических ролях;
формирование опыта применения полученных знаний,
умений для решения типичных задач в области политических
отношений.
На изучение курса отводится 33 учебных часа.
Содержание имеет теоретическую и практическую составляющие.
Теоретический материал строится на основе тем, включенных в
инвариантный профильный курс обществознания в разделе «Введение в
политологию». Содержание и логика построения теоретического материала
элективного курса в основном соответствуют содержанию и логике
построения теоретического материала основного курса, нацелены на
углубление и частично на расширение политологических знаний учащихся,
полученных на уроках. Практическая часть курса реализуется через
включение учащихся в коллективную, групповую, индивидуальную
деятельность. Системный подход к изучению теоретического материала
осуществляется, в частности, через практический анализ (структурнофункциональный, причинно-следственный, сравнительный) политических
систем ряда государств, Российской Федерации. Для данной работы
необходимо
использовать
правовые
документы,
справочную,
энциклопедическую литературу, неадаптированные научные тексты.
Большое внимание в практической части курса должно быть уделено
изучению и анализу СМИ на политические темы, написанию эссе, отзывов на
политические статьи, рефератов, что формирует специальные умения.
Важным компонентом практической части курса является проектная
деятельность, цель которой - создание политического проекта, что
способствует формированию субъектной позиции в политической сфере. За
счет практической части курса осуществляется связь с жизнью, идет
формирование ряда ключевых компетенций, это позволяет развивать стойкий
интерес к теоретическому материалу. В практической части должны
учитываться интересы учащихся, предлагаться варианты заданий.
В процессе реализации курса предполагается осуществление
деятельностного, личностно-ориентированного, практико-ориентированного
подходов, что предполагает использование определенных методов, в
частности:
метода развития критического мышления;
метода проектов,
метода учебных игр.
Место учебного курса в учебном плане
В учебном плане на изучение отводится 1 час в неделю, 34часа.
Содержание элективного курса
«Политика как сфера общественной жизни»
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе. Государство как
основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государственного (территориального) устройства, политический режим.
Типология форм государства.
Федеративное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение
национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы
участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики,
их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система в Российской
Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации
Планируемые результаты основного содержания элективного курса
«Политика как сфера общественной жизни»
Предлагаемый учебный курс должен помочь
приобретении учащимися опыта познавательной и
деятельности, в который войдут:
учащимся в
практической
работа с источниками социальной информации, с использованием
современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета),
критическое осмысление актуальной социальной информации,
поступающей из разных источников, формулирование на этой основе
собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному
мнению через участие в дискуссиях о современных социальных
проблемах.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень)
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
умение
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в
физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность
к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и
постоянному профессиональному росту, к учету общественных
потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин.
В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования (на базовом
уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном
взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
готовность
и способность овладевать новыми социальными
практиками, осваивать типичные социальные роли;
эмпатии,
включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных
навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны
отражать:
1. Овладение
универсальными учебными познавательными
действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и
процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах;
вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов
деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
развивать
навыки
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять
способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать
научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать
приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов
и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать
средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
владеть
различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать
цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив,
аргументировать
сделанный
выбор,
брать
ответственность за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть
навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты
основы политической системы общества;
основные политические институты, процессы;
место человека в системе политических отношений, его
политические роли;
основные виды анализа политических объектов;
характеризовать, опираясь на научные знания, основные
политические объекты, их место в политической системе; сравнивать
политические объекты, выявляя общие черты и отличия, внутренние и
внешние связи;
осуществлять поиск, анализ и синтез политической
информации по определенной теме из неадаптированных источников;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные
исследования на политические темы;
подготовить реферат, эссе, отзыв на политическую статью,
телевизионную передачу, устное выступление, учебный проект на
политическую тему;
применять знания основ политологии в процессе решения
познавательных и практических задач, отражающих актуальные
проблемы политической жизни общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Содержание материала
Электронные
Кол-во
(цифровые)
часов
образовательные
ресурсы
Политика и политология
Библиотека ЦОК
1.
2
История развития политической мысли
2.
Библиотека ЦОК
3
Политические конфликты
1
4.
Власть:
ее
эффективности
5.
Политическое развитие и его способы:
эволюция, революция, реформы
и
критерии
6.
2
9.
Средства массовой информации.
1
1
10. Политическое лидерство.
1
11. Политическая ответственность
1
Право как ограничитель политики и
власти.
13. Политика и мораль
https://m.edsoo.ru/7f41c4
18
Библиотека ЦОК
1
Религиозные организации
https://m.edsoo.ru/7f41c4
18
Библиотека ЦОК
Профсоюзы
8.
https://m.edsoo.ru/7f41c4
18
Библиотека ЦОК
1
3
7.
https://m.edsoo.ru/7f41c4
18
Библиотека ЦОК
Политическая система общества
12.
https://m.edsoo.ru/7f41c4
18
Библиотека ЦОК
3.
виды
https://m.edsoo.ru/7f41c4
18
1
1
14. Государственный аппарат
1
15. Классификация государств
1
https://m.edsoo.ru/7f41c4
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
16. Социальное назначение государства
2
17. Конституция – манифест политики
1
Права и свободы как показатель
гуманизма политики
19. Плебисцит, референдум, всенародный
опрос.
20. Выборы
18.
21. Ответственность
за
нарушение
избирательного процесса
Парламентаризм как форма выражения
22.
политики
Правовой нигилизм как отрицательный
23.
фактор политики
24. Итоговое повторение и обобщение.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
1
1
1
1
1
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема урока
Кол-во часов дата
Политика и политология
1
Политика и политология
1
История развития политической мысли
1
История развития политической мысли
1
История развития политической мысли
1
Политические конфликты
1
Власть: ее виды и критерии эффективности
1
Власть: ее виды и критерии эффективности
1
Политическое развитие и его способы: эволюция, 1
революция, реформы
Политическая система общества
1
Политическая система общества
1
Политическая система общества
1
Профсоюзы
1
Религиозные организации
1
Средства массовой информации.
1
Политическое лидерство.
1
Политическая ответственность
1
Право как ограничитель политики и власти.
1
Политика и мораль
1
Государственный аппарат
1
Классификация государств
1
Социальное назначение государства
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Социальное назначение государства
Конституция – манифест политики
Права и свободы как показатель гуманизма политики
Права и свободы как показатель гуманизма политики
Плебисцит, референдум, всенародный опрос.
Выборы
Ответственность за нарушение избирательного
процесса
Парламентаризм как форма выражения политики
Правовой нигилизм как отрицательный фактор
политики
Итоговое повторение и обобщение.
Итоговое повторение и обобщение
Итоговое повторение и обобщение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Официальный интернет-портал правовой информации- http://pravo.gov.ru/
Президент России — гражданам школьного возраста- http://www.uznayprezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт- http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая
информация- http://www.gks.ru
Московская школа прав человека- http://www.mshr-ngo.ru